Влияние профессионального стресса на личность психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 27.06.2023

Статья просмотрена: 457 раз

Библиографическое описание:

Лето, В. А. Влияние профессионального стресса на личность психолога / В. А. Лето. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 129-133. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104536/ (дата обращения: 26.12.2024).



Статья посвящена изучению понятия стресса и его влияния на личность психолога (раскрывается сущность понятия «профессиональный стресс», рассматривается специфика психологического стресса психологов, а также представлены основные подходы к управлению профессиональным стрессом), рассматривается понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании (в результате этого анализа определяется понятие профессионального здоровья, которое может быть применено к психологам).

Ключевые слова: профессиональное здоровье, стресс, психолог.

The article is devoted to the studying of the concept of stress and its influence on the personality of a psychologist (the essence of the concept of «professional stress» is revealed, the specificity of psychological stress of psychologists is considered, and also the basic approaches to management of professional stress are presented), the concept and structure of professional health in the general theoretical understanding (the concept of professional health, which can be applied to psychologists) is considered.

Keywords: professional health, stress, psychologist.

Основателем учения о стрессе стал канадский ученый Г. Селье, тогда еще никому не известный физиолог, который в 1936 году опубликовал в разделе «Письма к редактору» журнала Nature небольшой доклад под названием «Синдромы, вызванные различными разрушительными агентами». Когда он был студентом второго курса медицинского факультета Пражского университета, он обратил внимание на тот очевидный факт, что различные инфекционные заболевания имеют некоторые общие симптомы. Эти симптомы включали общее недомогание, потерю аппетита, лихорадку, озноб, мышечную слабость, скованность и боль в суставах, высокое кровяное давление и потерю мотивации к достижениям. Эксперименты молодого ученого подтвердили, что не только инфекции, но и другие вредные воздействия (охлаждение, ожоги, раны, отравления и т. д.) и последствия, характерные для каждого из них, вызывают однотипные сложные биохимические, физиологические и поведенческие реакции. Тогда Г. Селье предположил, что организм имеет универсальный неспецифический ответ на любую «травму», направленный на мобилизацию защитных сил организма. Эту реакцию он назвал стрессом. В современной трактовке стресс определяется как «неспецифическая реакция организма на любое внешнее требование» (Г. Селье) [3].

В дальнейшем Г. Селье выделил три стадии развития стресса:

  1. «Реакция тревоги, которая проявляется в мобилизации всех ресурсов организма.
  2. Сопротивление, когда организму удается (благодаря предыдущей мобилизации) успешно справиться с вредным воздействием. В этот период наблюдается повышение устойчивости к стрессу. Если влияние вредных факторов не удается устранить и преодолеть со временем, наступает следующий этап.
  3. Истощение. Способность организма к адаптации снижается. На этой стадии сопротивляемость организма новым вредным воздействиям снижается, а риск заболевания возрастает. Третий этап не является необходимым» [3].

Стоит согласиться с О. В. Шнайдером, что стресс понимается по-разному, и как моральное напряжение, и как неврологический шок, и как психическая перегрузка [7, с. 73].

Профессиональный стресс — это нарушение психологического состояния человека в результате воздействия эмоционально негативных факторов, связанных с профессиональной деятельностью.

Стресс на рабочем месте — это реакция на сложные и, по мнению человека, непреодолимые ситуации. Стресс приводит к эмоциональному дискомфорту и является результатом усталости и переутомления.

Фактор стресса обычно проявляется на работе — это может быть отсутствие обратной связи с коллегами, неподходящие условия труда, включая шум, освещение, оборудование рабочего места, чрезмерное давление со стороны руководства и коллег и т. д.

Стресс может быть разным — глубокий стресс, умеренный стресс и ежедневный или привычный стресс.

Ежедневный стресс характеризуется как кумулятивная особенность человеческой психики, особенно для тех, кто работает в неудовлетворительных коллективах или на неудовлетворительных рабочих местах.

Работоспособность и способность человека выполнять свою работу, его мотивация и наличие недостатков в работе — все это тесно связано с рабочим стрессом, который может привести к повышению уровня травматизма.

С появлением проблемы стресса на работе возникла новая область, основной задачей которой является решение вопросов здоровья: «психология профессионального здоровья». Этот термин был введен психологом Дж. Рэймондом в 1990 году. Психология профессионального здоровья изучает негативное влияние стресса на организм человека и разрабатывает способы и средства борьбы с ним.

Каждый человек реагирует на стрессовые ситуации по-своему — одни легко переносят страдания от стресса, другие уходят в себя.

Стресс может оказывать влияние на наш физический организм и приводить к соматическим заболеваниям. Психосоматические заболевания трудно поддаются лечению, поэтому важно устранить основные причины.

Профессиональный стресс — это явление, которое проявляется как психическая и физическая реакция на стрессовую рабочую среду. Теперь это отдельная рубрика в Международной классификации болезней (МКБ).

Специалисты различают множество видов профессионального стресса, например, Н. В. Самоукина выделяет:

— Информационный стресс, возникающий в условиях жестких временных ограничений, который часто сопровождается неопределенностью ситуации и изменением информационных параметров.

— Эмоциональный стресс, подрывающий установки и ценности работника, связан с профессией и возникает при наличии реальной опасности, которая может быть связана, например, с чувством вины за невыполненную работу.

— Коммуникативный стресс связан с проблемами в деловом общении, неспособностью контролировать себя и отсутствием стратегии

— Стресс профессионального достижения — это особый тип, основная проблема которого заключается в несоответствии между ожиданиями человека и его реальными способностями.

— Это препятствует творчеству человека из-за страха совершить ошибку и заставляет его отвергать все новое и рискованное.

— Конкурентное давление — довольно распространенный тип, который заставляет человека «выйти из себя», человека, чья цель — стать профессионалом, успешным конкурентом.

— Профессиональное давление на успех — это также особый вид давления, которое возникает, когда работник достигает больших успехов в своей деятельности, и опасность здесь заключается в том, чтобы осмыслить уже достигнутое.

Вопрос заработка денег — это особая тема, с которой профессиональный стресс может идти рука об руку. Было отмечено, что наследство или крупная премия скорее приведут к серьезным проблемам, чем к счастью.

Проблема для богатых заключается в том, что не все можно купить за деньги — вы не можете купить любовь, вы не можете купить здоровье.

Профессиональный стресс имеет свои проявления.

— глубокая депрессия.

— агрессивное отношение к коллегам.

— абсентеизм и нежелание ходить на работу.

— высокий процент дефектов на выходе.

— чрезмерное давление на работе.

— чрезмерная ответственность, которая может привести к конфликтам и т. д.

Существующие условия труда, а также профессиональная деятельность человека оказывают общее влияние на его психологическое состояние. В конце двадцатого века термин «профессиональное здоровье» был введен как часть организационной психологии [3, с. 52].

В содержании различных научных и учебных изданий нет единого понятия «профессиональное здоровье», и можно встретить различные ссылки на него. Одним из первых ученых, изучавших концепцию гигиены труда, был В. А. Пономаренко. Он понимал профессиональное здоровье как атрибут организма, непосредственной целью которого является сохранение механизмов компенсации и защиты, обеспечивающих работоспособность отдельного работника во всех условиях профессиональной деятельности [4, с. 56].

Л. Р. Правдина понимает профессиональное здоровье как «уровень характеристик здоровья отдельного специалиста, соответствующий требованиям профессиональной деятельности и направленный на обеспечение высокой эффективности такой деятельности, а также как свойство организма, направленное на поддержание необходимых компенсаторных и защитных механизмов, призванных обеспечить надежность и работоспособность профессии во всех условиях и на всех этапах ее выполнения» [6, с. 34].

Профессиональная деятельность психологов связана со стрессом. Стоит подчеркнуть, что влияние стресса на профессиональное здоровье психологов особенно актуально. В наше время, включая происходящие события 21 века, непосредственно сопровождаются возрастающей нагрузкой на психику психологов, им необходимо не только самим «сохранять крепкое психологическое здоровье», но и оказывать психологическую помощь другим людям.

Следует согласиться с А. Г. Маклаковым, что «при одинаковых условиях деятельности психологи отличаются друг от друга состоянием здоровья и функционирования, различается и эффективность их профессиональной деятельности, что приводит к различиям в их адаптации к определенным условиям. Таким образом, чем выше адаптационный потенциал психологов, тем выше вероятность сохранения профессионального здоровья даже в ситуациях повышенного эмоционального стресса» [3, с. 9].

Как отмечает И. В. Еремицкий, «психические состояния психологов в процессе профессиональной деятельности включают повышенную тревожность, плохое психическое состояние, ярко выраженные личностные особенности. Сам характер профессиональной деятельности психологов негативно влияет на их психическое здоровье, сказывается характер профессиональной деятельности в целом» [1, с. 5].

Когда у человека есть проблема, он почти всегда «сливается» с ней. Тогда человек становится носителем проблемы. Именно для того, чтобы «отделить» человека от его проблем, человек придумал консультирование и психотерапию.

Человек, когда он идет к психологу, идет к нему для того, чтобы заставить появиться третьего человека. Тот, кто может оценить ситуацию внешним, непредвзятым взглядом и помочь найти решение.

Именно в этом психологическом треугольнике происходит самое важное. Человек отстраняется от своих проблем и учится жить без них. В этом процессе психолог, конечно, не может «слиться» с эмоциями и чувствами человека. Однако это не всегда возможно, и поэтому нельзя полностью исключить влияние стресса клиента на профессиональное здоровье психолога.

Людям, относящимся к категории психологов, необходимо уделять особое внимание поддержанию своего профессионального здоровья, оставаться профессиональными, профессионально пригодными, уменьшить распространенные заболевания и состояния и увеличить продолжительность жизни.

Психически здоровый человек умен, открыт для сотрудничества, защищен от жизненных ударов и обладает необходимыми инструментами, чтобы справляться с жизненными трудностями [4].

Почему же психологам так важно заботиться о собственном психическом и психологическом здоровье? Вспомним, кто такой психолог — специалист по лечению душ людей. Каковы же основные инструменты психолога? Согласно одной из версий, личность психолога. По крайней мере, этот инструмент логичен и, в идеале, постоянно совершенствуется.

В «этическом кодексе психолога» отсутствует важный пункт, который я называю «психолог — это его самый главный клиент». Это означает, что для психолога первое, о чем нужно подумать, — это о себе. Их эмоциональное состояние, их компетентность, их расслабленность, полнота их жизни, их принятие себя, их терапия и их супервизия. Для каждого психолога важно четко осознавать свое состояние, потому что от этого напрямую зависит результат для его клиента. Когда терапевт целостен, ему легче помочь клиенту обрести целостность, как с помощью инструментов, так и через моделирование клиентом терапевта. В конце концов, мы помним, что лучший способ обучения — это подражание.

Когда клиенты видят доброго, веселого, хорошо отдохнувшего, компетентного и трудолюбивого терапевта, они с большей вероятностью откроются и начнут глубокую работу. Терапевт в первую очередь является примером тех принципов, которые он доносит до клиента [2].

Как только этот принцип будет внутренне принят, легко понять, как психолог поддерживает и развивает свое собственное духовное и психологическое благополучие. Требуется общее развитие личности терапевта. Отдых, регулярная личная терапия, профессиональное развитие, налаженная личная жизнь, профессиональное и профессиональное развитие, забота о своем здоровье, финансовое благополучие, качественная и регулярная сексуальная жизнь, в конце концов. Вообще говоря, каждый, кто обогащает конкретного человека, делает его жизнь более насыщенной, всесторонне развитой и счастливой. На этом этапе у каждого будет свой рецепт. Самое главное помнить, что психолог — ваш самый важный клиент.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает важность принципа «терапевт — самый важный клиент». Личность терапевта — это его главный инструмент, и об этом инструменте нужно заботиться в полной мере.

Купер и Маршалл выделяют основные способы управления профессиональным стрессом:

Они включают изменение психологической, социальной и организационной среды на рабочем месте, предоставление сотрудникам большей автономии, преодоление разрыва между работой и домом, улучшение навыков осознания ролей и создание благоприятного психосоциального климата.

Условия труда способствуют снижению стрессовых факторов, которые желательно иметь:

— работа, соответствующая интеллектуальным запросам работника.

— не слишком много трудовой рутины.

— справедливое вознаграждение за работу.

— совместимость условий труда с физическими требованиями и достижением рабочих целей.

— повышение самооценки работника.

— факторы рабочего места должны способствовать повышению ценности работы [5; 6].

Существует множество способов справиться со стрессом и его последствиями, но никто не может гарантировать единовременную победу над стрессом. Эксперты считают, что необходимо развивать стрессоустойчивое поведение и вырабатывать постоянную устойчивость к стрессовым факторам.

Среди эффективных и широкомасштабных методов — методы саморегуляции стрессоустойчивого поведения.

Саморегуляция — это сознательное регулирование своей ситуации.

Еще один метод — релаксация, которую можно использовать не только частично, но даже полностью, чтобы избавиться от физического или умственного напряжения. Научиться этому полезному методу несложно, но необходимым условием является мотивация.

Одним из факторов, связанных со стрессом, является неспособность сконцентрироваться. Приходится иметь дело с большим количеством разнородных задач и выполнять их с высокой скоростью. День за днем происходит отвлечение, которое приводит к умственному истощению, и здесь практика концентрации незаменима. Концентрация помогает человеку приложить усилия и преодолеть себя [1].

Перепады настроения можно предотвратить с помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания. Изменение ритма дыхания при кашле, разговоре или пении по сравнению с обычным автоматическим дыханием означает, что ритм и характер дыхания можно целенаправленно корректировать, то есть замедлять и углублять. Если увеличить продолжительность выдоха, это будет способствовать успокоению и полному расслаблению.

Дыхание нормального человека сильно отличается от дыхания человека в состоянии стресса, поэтому по ритму дыхания можно судить о психическом состоянии человека. Ритм дыхания очень важен, так как он успокаивает нервы и ум.

Одним из основных методов саморегуляции является самопрограммирование, когда человек задает курс действий своему организму. Самопрограммирование оказывает незначительное сопротивление и легко поддается коррекции, поскольку человек лучше знает, что ему нужно.

Подход ауторегуляции способствует гармоничному единству взаимосвязанных способов борьбы с негативными последствиями стресса.

Таким образом, можно сделать вывод, что сохранение профессионального здоровья психологов является проблемой не только для самих психологов, но и для страны в целом.

Литература:

  1. Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности // Наука без границ. — 2020. — № 6 (11). — С. 1–5.
  2. Печеркина А. А., Борисов Г. И. Технологии сохранения и самосохранения профессионального здоровья // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — № 6. — С. 16–19.
  3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
  4. Славина, Ю. Б. Профессиональный стресс и его влияние на физическое и психологическое здоровье сотрудников / Ю. Б. Славина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 169–171. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89105/ (дата обращения: 22.12.2022).
  5. Шингаев С. М. О разработке концепции психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2020. — № 4. — С. 22–26.
  6. Шингаев С. М. Профессиональный стресс и здоровье менеджеров. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2018. — № 71. — С. 11–16.
  7. Шнайдер О. В. Понятие «стресс» и основные его виды в психологии // Психология личности в современных условиях: Сборник научных трудов. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2021. — С. 72–76.
    Деева О. С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 14. — С. 6–10.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное здоровье, профессиональный стресс, профессиональная деятельность, стресс, психолог, рабочее место, работа, профессиональная деятельность психологов, профессиональное развитие, чрезмерное давление.


Похожие статьи

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории

В статье автор рассматривает теоретические аспекты стресса, в том числе профессионального стресса в жизни человека. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога, и формированию профессионального стресса в процессе педагогической д...

Психологические аспекты феномена профессиональной деформации

В статье освещены различные понятия профессиональной деформации, данные разными авторами; рассмотрены исследования феномена профессиональной деформации, начиная с XX века; выделены типы профессиональных деформаций, а также различные детерминанты их в...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Похожие статьи

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации

В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стил...

О профессиональном стрессе и его влиянии на здоровье педагогов: актуальные вопросы теории

В статье автор рассматривает теоретические аспекты стресса, в том числе профессионального стресса в жизни человека. Особое внимание уделяется профессиональной деятельности педагога, и формированию профессионального стресса в процессе педагогической д...

Психологические аспекты феномена профессиональной деформации

В статье освещены различные понятия профессиональной деформации, данные разными авторами; рассмотрены исследования феномена профессиональной деформации, начиная с XX века; выделены типы профессиональных деформаций, а также различные детерминанты их в...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте

В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияни...

Социально-психологическая адаптация студентов-первокурсников

В статье рассматривается сущность, стадии социально-психологической адаптации, а также факторы, влияющие на неё. Делается анализ проблем, связанных с социально-психологической адаптацией. Приводятся данные исследования, позволяющие охарактеризовать с...

Психологическое благополучие: проблемы и подходы к исследованию

Статья посвящена обзору исследований психологического благополучия. Излагаются современные представления о психологическом благополучии. Проблема психологического благополучия актуальна на современном этапе развития общества, поскольку переживание че...

Субъективное благополучие в период поздней взрослости: структурный анализ

В статье основное внимание уделяется субъективному восприятию человека и процессам, посредством которых осуществляется оценка его удовлетворенности жизнью и благополучия. Учитывая разнообразие междисциплинарных исследований благополучия, в статье при...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Задать вопрос