Целью образовательного процесса является формирование полноценной успешной личности. Критериями успешности являются высокая мотивация личностного развития, добросовестное отношение к труду, планирование личностного профессионального и карьерного роста, активная гражданская позиция, умение работать в команде, социальная ответственность.
Как показывают результаты международных исследований, российский ученик не умеет применять свои многочисленные теоретические знания на практике, в конкретных жизненных ситуациях. Поэтому, основным направлением модернизации российского образования является достижение нового, современного качества образования через идею компетентстного подхода. Согласно словарю русского языка, компетенция или компетентность — это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982). Применение компетентностного подхода в образовании предполагает освоение всеми учащимися таких умений, которые позволят им в дальнейшем действовать наиболее эффективно как в профессиональной сфере, так и в общественной и в личной жизни.
Совет Европы называет восемь ключевых компетенций, необходимый для качественного полноценного развития личности европейского гражданина.
– Общение на родном языке
– Общение на иностранных языках
– Математическая грамотность и базовые компетенции в науке и технологии
– Компьютерная грамотность
– Освоение навыков обучения
– Социальные и гражданские компетенции
– Чувство новаторства и предпринимательства
– Осведомленность и способность выражать себя в культурной сфере
Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей. Мы остановимся на социальной компетентности, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющемся социуме. Высокая социальная компетентность отражается в таких характеристиках как:
– готовность участвовать в совместном принятии решений;
– способность брать ответственность на себя, способность самостоятельно принимать решения;
– регулирование конфликтов ненасильственным путем;
– участие в функционировании общественных институтов.
По исследованиям зарубежных социологов, самыми «запрашиваемыми» в современной экономике являются способность к саморазвитию и сотрудничеству, чувство личной ответственности, способность к критике и принятию решения в процессе диалога.
В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции в области межкультурной коммуникации. Это подразумевает наличие способностей речевого взаимодействия с представителями другой культуры. Концепт социокультурной компетенции занимает центральное место в теории межкультурной коммуникации. В социокультурном развитии учащихся происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где нередко обостряются межнациональные отношения, где большое значение имеют патриотическое и интернациональное воспитание. Социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире.
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Проблема заключается в доминировании репродуктивного обучения, необходимого для формирования и развития общеучебных умений и навыков школьников, но не позволяющего в полной мере развивать ключевые компетентности учеников.
Мы наблюдаем:
– пассивность школьников в обучении;
– низкий уровень коммуникативной и социальной компетентности;
– низкий уровень самостоятельности обучающихся;
– неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации — в ситуацию жизненную;
– снижение учебной мотивации.
Один из способов решения этой проблемы — освоение и применение интерактивных методов в обучении.
Почему-то словосочетание «интерактивные методы обучения» традиционно ассоциируется с компьютерными технологиями. На самом деле это далеко не так. Слово «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать. «Интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «учитель — ученик» или «учитель — группа учащихся (аудитория)». При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик — ученик» (работа в парах), «ученик — группа учащихся» (работа в группах), «ученик — аудитория» или «группа учащихся — аудитория» (презентация работы в группах), «ученик — компьютер» и т. д.
Интерактивное обучение предполагает приобретение знаний и навыков учащимися через активное взаимодействие с другими участниками обучения в ходе поиска ответов на значимые для них вопросы или поиск путей решения возможных проблем. Такое обучение очень нравится ученикам, и относится к здоровьесберегающим технологиям. Для учителя это как дополнительные возможности, так и дополнительные трудности (уровень шума при активных коммуникациях как правило выше среднего, возникают проблемы индивидуального оценивания, приходится разрабатывать новые критерии оценивания, надо быть готовым что сценарий занятия может корректироваться участниками обучения и др.).
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Иностранный язык как предмет уникален в плане использования интерактивных методов обучения. Само изучение иностранного языка предполагает общение, взаимодействие. Еще в середине прошлого века на уроках учащиеся составляли диалоги, моделируя ситуации общения на различные темы. На современном этапе на первый план вышел метод проектов. Наше МО работает по УМК «Spotlight» В. Эванс. Каждый модуль УМК заканчивается выполнением проектного задания. УМК ориентирован на современных детей, которые обладают «клиповым мышлением» и которым трудно составить законченное монологическое высказывание, а независимые проверочные работы типа ВПР и ОГЭ требуют выполнения этого задания.
Приемов интерактивного обучения существует огромное количество, и использовать их можно на разных этапах. Например:
– работа в парах, карусель, броуновское движение можно использовать на этапе освоения лексико-грамматических структур;
– незаконченные предложения используются для закрепления;
– мозговой штурм — для составления плана монологического высказывания;
– сменные тройки или работа в малых группах помогают составлению монологического высказывания.
Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
Сегодня мы с вами попробуем на практике использовать такой интерактивный прием как работа в малых группах. В качестве примера приведем последовательность работы над проектом «Летние каникулы» (5 класс модуль 10)
Оборудование: плакат с названиями микротем, набор стикеров, фломастеры.
В процессе работы над модулем лексико- грамматические структуры были отработаны при помощи различных интерактивных упражнений. Группа делится на подгруппы по 3–4 человека. Каждая подгруппа получает задание подобрать и написать на стикерах слова и словосочетания, раскрывающие микротему. Например, по микротеме «Summer fun» можно использовать следующие слова и словосочетания: sunbathing, scuba diving, white water rafting, relaxing, enjoyable и т. д., а по микротеме «Travel and leisure» — by train, plain, coach, on foot, enjoy beautiful countryside, do your shopping, have a picnic by the lake, apartments by the sea . Стикеры приклеиваются на плакат.
Затем подгруппы обмениваются микротемами и придумывают предложения с данными словами и словосочетаниями. Например: In summer I can do a lot of things such as sunbathing, scuba diving and white water rafting. I find white water rafting dangerous. But scuba diving is enjoyable and sunbathing is relaxing.
После этого подгруппы по очереди озвучивают свои предложения.
Таким образом, мы получаем коллективный продукт, который можно в дальнейшем использовать на уроках контроля знаний по данной теме. Получившийся опорный плакат учащиеся смогут использовать для устного монологического или диалогического высказывания.