Зарубежные модели легализации цифровых активов: опыт Лихтенштейна и Швейцарии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (472) июнь 2023 г.

Дата публикации: 23.06.2023

Статья просмотрена: 92 раза

Библиографическое описание:

Мирошниченко, А. В. Зарубежные модели легализации цифровых активов: опыт Лихтенштейна и Швейцарии / А. В. Мирошниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/472/104395/ (дата обращения: 18.11.2024).



В настоящей статье анализируется опыт легализации цифровых активов в таких странах как Лихтенштейн и Швейцария, которые являются передовыми криптоюрисдикциями. Опыт данных государств в вопросах регулирования цифровых активов может оказаться весьма полезным для России, где оборот данных активов весьма затруднен и ограничен.

Ключевые слова : цифровой актив, цифровые технологии, блокчейн, токен, финансовые институты, криптовалюта.

В настоящее время Лихтенштейн, несмотря на свой статус карликового государства, является одной из ведущих криптоюрисдикций Западной Европы. Первый в мире лицензированный финансовый институт, который ещё в 2018 г. выпустил блокчейн-активы, возник именно в Лихтенштейне. Кроме того, начиная с 2019 г., в любом почтовом отделении Лихтенштейна можно приобрести биткоины [1, с. 112]. Не будет преувеличением сказать, что данное государство является фактически первым в мире, где было создано законодательство по регулированию криптографических токенов. Так, в 2020 г. власти Лихтенштейна приняли Закон о блокчейне (Token and TT Service Provider Act; TVTG) [5]. Данный нормативный акт, прежде всего, направлен на обеспечение полноценной регламентации отношений, связанных с токенами, а также упрочнение позиций организаций, которые предоставляют на постоянной основе услуги в рамках доверенных технологий. Кроме того, положения Закона Лихтенштейна о блокчейне могут использоваться для защиты интересов инвесторов, для борьбы с отмыванием денег, для оптимизации и стимулирования развития финансовых активов в перспективе.

Определение цифровой валюты законодатель Лихтенштейна приводит в Законе об обязательствах проявления должной осмотрительности в целях борьбы с отмыванием денег, организованной преступностью и финансированием терроризма (SPG) [3]. Согласно обозначенному Закону, виртуальная валюта в Лихтенштейне представляет собой цифровое представление какой-либо стоимости; она не отождествляется с денежными средствами, не требует дополнительной привязки к валюте страны. В Законе о блокчейне уточняется, что токен — это часть информации в информационной системе, что может иметь форму претензии или отдельного права к другому лицу. Дополнительно в Лихтенштейне действует особо интересная с нашей точки зрения Концепция «Модель контейнеров токенов», согласно которой токен рассматривается как некий контейнер, куда можно поместить абсолютно любой актив (и валюту, и ценные бумаги, и даже крупное недвижимое имущество). При необходимости заинтересованный субъект может оставить контейнер пустым, но даже при таких обстоятельствах у его владельца будет цифровой код.

На территории Лихтенштейна существует несколько видов токенов: токены ценных бумаг, платежные и служебные токены. По справедливому утверждению Управления по финансовым рынкам Лихтеншнейта, данные виды токенов различаются между собой. Так, в качестве альтернативы классической валюте выступает платежный токен, тогда как доступ к услугам и продуктам обеспечивает служебный токен. Соответственно, токен цифровых бумаг является инструментом инвестирования. Данная классификация, как отмечается В. Е. Понаморенко и Д. В. Дибиной, не является непосредственной разработкой властей Лихтенштейна, а была ими заимствована у Европейского Союза, несмотря на то, что Лихтенштейн членом Евросоюза не является [1, с. 113].

Действующее законодательство Лихтенштейна не требует лицензирования криптовалютной деятельности, но с учетом некоторых исключений. В частности, при выпуске служебных токенов специальная лицензия не нужна, однако, для компаний, которые занимаются выдачей платежных токенов, необходимо получение специальной лицензии [4]. При этом следует отметить, что на территории Лихтенштейна действует гибкая налоговая система, которая позволяет осуществлять спекулятивную деятельность по отношению к криптовалютам, не уплачивая при этом налоги. Цифровые валюты подлежат декларированию и конвертации. Дополнительно власти Лихтенштейна позволяют легально заниматься майнингом, который рассматривается как доходная деятельность и подлежит налогообложению.

В Швейцарии к настоящему времени также утвердились весьма дружественные условия для осуществления деятельности, связанной с криптоактивами. Например, в Швейцарии есть отдельный кантон (Цуг), где сформирована специальная экосистема для блокчейна, благодаря чему граждане страны могут оплачивать биткоинами налоги, совершать коммунальные платежи, погашать неоплаченные штрафы [2]. Данный пример свидетельствует о том, что в Швейцарии на сегодняшний день сложилась своя индивидуальная модель регулирования цифровых активов, базирующаяся на положениях «мягкого права». Существо швейцарской модели регулирования криптоактивов предполагает, что органы власти в пределах своей компетенции не допускают избыточного вмешательства в данную область отношений, а лишь занимаются разработкой разнообразных стандартов, правил и рекомендаций, направленных на информирование заинтересованных лиц о специфике и возможных рисках использования криптоактивов.

В 2021 г. парламентом Швейцарии были разработаны и утверждены поправки к корпоративному и финансовому законодательству. Речь идет о «The Blockchain Act» (Закон о блокчейне) [6], который призван создать максимально благоприятные условия для привлечения криптоактивов и развития цифровых активов. Согласно Закону Швейцарии о блокчейне, компании теперь получили право заниматься выпуском цифровых акций. Кроме того, Закон о блокчейне направлен на усиление борьбы с отмыванием денег, содержит необходимые стандарты по вопросам торговли на криптобиржах и ее организации. Ранее, Федеральный совет Швейцарии уже высказывался по поводу того, что криптовалюта — это актив, который нельзя отождествлять с имущественными правами, ценными бумагами или валютами. В то же время, криптоактивы могут в Швейцарии быть приравнены к валюте. Данный факт отождествления необходим для того, чтобы субъектов, осуществляющих операции с криптоактивами, освободить от уплаты НДС. Согласно швейцарской модели регулирования цифровых активов, криптографические токены приравниваются к активам, либо ценным бумагам. Управление Швейцарии по надзору за операциями финансового рынка (Swiss Financial Market Supervisory Authority; FINMA) выделяет три вида токенов — пользовательские, платежные токены и токены-активы. Швейцарское законодательство позволяет использовать криптовалюту для оплаты товаров и услуг без предварительного получения лицензии. Законодатель обязывает криптобиржи лицензировать деятельность по приему и применению криптоактивов [6].

В настоящее время на территории Швейцарии функционируют прогрессивные организации DAO (Decentralized Autonomous Organization). С точки зрения корпоративного управления, внутри данных организаций отсутствуют совет директоров и единоличный владелец. При этом деятельность участников DAO координируется автоматически с применением технологии блокчейн по правилам, что были согласованы заранее. На сегодняшний день законодательство Швейцарии не содержит четкого определения DAO, однако, данные организации обязаны уплачивать налоги при поставке какой-либо продукции или оказании услуг.

В Швейцарии к настоящему времени майнинг признается предпринимательской деятельностью. Федеральная налоговая служба Швейцарии подчеркивает, что субъекты, которые занимаются майнингом для добычи криптовалюты и заинтересованы в получении прибыли, обязаны уплачивать налог на прибыль. Также хотелось бы подчеркнуть, что в 2021 г. вступил в силу Закон «Об адаптации федерального законодательства к развитию технологии распределенного электронного реестра» (The Blockchain Act). Цель принятия данного Закона в Швейцарии направлена на создание благоприятной и дружественной нормативно-правовой среды для развития самых разнообразных цифровых активов.

Подводя итоги сказанному, отметим, что в течение последних лет масштабы использования технологии блокчейн и криптоактивов существенно возросли. В этой связи органам государственной власти РФ приходится оперативно решать непростые задачи, связанные с введением цифровых активов в правовую плоскость, а также создания для их регулирования необходимых механизмов. На наш взгляд, при таких обстоятельствах не следует оставлять без внимания зарубежный опыт легализации финансовых активов. В частности, особого внимания, как представляется, заслуживают криптоюрисдикции, которые сложились в таких странах Европы как Лихтенштейн и Швейцария. В настоящее время на уровне данных государств созданы оптимальные и максимально дружественные условия для привлечения компаний, занимающихся криптоактивами. Правительства названных европейских стран в контексте своей политики выражает заинтересованность и проявляет интерес к инновациям, а также охотно придерживается гибкого налогового подхода.

Осуществив анализ моделей легализации цифровых активов, которые сложились к настоящему времени в Швейцарии и Лихтенштейне, следует подчеркнуть, что абсолютное заимствование зарубежной модели может не привести к желаемым результатам в условиях российской действительности. Однако отдельные важные аспекты передовых криптоюрисдикций можно и нужно учесть при выработке индивидуального подхода к регулированию криптоактивов в РФ. Так, ни в одной из юрисдикций, изученных в работе, цифровые активы не приравниваются к валюте и не ограничиваются в обороте (аналогичный подход может оказаться весьма полезным для России, где судебные инстанции до сих пор двойственно относятся к цифровым активам). Подобный либеральный подход к криптоактивам в Швейцарии и Лихтенштейне позволил государствам привлечь иностранные инвестиции, а также выработать благоприятные условия для функционирования компаний, которые осуществляют свою деятельность в криптосфере. Либерализация отношений, связанных с использованием цифровых активов, также позволит повысить инвестиционную привлекательность РФ, а также внедрить благоприятный режим практического применения и регулирования цифровых активов.

Литература:

  1. Понаморенко В. Е., Дибина Д. В. Правовое регулирование криптоактивов в передовых криптоюрисдикциях Европы: Мальта, Лихтенштейн, Швейцария // Журнал юридических исследования. 2021. № 2. С. 110–119.
  2. Швейцария: как и почему небольшая страна стала столицей криптомира [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://forklog.com/shvejtsariya-kak-i-pochemu-nebolshaya-strana-stala-stolitsej-kriptomira/ (дата обращения: 07.06.2023).
  3. Gesetz vom 11. Dezember 2008 über berufliche Sorgfaltspflichten zur Bekämpfung von Geldwäscherei, organisierter Kriminalität und Terrorismusfinanzierung (Sorgfaltspflichtgesetz; SPG) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gesetze.li/konso/pdf/2009.047 (дата обращения: 07.06.2023).
  4. GLI — Blockchain & Cryptocurrency Regulation 2020, 2nd Edition [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globallegalinsights.com/practice-areas/blockchain-laws-and-regulations (дата обращения: 07.06.2023).
  5. Law of 3 October 2019 on Tokens and TT Service Providers [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.regierung.li/media/medienarchiv/950_6_08_01_2020.pdf?t=2 (дата обращения: 07.06.2023).
  6. Swiss pass law supporting blockchain registries for security tokens [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ledgerinsights.com/swiss-pass-law-supporting-blockchain-registries-for-security-tokens/ (дата обращения: 07.06.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Швейцария, Лихтенштейн, DAO, актив, отмывание денег, FINMA, SPG, TVTG, специальная лицензия, швейцарская модель регулирования.


Похожие статьи

Перспективы создания криптоэкономики в России на примере лидирующих стран в области криптоиндустрии

В данной статье рассмотрены основные предпосылки и перспективы создания крипто-экономики для России. Приведены примеры экономически выгодного слияния рыночной экономики и крипто-экономики. Производится сравнение существующих нормативно-правовых актов...

Оценка влияния криптовалют на экономический сектор страны в условиях новой реальности

В статье рассмотрены концептуальные возможности использования криптовалют для обеспечения устойчивого развития экономического сектора в условиях новой цифровой реальности.

Правовая природа криптовалюты в Российской Федерации

В настоящей статье будет изучено понятие криптовалюты, определена ее правовая природа и место в гражданском праве. Рассмотрены причины необходимости правового регулирования криптовалюты. В настоящее время институт цифровой валюты набирает обороты не ...

Правовое регулирование цифровых активов: сравнительный анализ

В статье автор освещает противоречие между сложившейся системой права и цифровым пространством, проводит сравнительный анализ классификации цифровых активов.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Обзор возможностей использования криптокошельков для международных расчетов

В статье автор исследует способы использования криптовалют в расчетах. Приводится обзор видов криптокошельков, рассматривается принцип их работ. Оцениваются возможности и функции криптокошельков для расчетов между физическими лицами. Основной упор де...

Криптовалюта как обоюдоострый меч: плюсы и минусы

В данной научной статье произведен исследование причин формирования криптовалют, основы их действия и все производные полученные от достижений технологии блокчейн. Также указаны основные плюсы и минусы данного инструмента. В текущей экономической и г...

Вопросы совершенствования безналичных расчетов при переходе к цифровой экономике

В статье исследуются организационно-теоретические вопросы, особенности и зарубежный опыт развития безналичных расчетов в условиях внедрения цифровой экономики. Также рассмотрены текущее состояние и дальнейшее развитие безналичных расчетов в условиях ...

Криптовалюта и ее правовое регулирование в Российской Федерации

В данной статье авторы рассматривают такой относительно новый инструмент, успевший стать достаточно популярным цифровым активом финансового рынка, как криптовалюта. Разбирают понятие, сущность криптовалюты, проводят анализ ее правового регулирования ...

Налог на прибыль организаций: актуальные вопросы налогообложения операций с цифровыми правами

В публикации автором рассмотрены правовые, правоприменительные и научные аспекты реформирования системы налогообложения прибыли, получаемой организациями при использовании цифровых прав и электронных финансовых активов. В данном исследовании затронут...

Похожие статьи

Перспективы создания криптоэкономики в России на примере лидирующих стран в области криптоиндустрии

В данной статье рассмотрены основные предпосылки и перспективы создания крипто-экономики для России. Приведены примеры экономически выгодного слияния рыночной экономики и крипто-экономики. Производится сравнение существующих нормативно-правовых актов...

Оценка влияния криптовалют на экономический сектор страны в условиях новой реальности

В статье рассмотрены концептуальные возможности использования криптовалют для обеспечения устойчивого развития экономического сектора в условиях новой цифровой реальности.

Правовая природа криптовалюты в Российской Федерации

В настоящей статье будет изучено понятие криптовалюты, определена ее правовая природа и место в гражданском праве. Рассмотрены причины необходимости правового регулирования криптовалюты. В настоящее время институт цифровой валюты набирает обороты не ...

Правовое регулирование цифровых активов: сравнительный анализ

В статье автор освещает противоречие между сложившейся системой права и цифровым пространством, проводит сравнительный анализ классификации цифровых активов.

Цифровизация российской экономики: влияние на банковский сектор

Данная работа посвящена развитию такого финансового сектора, как банковский, в условиях цифровизации экономики. Рассмотрены возможные варианты и пути развития коммерческих банков и их взаимодействие с другими участниками экономических отношений.

Обзор возможностей использования криптокошельков для международных расчетов

В статье автор исследует способы использования криптовалют в расчетах. Приводится обзор видов криптокошельков, рассматривается принцип их работ. Оцениваются возможности и функции криптокошельков для расчетов между физическими лицами. Основной упор де...

Криптовалюта как обоюдоострый меч: плюсы и минусы

В данной научной статье произведен исследование причин формирования криптовалют, основы их действия и все производные полученные от достижений технологии блокчейн. Также указаны основные плюсы и минусы данного инструмента. В текущей экономической и г...

Вопросы совершенствования безналичных расчетов при переходе к цифровой экономике

В статье исследуются организационно-теоретические вопросы, особенности и зарубежный опыт развития безналичных расчетов в условиях внедрения цифровой экономики. Также рассмотрены текущее состояние и дальнейшее развитие безналичных расчетов в условиях ...

Криптовалюта и ее правовое регулирование в Российской Федерации

В данной статье авторы рассматривают такой относительно новый инструмент, успевший стать достаточно популярным цифровым активом финансового рынка, как криптовалюта. Разбирают понятие, сущность криптовалюты, проводят анализ ее правового регулирования ...

Налог на прибыль организаций: актуальные вопросы налогообложения операций с цифровыми правами

В публикации автором рассмотрены правовые, правоприменительные и научные аспекты реформирования системы налогообложения прибыли, получаемой организациями при использовании цифровых прав и электронных финансовых активов. В данном исследовании затронут...

Задать вопрос