В настоящей статье анализируется опыт легализации цифровых активов в таких странах как Лихтенштейн и Швейцария, которые являются передовыми криптоюрисдикциями. Опыт данных государств в вопросах регулирования цифровых активов может оказаться весьма полезным для России, где оборот данных активов весьма затруднен и ограничен.
Ключевые слова : цифровой актив, цифровые технологии, блокчейн, токен, финансовые институты, криптовалюта.
В настоящее время Лихтенштейн, несмотря на свой статус карликового государства, является одной из ведущих криптоюрисдикций Западной Европы. Первый в мире лицензированный финансовый институт, который ещё в 2018 г. выпустил блокчейн-активы, возник именно в Лихтенштейне. Кроме того, начиная с 2019 г., в любом почтовом отделении Лихтенштейна можно приобрести биткоины [1, с. 112]. Не будет преувеличением сказать, что данное государство является фактически первым в мире, где было создано законодательство по регулированию криптографических токенов. Так, в 2020 г. власти Лихтенштейна приняли Закон о блокчейне (Token and TT Service Provider Act; TVTG) [5]. Данный нормативный акт, прежде всего, направлен на обеспечение полноценной регламентации отношений, связанных с токенами, а также упрочнение позиций организаций, которые предоставляют на постоянной основе услуги в рамках доверенных технологий. Кроме того, положения Закона Лихтенштейна о блокчейне могут использоваться для защиты интересов инвесторов, для борьбы с отмыванием денег, для оптимизации и стимулирования развития финансовых активов в перспективе.
Определение цифровой валюты законодатель Лихтенштейна приводит в Законе об обязательствах проявления должной осмотрительности в целях борьбы с отмыванием денег, организованной преступностью и финансированием терроризма (SPG) [3]. Согласно обозначенному Закону, виртуальная валюта в Лихтенштейне представляет собой цифровое представление какой-либо стоимости; она не отождествляется с денежными средствами, не требует дополнительной привязки к валюте страны. В Законе о блокчейне уточняется, что токен — это часть информации в информационной системе, что может иметь форму претензии или отдельного права к другому лицу. Дополнительно в Лихтенштейне действует особо интересная с нашей точки зрения Концепция «Модель контейнеров токенов», согласно которой токен рассматривается как некий контейнер, куда можно поместить абсолютно любой актив (и валюту, и ценные бумаги, и даже крупное недвижимое имущество). При необходимости заинтересованный субъект может оставить контейнер пустым, но даже при таких обстоятельствах у его владельца будет цифровой код.
На территории Лихтенштейна существует несколько видов токенов: токены ценных бумаг, платежные и служебные токены. По справедливому утверждению Управления по финансовым рынкам Лихтеншнейта, данные виды токенов различаются между собой. Так, в качестве альтернативы классической валюте выступает платежный токен, тогда как доступ к услугам и продуктам обеспечивает служебный токен. Соответственно, токен цифровых бумаг является инструментом инвестирования. Данная классификация, как отмечается В. Е. Понаморенко и Д. В. Дибиной, не является непосредственной разработкой властей Лихтенштейна, а была ими заимствована у Европейского Союза, несмотря на то, что Лихтенштейн членом Евросоюза не является [1, с. 113].
Действующее законодательство Лихтенштейна не требует лицензирования криптовалютной деятельности, но с учетом некоторых исключений. В частности, при выпуске служебных токенов специальная лицензия не нужна, однако, для компаний, которые занимаются выдачей платежных токенов, необходимо получение специальной лицензии [4]. При этом следует отметить, что на территории Лихтенштейна действует гибкая налоговая система, которая позволяет осуществлять спекулятивную деятельность по отношению к криптовалютам, не уплачивая при этом налоги. Цифровые валюты подлежат декларированию и конвертации. Дополнительно власти Лихтенштейна позволяют легально заниматься майнингом, который рассматривается как доходная деятельность и подлежит налогообложению.
В Швейцарии к настоящему времени также утвердились весьма дружественные условия для осуществления деятельности, связанной с криптоактивами. Например, в Швейцарии есть отдельный кантон (Цуг), где сформирована специальная экосистема для блокчейна, благодаря чему граждане страны могут оплачивать биткоинами налоги, совершать коммунальные платежи, погашать неоплаченные штрафы [2]. Данный пример свидетельствует о том, что в Швейцарии на сегодняшний день сложилась своя индивидуальная модель регулирования цифровых активов, базирующаяся на положениях «мягкого права». Существо швейцарской модели регулирования криптоактивов предполагает, что органы власти в пределах своей компетенции не допускают избыточного вмешательства в данную область отношений, а лишь занимаются разработкой разнообразных стандартов, правил и рекомендаций, направленных на информирование заинтересованных лиц о специфике и возможных рисках использования криптоактивов.
В 2021 г. парламентом Швейцарии были разработаны и утверждены поправки к корпоративному и финансовому законодательству. Речь идет о «The Blockchain Act» (Закон о блокчейне) [6], который призван создать максимально благоприятные условия для привлечения криптоактивов и развития цифровых активов. Согласно Закону Швейцарии о блокчейне, компании теперь получили право заниматься выпуском цифровых акций. Кроме того, Закон о блокчейне направлен на усиление борьбы с отмыванием денег, содержит необходимые стандарты по вопросам торговли на криптобиржах и ее организации. Ранее, Федеральный совет Швейцарии уже высказывался по поводу того, что криптовалюта — это актив, который нельзя отождествлять с имущественными правами, ценными бумагами или валютами. В то же время, криптоактивы могут в Швейцарии быть приравнены к валюте. Данный факт отождествления необходим для того, чтобы субъектов, осуществляющих операции с криптоактивами, освободить от уплаты НДС. Согласно швейцарской модели регулирования цифровых активов, криптографические токены приравниваются к активам, либо ценным бумагам. Управление Швейцарии по надзору за операциями финансового рынка (Swiss Financial Market Supervisory Authority; FINMA) выделяет три вида токенов — пользовательские, платежные токены и токены-активы. Швейцарское законодательство позволяет использовать криптовалюту для оплаты товаров и услуг без предварительного получения лицензии. Законодатель обязывает криптобиржи лицензировать деятельность по приему и применению криптоактивов [6].
В настоящее время на территории Швейцарии функционируют прогрессивные организации DAO (Decentralized Autonomous Organization). С точки зрения корпоративного управления, внутри данных организаций отсутствуют совет директоров и единоличный владелец. При этом деятельность участников DAO координируется автоматически с применением технологии блокчейн по правилам, что были согласованы заранее. На сегодняшний день законодательство Швейцарии не содержит четкого определения DAO, однако, данные организации обязаны уплачивать налоги при поставке какой-либо продукции или оказании услуг.
В Швейцарии к настоящему времени майнинг признается предпринимательской деятельностью. Федеральная налоговая служба Швейцарии подчеркивает, что субъекты, которые занимаются майнингом для добычи криптовалюты и заинтересованы в получении прибыли, обязаны уплачивать налог на прибыль. Также хотелось бы подчеркнуть, что в 2021 г. вступил в силу Закон «Об адаптации федерального законодательства к развитию технологии распределенного электронного реестра» (The Blockchain Act). Цель принятия данного Закона в Швейцарии направлена на создание благоприятной и дружественной нормативно-правовой среды для развития самых разнообразных цифровых активов.
Подводя итоги сказанному, отметим, что в течение последних лет масштабы использования технологии блокчейн и криптоактивов существенно возросли. В этой связи органам государственной власти РФ приходится оперативно решать непростые задачи, связанные с введением цифровых активов в правовую плоскость, а также создания для их регулирования необходимых механизмов. На наш взгляд, при таких обстоятельствах не следует оставлять без внимания зарубежный опыт легализации финансовых активов. В частности, особого внимания, как представляется, заслуживают криптоюрисдикции, которые сложились в таких странах Европы как Лихтенштейн и Швейцария. В настоящее время на уровне данных государств созданы оптимальные и максимально дружественные условия для привлечения компаний, занимающихся криптоактивами. Правительства названных европейских стран в контексте своей политики выражает заинтересованность и проявляет интерес к инновациям, а также охотно придерживается гибкого налогового подхода.
Осуществив анализ моделей легализации цифровых активов, которые сложились к настоящему времени в Швейцарии и Лихтенштейне, следует подчеркнуть, что абсолютное заимствование зарубежной модели может не привести к желаемым результатам в условиях российской действительности. Однако отдельные важные аспекты передовых криптоюрисдикций можно и нужно учесть при выработке индивидуального подхода к регулированию криптоактивов в РФ. Так, ни в одной из юрисдикций, изученных в работе, цифровые активы не приравниваются к валюте и не ограничиваются в обороте (аналогичный подход может оказаться весьма полезным для России, где судебные инстанции до сих пор двойственно относятся к цифровым активам). Подобный либеральный подход к криптоактивам в Швейцарии и Лихтенштейне позволил государствам привлечь иностранные инвестиции, а также выработать благоприятные условия для функционирования компаний, которые осуществляют свою деятельность в криптосфере. Либерализация отношений, связанных с использованием цифровых активов, также позволит повысить инвестиционную привлекательность РФ, а также внедрить благоприятный режим практического применения и регулирования цифровых активов.
Литература:
- Понаморенко В. Е., Дибина Д. В. Правовое регулирование криптоактивов в передовых криптоюрисдикциях Европы: Мальта, Лихтенштейн, Швейцария // Журнал юридических исследования. 2021. № 2. С. 110–119.
- Швейцария: как и почему небольшая страна стала столицей криптомира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forklog.com/shvejtsariya-kak-i-pochemu-nebolshaya-strana-stala-stolitsej-kriptomira/ (дата обращения: 07.06.2023).
- Gesetz vom 11. Dezember 2008 über berufliche Sorgfaltspflichten zur Bekämpfung von Geldwäscherei, organisierter Kriminalität und Terrorismusfinanzierung (Sorgfaltspflichtgesetz; SPG) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gesetze.li/konso/pdf/2009.047 (дата обращения: 07.06.2023).
- GLI — Blockchain & Cryptocurrency Regulation 2020, 2nd Edition [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/blockchain-laws-and-regulations (дата обращения: 07.06.2023).
- Law of 3 October 2019 on Tokens and TT Service Providers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regierung.li/media/medienarchiv/950_6_08_01_2020.pdf?t=2 (дата обращения: 07.06.2023).
- Swiss pass law supporting blockchain registries for security tokens [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ledgerinsights.com/swiss-pass-law-supporting-blockchain-registries-for-security-tokens/ (дата обращения: 07.06.2023).