В статье рассматривается понятие прений сторон, судебные прения как стадия судебного процесса и их значимость как этапа судебного разбирательства.
Ключевые слова: прение сторон, судебное следствие, РФ, прения, суд.
В законодательстве отсутствует определение прений сторон. Существует множество разъяснений в научном сообществе относительно этого вопроса.
К примеру, С. П. Желтобрюхов определяет прения как публичное обсуждение виновности или невиновности подсудимого [1]. В них даются анализ и оценка исследованных судом доказательств, высказывается мнение сторон по квалификации инкриминируемого подсудимому деянию, назначению наказания, а порой появляются обстоятельства, требующие возобновления судебного следствия.
Прения — это речи ряда участников судебного процесса, поименованных в законе, о существе рассматриваемого дела. При всем различии их позиций, отсутствии каких — то обязательных требований к содержанию и форме речей в них освещается определенный круг вопросов, подводится итог исследования результатов судебного следствия [2]. Как правило, в речах должны анализироваться доказанность преступления, его фактические обстоятельства, наступившие последствия, юридическая оценка деяния, данные о личности потерпевшего и подсудимого, причины и условия, способствовавшие совершению преступления. В речи должны содержаться выводы о виновности или невиновности подсудимого, найти свое обоснование квалификация содеянного, вид и размер наказания или освобождение от него либо оправдание подсудимого, высказаны соображения о других вопросах, вытекающих из дела.
В УПК РФ законодатель заостряет внимание на содержательной части прений, нежели на определении. Основные нормы о прениях содержатся в Главе 38 УПК РФ Раздела IX «Производство в суде первой инстанции» Части 3 «Судебное производство». При этом Глава 38 УПК РФ расположена после Главы 37 «Судебное следствие» [3].
Исходя из положений УПК РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ следует, что прения сторон представляют собой составную часть судебного разбирательства. Характерные признаки, которые многими правоведами включаются в определение прений сторон, оформлены в отдельные части.
Так в ч. 1 и ч. 2 ст. 292 УПК РФ указаны субъекты прений: обвинитель, защитник, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, а также подсудимый. При этом гражданский истец, гражданский ответчик и их представители могут участвовать в прениях только в случае заявления ходатайства. Такое ходатайство должно быть удовлетворено судом без учета мнения других участников судебного разбирательства.
Лица, участвующие в судебных прениях, в своих выступлениях дают правовую оценку спорным правоотношениям, выражают свои суждения по существу спора.
Следует отметить, что государственный обвинитель и защитник — это основные, главные участники судебных прений. Порядок выступления определен таким образом, что первым на основании ст. 292 выступает государственный обвинитель, а последим подсудимый. Порядок выступления участников судебного разбирательства в прениях сторон устанавливается судом. В дальнейшем на основании ст. 292 УПК РФ выступает гражданский истец и его представитель, а уж после их выступления — гражданский ответчик и его представитель.
Прения сторон открываются после соответствующего объявления председательствующего и заканчиваются последним словом подсудимого. Следовательно, выступления в прениях — важнейшая и необходимая часть судебного процесса, позволяющая сторонам активно влиять на его результат, убеждая суд в своей правоте. В ч. 5 ст. 292 УПК РФ указывается, что суд не вправе ограничивать продолжительность прений сторон. В то же время уголовно-процессуальным законодательством предусмотрено, что председательствующий может останавливать участвующих в прениях лиц, если их речь не относится к рассматриваемому делу.
До объявления прений сторон в суде исследуются все доказательства со стороны обвинения и защиты, вносятся все ходатайства, складывается общая картина преступного деяния. В случаях, когда стороны ссылаются в прениях на ранее неисследованные факты, заявляют о новых доказательствах, суд вправе возобновить судебное следствие, а после этого открыть прения сторон.
После прения стороны могут высказать реплику — замечание участника прений сторон в отношении сказанного в речах других участников. Последняя реплика принадлежит подсудимому или его защитнику. Несмотря на то, что реплика не является обязательным элементом прений сторон, иногда стороны прибегают к ним после выступления с речами в прениях. После того, как стороны высказались в прениях, суд предоставляет подсудимому последнее слово. Во время последнего слова подсудимому не могут задаваться никакие вопросы, либо комментироваться его слова. После выступления подсудимого с последним словом суд удаляется в совещательную комнату для постановления приговора.
О роли судебных прений в достижении истины высказываются и авторы: «каждый участник судебных прений имеет свою цель, как правило, несовпадающую с объективной истиной. Направивший дело в суд прокурор, естественно, считает истиной свою позицию, однако для суда прокурор — одна из сторон, а обвинительное заключение — лишь версия, нуждающаяся в тщательном и всестороннем критическом анализе с учетом доводов второй стороны» [4].
Г. Д. Побегайло рассматривает в качестве задачи судебных прений подведение итогов судебного следствия. Данная задача, по его мнению, направлена на достижение судом объективной истины по уголовному делу, предупреждение и предотвращение судебных ошибок [5].
Именно в судебных прениях государственный обвинитель и защитник, основываясь на изложенных ранее доказательствах, представляют свою позицию по конкретному делу. Прения сторон приводят к логическому выводу, усиливают представленные на предшествующих этапах доводы, тем самым влияя на приговор.
Значимость прений как этапа судебного разбирательства велика. В судебных прениях наиболее явно проявляется принцип состязательности, так как они позволяют разграничивать функции защиты и обвинения, содержат необходимые гарантии установления истины по уголовному делу, предупреждают односторонний характер выявления обстоятельств дела, усиливают доверие к суду. То есть выступления сторон в прениях служат одним из способов отстаивания участниками судебного разбирательства прав и законных интересов представляемых ими физических лиц.
На основании изложенного можно утверждать, что институт прений, состоящий из речей противоборствующих сторон, в рамках судебного следствия имеет высокую значимость для установления истины. Отстаивая свои позиции, стороны воздействуют на внутреннее убеждение судьи. В прениях стороны выдвигают свои версии произошедшего события, предлагая суду свою оценку доказательств, тем самым оказывая воздействие на сознание судей, что позволяет на основе представленных доказательств и версий сторон сформировать собственную версию. Таким образом, прения служат завершающим, итоговым этапом судебного следствия и значительно влияют на приговор, выносимый судом.
Литература:
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 13.06.2023). — Текст: электронный // Консультант: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/.
- Желтобрюхов, С. П. Прения сторон и последнее слово подсудимого / С. П. Желтобрюхов. — Текст: непосредственный // Российская юстиция. — 2018. — № 9. — С. 31.
- Лазарева, В. А. Судебная речь по уголовному делу: учебное пособие / В. А. Лазарева, Л. А. Шестакова; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева» (Самарский университет). — Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2018. — 335 с.
- Ульянов, В. Г. Государственное обвинение в российском уголовном судопроизводстве / в. г. Ульянов. — М.: Олма-пресс, 2002. — 352 c. — Текст: непосредственный.
- Побегайло, Г. Д. Судебные прения в советском уголовном процессе: (Общ. положения). Учеб. пособие / Г. Д. Побегайло. — Москва: ВЮЗИ, 1982. — 39 c. — Текст: непосредственный.
- https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/14009/1/Домникова В. А._ЮРм-1809а.pdf