Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Архитектура, дизайн и строительство

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 25.06.2023

Статья просмотрена: 518 раз

Библиографическое описание:

Первутинская, О. Е. Формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска / О. Е. Первутинская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 63-72. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104476/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье автор исследует формирование региональной архитектуры Горно-Алтайска на разных этапах развития города по знаковым объектам исторических и современных зданий.

Ключевые слова: региональная архитектура, национальная идентичность, Горно-Алтайск.

История развития города Горно-Алтайска начинается в середине XIX века, когда несколько семей русских переселенцев и крещеных алтайцев поселились в долине реки Улалы близ Чуйского тракта, являющимся главным торговым путем между Россией, Монголией и Китаем. Алтайские народы всегда вели кочевой образ жизни, русские же принесли им свою религию и свою традицию оседлой жизни, что непосредственно отразилось на развитии архитектуры Горно-Алтайска.

Ведущую роль в формировании города сыграла Томская епархия, сделавшая тогда еще поселение Улала центром развития Алтайской Духовной Миссии на территории Горного Алтая. И первым зданием, построенным в поселении и сохранившемся до настоящего времени, была открытая в 1834 г школа для мальчиков. Однако уже к концу XIX века деревянное здание школы обветшало, что стало причиной закладки в 1900 году нового кирпичного здания, строительство которого было завершено в 1905 г. В этом же году школа получила статус церковно-приходской [5].

Мужская церковно-приходская школа до 1926 года [5]

Рис. 1. Мужская церковно-приходская школа до 1926 года [5]

Мужская церковно-приходская школа. Современное состояние

Рис. 2. Мужская церковно-приходская школа. Современное состояние

Первый этаж почти квадратного в плане здания школы — кирпичный, второй — деревянный этаж был пристроен позже в 1920-х годах (Рис. 1). Вход, расположенный в центре главного фасада, обозначен треугольным навесом [5].

Все окна первого этажа выложены кирпичом и имеют форму сегментной арки, украшенной по верху фигурным сандриком и понизу парными лопатками. Сами оконные переплеты состоят из нескольких мелких частей. Углы дома оформлены фигурными пилястрами, а этажи разделены карнизом в форме двойного аркатурного фриза, выполненного из кирпича. Все это характерно для архитектурных сооружений Улалы начала XX века и отражает национальные мотивы русской архитектуры.

Школа была построена в основном благодаря бийскому купцу второй гильдии А. М. Ситникову. Здание имеет статус памятника истории и архитектуры начала ХХ века. Долгое время в здании размещался физико-математический факультет Горно-Алтайского государственного университета. Сейчас в нем находится факультет алтаистики и тюркологии Горно-Алтайского государственного университета (Рис. 2) [5].

Во второй половине XIX века в Улале, вследствие бурно развивающейся торговли, начинается строительство каменных зданий и появляется площадь, где ведется торговля и ежегодно в декабре устраивается Никольская ярмарка. Здания, сохранившиеся в настоящее время, располагаются на улице Социалистической, которая в свое время являлась градоформирующей осью поселения, именно с нее началась история современного города.

Одной из лавок, сохранившей свой первоначальный облик, является винная лавка купца М. В. Тобокова (Рис. 3), построенная, по неподтвержденным сведениям, в 1887 году и располагающаяся по Социалистической улице в центре бывшей Базарной площади.

Винная лавка купца Тобокова в селе Улала [4]

Рис. 3. Винная лавка купца Тобокова в селе Улала [4]

Винная лавка купца Тобокова. Современный вид [4]

Рис. 4. Винная лавка купца Тобокова. Современный вид [4]

Сооружение является примером влияния кирпичного стиля Сибири в развитии зодчества алтайского народа. Здание представляет собой прямоугольное в плане одноэтажное сооружение с богато оформленным входом главного фасада и карнизом. Оконные проемы дома имеют полуарочную форму с лучковым завершением. Наличники выполнены из кирпичной кладки и также имеют лучковую форму [4].

В 1922 году после национализации в лавке купца Тобокова находился арестный дом. Затем в ней в разные годы располагались краеведческий музей и магазин. После капитального ремонта в 1980-е годы здание приняло современный вид (Рис. 4). В 1995 году здание получило статус исторического памятника Республики Алтай.

Еще одним ярким примером кирпичной архитектуры Сибири является лавка бийского купца А. И. Хакина, построенная примерно в 1904 году, расположенная на Социалистической улице близ винной лавки купца Тобокова. Изначально одноэтажная кирпичная лавка (Рис.5) была основательно реконструирована в 30-ые годы двадцатого столетия: появился второй деревянный этаж и другие пристройки (Рис.6). В разные годы в этом здании располагались областной исполнительный комитет, областная больница и даже кинозал. Сейчас здесь находится Республиканская стоматологическая поликлиника (Рис.7) [7].

Лавка купца Хакина. Первоначальный вид [7]

Рис. 5. Лавка купца Хакина. Первоначальный вид [7]

Лавка купца Хакина. Реконструкция [7]

Рис. 6. Лавка купца Хакина. Реконструкция [7]

Лавка купца Хакина. Современный вид [7]

Рис. 7. Лавка купца Хакина. Современный вид [7]

На старой Базарной площади Горно-Алтайска находится усадьба купца Бодунова — старейший памятник архитектуры города (Рис. 8). Это здание принадлежало младшему из братьев Бодуновых, купцов 2-й гильдии, выходцев из Владимирской губернии. Двухэтажное каменное здание построено примерно в 80-х годах XIX века [6].

Описание: Usadba-Bodunova-Mihaila-Matveevicha-staroe-foto.jpg

Описание: i.jpg

Рис. 8. Усадьба купца Бодунова. Первоначальный вид [6]

Рис. 9. Усадьба купца Бодунова. Современный вид [6]

Внешний облик здания с тех пор очень изменился из-за реконструкций. В 20-м веке в разное время здесь находились различные учреждения: земельное управление, архив, краеведческий музей, художественная школа. С 1989 года здесь располагалась Государственная филармония Республики Алтай. Сейчас здесь находится Колледж культуры и искусства Республики Алтай имени Г. И. Чорос-Гуркина (Рис. 9).

В начале XX века в поселении Улала появилось здание нового миссионерского приюта, построенное по инициативе митрополита Макария (Невского) и на пожертвование почетного гражданина Москвы И. Коншина. Прекрасно сохранившееся здание находится в исторической части Горно-Алтайска на пересечении улицы Социалистической и Спортивного переулка.

Миссионерский приют, северный фасад в первоначальном виде [5]

Рис. 10. Миссионерский приют, северный фасад в первоначальном виде [5]

Миссионерский приют. Современный вид

Рис. 11. Миссионерский приют. Современный вид

Архитектурное сооружение представляет собой двухэтажное деревянное строение с мансардой в стиле позднего модерна, пристроенной уже в конце XX века. Здание симметрично относительно парадного фасада, что подчеркивается расположением в центре главного входа (Рис. 10). Над двустворчатой дверью по всей высоте лестничного блока размещен витраж с крупным оконным переплетом. По обе стороны от выступающей части здания располагается по три окна на каждом этаже, что также акцентирует внимание на симметричности фасада [5].

Здание было облицовано уже в советские годы, поэтому архитектура имеет черты, не свойственные дореволюционной архитектуре Горно-Алтайска. Историческими являются наличники с накладной резьбой и окна с подоконниками в центральной части. В 1930-х годах здесь располагалась прокуратура, в настоящее же время оно отдано под помещения архитектурно-строительного бюро «Коммунпроект» (Рис. 11).

Важным культурным объектом Улалы начала XX века, отражающим характерные черты региональной архитектуры Горного Алтая, но, к сожалению, не сохранившимся до наших дней, является Народный дом им. В. И. Ленина.

В 1927 году на улице Социалистической, на месте часовенки около школьного интерната и прокуратуры, по проекту Н. И. Чевалкова было построено бревенчатое двухэтажное здание, отличающееся архитектурным своеобразием и отражающее как советские, так и национальные алтайские черты (Рис. 12). На наружных стенах находились украшения в виде наскальных петроглифов, а на гребне крыши расположилась шестигранная модель юрты, в то время как главный фасад венчала модель первого деревянного мавзолея В. И. Ленина. Применение в Народном доме национальных мотивов народов Алтая, стало отправной точкой в формировании региональной архитектуры Горно-Алтайска. [8]

Народный дом в селе Улала [8]

Рис. 12. Народный дом в селе Улала [8]

Дом Культуры города Горно-Алтайска. Современный вид

Рис. 13. Дом Культуры города Горно-Алтайска. Современный вид

В 1931 году случился пожар, из-за чего здание получило непоправимый ущерб, и было полностью уничтожено. Вскоре на месте пожарища было построено здание первого областного национального колхозного театра. В настоящее время на месте Народного дома находится городской Дом Культуры, который был построен в классическом стиле сталинского ампира в 1950 году (Рис. 13).

В 1928 году Улала получила статус города, а в 1932 г. город был переименован в Ойрот-Туру. В 1948 году город Ойрот-Тура стал называться Горно-Алтайском [9], а в 1992 году Горно-Алтайск официально становится столицей Республики Алтай, что ставит перед городом совершенно новые цели в градостроительном и архитектурном плане. Однако, вместо активного развития, в 90-е годы, в тяжелое для страны время в Горно-Алтайске были разрушены многие организации и предприятия, не было строительства ни жилых, ни общественных зданий. Только в 2000-ых годах, благодаря государственной поддержке, с развитием предпринимательской деятельности, разворачивается строительство административных и учебных зданий, культурных и торговых центров, а также жилых домов. Появились спортивный комплекс и стадион, плавательный бассейн, Центр акробатики. Уникальное расположение Горно-Алтайска способствовало его развитию в качестве туристического центра [8].

В процессе преобразований городской инфраструктуры Горно-Алтайск постепенно приобретает признаки столицы и становится культурно-историческим достоянием не только республики, но и страны. Современная архитектура города характеризуется все большим применением национальных элементов в объемно-пространственном и художественно-выразительном решении зданий.

Национальный театр драмы имени П. В. Кучияк и Национальный музей им. А. В. Анохина, спроектированные архитектурной мастерской Тоскина Е. Г., являются одними из ярких примеров современной региональной архитектуры Горно-Алтайска, а также главными культурными и архитектурными достопримечательностями столицы Республики Алтай.

Здание Национального театра было капитально реконструировано в 2005 году с применением перекрестно-стержневых пространственных металлоконструкций при перекрытии внутреннего пространства. В результате появились второй зрительный зал, много дополнительного многофункционального атриумного пространства и даже фонтан в зоне фойе. (Рис. 7.3–7.5)

Национальные черты в сооружении прослеживаются в таких элементах, как крыша, которую венчает четырехгранная пирамида, по форме напоминающая алтайский аил (Рис. 14), так и фасады, украшенные кедровыми панно со знаками годичного алтайского цикла (Рис. 15). Во внутренней и внешней отделке театра основным материалом является керамогранит, а для еще большего погружения в культуру народа применялись традиционные для алтайского кочевого стиля сочетания цветовой гаммы — белый, символизирующий стремление к согласию народов Алтая и небесно-голубой, олицетворяющий небо, горы, реки и озера Алтая. Всё это помогло создать архитектурный объект, соответствующий национальным особенностям Республики Алтай [2].

Национальный театр драмы имени П. В. Кучияк [2]

Рис. 14. Национальный театр драмы имени П. В. Кучияк [2]

Национальный театр драмы имени П. В. Кучияк. Барельеф

Рис. 15. Национальный театр драмы имени П. В. Кучияк. Барельеф

План 1 этажа после реконструкции [2]

Рис. 16. План 1 этажа после реконструкции [2]

План 2 этажа после реконструкции [2]

Рис. 17. План 2 этажа после реконструкции [2]

Цветовое решение потолка зрительного зала [2]

Рис. 18. Цветовое решение потолка зрительного зала [2]

Национальный музей носит имя Андрея Викторовича Анохина, первого заведующего музеем. В 2008–2012 гг. была проведена реконструкции музея, так как большое количество экспонатов и коллекций уже не помещались в музейные залы и хранилища. Также возникла необходимость технического усовершенствования инженерных систем.

В ходе реконструкции изменились планировка музея и надстройка здания (Рис 19). Все выставочные и административные помещения, а также фондохранилища сформированы вокруг общего рекреационного пространства атриума, являющегося центром музея (Рис. 21).

После обхода всех залов музея посетители попадают в открытое фондохранилище «Плато Укок», в котором представлена реконструкция пазырыкского захоронения и стеклянный саркофаг мумии «Укокской принцессы».

Для наружных стен музея применена система навесного вентилируемого фасада с облицовкой натуральным гранитом. Крыльцо главного входа выложено также плитами из натурального гранита. Пристройка, обшитая медными листами, напоминает склоны гор или могильных курганов Алтая (Рис.20) [1].

Национальный музей им. А. В. Анохина [1]

Рис. 19. Национальный музей им. А. В. Анохина [1]

Национальный музей им. А. В. Анохина. Ночной вид [1]

Рис. 20. Национальный музей им. А. В. Анохина. Ночной вид [1]

Национальный музей им. А. В. Анохина. Планы [1]

Рис. 21. Национальный музей им. А. В. Анохина. Планы [1]

Национальные черты алтайских народов прослеживаются и в других архитектурных сооружениях Горно-Алтайска — крыши, напоминающие алтайские аилы, алтайские орнаменты на фасадах. В облицовке зданий часто применяется керамогранит, плитка и стекло, в котором отражается окружающая природа. Примерами такой архитектуры может служить Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса, здание Национального банка, Дворец правосудия, Кадастровая палата и некоторые торговые и бизнес-центры (Рис. 22).

Современная архитектура Горно-Алтайска Современная архитектура Горно-Алтайска Современная архитектура Горно-Алтайска

Рис. 22. Современная архитектура Горно-Алтайска

На протяжении всей истории Горно-Алтайска четко прослеживается влияние той или иной культуры, религии и социальной среды, которая формировалась в городе на разных этапах его развития. Знаковые архитектурные сооружения условно можно разделить на две части: объекты культурного наследия до начала XX века и современные объекты XXI века. В первых явно прослеживается влияние архитектурных стилей русского зодчества, так как доминирующую роль в формировании архитектурой среды зарождающегося поселения сыграло русского население, в том числе Алтайская духовная миссия. В современных же сооружениях главную роль играет отражение национальной идентичности алтайских народов. Архитекторы стараются придать внешнему облику зданий национальный колорит и региональные черты.

Таким образом, национальная культура народов, живущих в республике Алтай, в настоящее время оказывает все большее влияние на формирование современного архитектурного ландшафта столицы. В свою очередь, архитектура и архитектурная среда влияют на жизнь жителей и гостей города, на духовные ориентиры общества, формируют систему историко-культурных ценностей.

Литература:

  1. Архитектурно-проектное бюро — Национальный музей Республики Алтай им. А. В. Анохина URL: https://project-amt.ru/top-catalog/item/national-museum-of-the-republic-of-altai-2?category_id=22
  2. Архитектурно-проектное бюро — Национальный театр Республики Алтай URL: https://project-amt.ru/top-catalog/mnu-object-kultur/item/national-theatre-of-the-republic-of-altai-2
  3. Дом Ленина. Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. КУ РА «Государственный архив Республики Алтай» https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/infrastruktura/dom-lenina/
  4. Дома и лавки купца М. В. Тобокова. Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. КУ РА «Государственный архив Республики Алтай» https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/infrastruktura/usadba-kuptsa-m-v-tobokova/
  5. Крейдун Ю. А. К теоретической реконструкции планировочной структуры центрального миссионерского стана в с. Улале (совр. г. Горно-Алтайск) // МНКО. 2009. № 7–2. URL: https :// cyberleninka . ru / article / n / k - teoreticheskoy - rekonstruktsii - planirovochnoy - struktury - tsentralnogo - missionerskogo - stana - v - s - ulale - sovr - g - gorno - altaysk (дата обращения: 15.05.2023).
  6. Лавка и дом купца М. М. Бодунова. Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. КУ РА «Государственный архив Республики Алтай» https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/infrastruktura/lavka-i-dom-kuptsa-m-m-bodunova/
  7. Лавка купца А. И. Хакина. Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. КУ РА «Государственный архив Республики Алтай» https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/infrastruktura/lavka-kuptsa-a-i-khakina/
  8. Столица Горного Алтая Историко-архивный путеводитель по Горному Алтаю. КУ РА «Государственный архив Республики Алтай» https://visit-altairepublic.ru/putevoditel/stolitsa-gornogo-alta/
Основные термины (генерируются автоматически): Алтай, Горно-Алтайск, здание, современный вид, национальный музей, винная лавка купца, лавка купца, главный фасад, миссионерский приют, народный дом.


Похожие статьи

Современные тенденции проектирования региональной архитектуры в Туркестане

Статья посвящена исследованию архитектурно-пространственных решений в современных общественных зданиях города Туркестан. Определяется важность учета региональных особенностей при проектировании значимых отдельностоящих сооружений.

Культурный облик Иркутска: этапы формирования

Статья посвящена вопросу становления культурного облика города Иркутска. На протяжении всей истории города существовало множество этапов, оказавших свое влияние на формирование культуры города.

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Определение задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина

В статье автор исследует вопрос определения задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина на основе рассмотрения предпосылок к развитию территорий, анализа особенностей их исторического развития, рассмотрения современного испол...

Особенности формирования социокультурной среды индустриальных городов Восточной Сибири

Сибирь — огромная территория, которая раскинула свои просторы между Уралом и Дальним Востоком. В статье автор освещает особенности формирования культуры молодых городов, которые были построены в районах нового заселения Восточной Сибири.

Необычные памятники города Самара

В статье рассказывается о необычных памятниках Самары, появившихся за последние 15 лет, их связи с историей города. Автором предлагается макет нового памятника, посвященного герою повести А.Гайдара.

Реновация предметно-пространственной среды города Уссурийска

В данной статье рассматриваются проблемы устройства предметно-пространственной среды города Уссурийска, принципы реновации городской среды, и влияние комфортного городского пространства на развитие социальной эффективности города.

К вопросу о синтезе старого и нового в изображении Белгорода

В статье автор обращается к теме изображения старого и нового Белгорода в живописном и графическом исполнении, а также рассматривает тему с точки зрения интерпретации городского пространства с точки зрения взаимодействия прошлого и современного облик...

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Проблемы современного архитектурного облика Архангельска

В статье представлены размышления о культурном облике столицы Поморья — исторического города Архангельска.

Похожие статьи

Современные тенденции проектирования региональной архитектуры в Туркестане

Статья посвящена исследованию архитектурно-пространственных решений в современных общественных зданиях города Туркестан. Определяется важность учета региональных особенностей при проектировании значимых отдельностоящих сооружений.

Культурный облик Иркутска: этапы формирования

Статья посвящена вопросу становления культурного облика города Иркутска. На протяжении всей истории города существовало множество этапов, оказавших свое влияние на формирование культуры города.

Модернизация и совершенствование старых туристических маршрутов Самарканда и разработка на их основе новых

В данной статье делается экскурс в историю Самарканда. Раскрывается трехчастное деление города, принадлежащие к различным эпохам и прослойкам исторических культур. Раскрываются особые подходы, для каждой отдельно взятой части, в вопросах реконструкц...

Определение задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина

В статье автор исследует вопрос определения задач градостроительного развития северных территорий города Пушкина на основе рассмотрения предпосылок к развитию территорий, анализа особенностей их исторического развития, рассмотрения современного испол...

Особенности формирования социокультурной среды индустриальных городов Восточной Сибири

Сибирь — огромная территория, которая раскинула свои просторы между Уралом и Дальним Востоком. В статье автор освещает особенности формирования культуры молодых городов, которые были построены в районах нового заселения Восточной Сибири.

Необычные памятники города Самара

В статье рассказывается о необычных памятниках Самары, появившихся за последние 15 лет, их связи с историей города. Автором предлагается макет нового памятника, посвященного герою повести А.Гайдара.

Реновация предметно-пространственной среды города Уссурийска

В данной статье рассматриваются проблемы устройства предметно-пространственной среды города Уссурийска, принципы реновации городской среды, и влияние комфортного городского пространства на развитие социальной эффективности города.

К вопросу о синтезе старого и нового в изображении Белгорода

В статье автор обращается к теме изображения старого и нового Белгорода в живописном и графическом исполнении, а также рассматривает тему с точки зрения интерпретации городского пространства с точки зрения взаимодействия прошлого и современного облик...

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Проблемы современного архитектурного облика Архангельска

В статье представлены размышления о культурном облике столицы Поморья — исторического города Архангельска.

Задать вопрос