В статье автор исследует некоторые проблемы участия защитника в собирании доказательств, а также проводит параллель в возможностях по сбору доказательств между стороной обвинения и стороной защиты.
Ключевые слова: защитник, уголовный процесс, собирание доказательств, адвокат, доказывание.
Прежде чем обратиться к анализу проблем участия защитника в собирании доказательств в уголовном процессе в рамках данной научной статьи, отметим, что модель его процессуальной деятельности получила неоднозначные, а иногда — и противоположные оценки специалистов. Одни из них отмечают, что с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) мало что изменилось в правовом регулировании деятельности защитника в уголовном производстве, поскольку по сравнению с процессуальными возможностями стороны обвинения защитник почти не получил эффективных средств осуществления процессуальной функции защиты. Другие, напротив, указывают на то, что возможности защиты значительно расширены по сравнению с ранее действующим законодательством [4].
Длительное время в трудах ученых указывалось, что никакой состязательности в стадии досудебного расследования в уголовном судопроизводстве России, особенно в сфере доказывания, нет [4].
По этому поводу другие авторы отмечали, что соревновательный уголовный процесс является иллюзией, которой не суждено существовать в реальной судебной практике. С точки зрения ученых, сторона обвинения использует достаточно мощный арсенал материальных, технических, организационных ресурсов, который в свою очередь обеспечивает высокую степень обоснования своей позиции в деле. Также они отмечают, что у соревновательного процесса существуют существенные недостатки по обеспечению реального процессуального равенства сторон, поскольку сторона защиты не в состоянии реально противостоять государственным органам в части собирания доказательств за счет ограниченных организационных, материальных и других возможностей [5].
В настоящее время действующим УПК РФ предусмотрено, что доказательствами в уголовном производстве выступают любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 74 УПК РФ) [1], что указывает на полномочия стороны обвинения, в отличие от стороны защиты, делать вывод о том, являются ли те или иные сведения доказательствами по делу. А в соревновательном процессе, по мнению некоторых авторов, предоставление права одной из сторон делать квалификацию фактических данных в качестве доказательств недопустимо [4].
Исходя из анализа ст. 86 УПК РФ собирание доказательств осуществляется как стороной обвинения, так и стороной защиты. Однако обращаем внимание на непропорциональность тех правовых средств, которые законодатель предоставил сторонам уголовного производства для собирания доказательств, ведь полномочия по реализации этого предписания у сторон являются неравнозначными [1]. Так, сторона обвинения осуществляет собирание доказательных материалов путем проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий, истребуя и получая от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, служебных и физических лиц вещей, документов, сведений, выводов экспертов, выводов ревизий и актов проверок, проведения других процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.
В противоположность вышеприведенному, согласно положению ч. 3 ст. 86 УПК РФ, предусмотрено, что защитник вправе собирать доказательства путем:
1) получения предметов, документов и иных сведений;
2) опроса лиц с их согласия;
3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии [1].
Защитник также вправе заявить ходатайство о проведении дополнительных следственных действий. Вместе с тем, в данной ситуации субъектом собирания доказательств выступает следователь, прокурор, который удовлетворил требования в ходатайстве стороны защиты и провел определенное следственное действие.
На практике реализация стороной защиты такого права, как инициирование проведения следственных действий и других процессуальных действий, может стать проблематичным, ведь преимущественно такие ходатайства оставляют без удовлетворения, не потому что оно является безосновательным или немотивированным, а из-за того, что проведение этих действий займет длительное время, а следователь либо ограничен сроком досудебного расследования, либо проведение этих действий является невыгодным для следствия.
Защитник является самостоятельным субъектом собирания доказательств только в том случае, когда истребует от своего имени и получает от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, служебных и физических лиц определенные вещи, копии документов, сведения, справки, характеристики и т. д., то есть данные, которых нет в материалах дела. Это обосновывается тем, что сторона защиты в данном случае самостоятельно осуществляет активные поисковые действия, определенные уголовно-процессуальным законом.
В то же время в действующем УПК РФ законодателем не предусмотрено правовых гарантий реализации защитником своего права на истребование доказательств, в связи с чем защитник при реализации этого права должен руководствоваться положениями Закона Российской Федерации «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», согласно которому адвокату предоставлено право, в частности, обращаться с адвокатскими запросами, в том числе о получении копий документов, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединения и т. д. [3].
Практикующие адвокаты нередко сталкиваются с той проблемой, когда на адвокатские запросы не дают даже формального ответа. Но в этом контексте есть положительный момент: Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена норма, согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, информации, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации квалифицируется как нарушение права на информацию и предусматривает административную ответственность (ст. 5.39 КоАП РФ) [2].
Таким образом, стоит отметить, что сейчас законодатель в УПК РФ, предоставив право стороне защиты собирать доказательства, остановился на полпути в направлении реального уравнивания сторон обвинения и защиты в сфере собирания доказательств, поскольку не предусмотрел процессуальной формы реализации такого права. Ведь законодателем существенно ограничена сторона защиты в средствах реализации права собирать доказательную базу для осуществления защиты своего доверителя. Вследствие этого представленные стороной защиты фактические данные могут ставиться под сомнение с точки зрения их допустимости и достоверности. Кроме того, защитник, подозреваемый, обвиняемый имеют меньше правовых средств для получения доказательств, чем сторона обвинения. Исходя из проанализированного, можно сделать вывод, что задекларированная основа состязательности и равноправности сторон в сборе и представлении в суд доказательств в уголовном производстве не соответствует действительности.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022 г.) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 29.05.2023) // СПС «Консультант Плюс»– URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?ysclid=lbufcqo03r246634771.
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36945/?ysclid=lj6u5iijrq884418423.
- Стародубов В. А. Проблемы участия защитника в собирании доказательств // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2022. — № 19. — С. 300–302.
- Рузаева Н. И. Проблемы участия защитника в собирании доказательств // Аллея науки. — 2018. — Т. 7, № 5(21). — С. 849–852.