В статье авторами рассмотрена сущность экологического воспитания в системе школьного образования России на основе анализа научной литературы.
Ключевые слова: воспитание, экологическая культура, педагогика, образование.
Техническая революция позволила человеку брать от природы максимум. Человек не обращает внимания на законы природы, не понимает принципов рационального природопользования, нещадно использует природные ресурсы, что вызывает наступления на планете экологического кризиса. Кризисная ситуация требует новых подходов в решении сложной проблемы выработки оптимальных форм взаимодействия общества и природы. Нам нужны жизнеутверждающие идеи и разработки, основанные на современных концепциях взаимодействия человека и природы — рациональное природопользование, устойчивое развитие, зеленая энергетика, безотходное производство и т. д. В процессе экологического воспитания в сознании детей создаются благоприятные условия для раскрытия эстетической ценности мира природы, его научной и познавательной значимости, формирования навыков бережного отношения к окружающей среде.
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одними из приоритетных направлений работы с молодежью. Дети школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно в этом возрасте происходит активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развития способностей и интересов. Следовательно, чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше будет и эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей экологического образования и воспитания.
Рассмотрение теоретических основ экологического воспитания необходимо начинать с определения его сущности. А. П. Пахомов считает, что экологическое воспитание является составной частью нравственного воспитания [3]. Поэтому под экологическим воспитанием мы понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. В сущности экологического воспитания можно выделить две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение.
Определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых: особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
А. Н. Захлебный считает, что экологическое воспитание — это утверждение в сознании и деятельности людей принципов природопользования; формирование навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение. Экологическое воспитание, по мнению А. Н. Захлебного — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [2].
Л. П. Печко считает, что экологическое воспитание включает:
— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [4].
Экологическое воспитание, по мнению Л. Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:
— интерес к природе;
— знания о природе и ее охране;
— эстетические и нравственные чувства к природе;
— позитивная деятельность в природе;
— мотивы, определяющие поступки детей в природе [1].
Исходя из перечисленных определений, мы приходим к выводу, что экологическое воспитание представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных качеств и твёрдой воли в осуществлении природоохранной работы. В процессе экологического воспитания формируется экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения школьников.
Целью экологического воспитания школьников является формирование ответственного отношения к окружающей среде как к главному общественному достоянию на основе принципов общечеловеческой морали; формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Цель системы экологического воспитания заключается в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности. Все эти основы экологического воспитания и образования должен сформировать у детей младшего школьного возраста учитель. Ему необходимо выбрать правильные методы и формы работы с детьми на уроке и во внешкольной деятельности. Основными показателями экологического воспитания является понимание школьниками современных экологических проблем, осознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.
Литература:
- Бобылева Л. Д. Эффективность экологического воспитания // Школьная биология. — М.: Мир, 2016 — с. 61–62.
- Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Кудрявцева Е. М. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева. — М.: Педагогика, 2001. — с. 57.
- Пахомов А. П. Методические рекомендации для овладения экологических знаний. — М.: Педагогика, 2015. — с. 29.
- Печко Л. П. Воспитательный процесс эстетического отношения к природе у младших школьников // Педагогика. — М.: Просвещение, 2014. — с. 40.