Военно-политическая работа как механизм формирования организационной культуры воинского формирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 09.06.2023

Статья просмотрена: 2211 раз

Библиографическое описание:

Шепелев, А. А. Военно-политическая работа как механизм формирования организационной культуры воинского формирования / А. А. Шепелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 593-596. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103881/ (дата обращения: 16.12.2024).



Каждая социальная группа, в том числе объединенная совместной деятельностью, в дополнение к нормам и ценностям, принятым в обществе, вырабатывает культурные образцы, которые и получили название организационной культуры. Она включает в себя убеждения, ценности, нормы, поведенческие установки, психологический климат, тем самым задает ориентиры и нацеливает на допустимость или недопустимость тех или иных поступков.

В основе организационной культуры военных организаций часто лежат исторически сформированные ценности, соответствующие целям и задачам их деятельности. В свою очередь конкретные профессиональные ценности, признаваемые сотрудниками в качестве собственных идеалов, убеждений и установок, выступают уже в качестве их ценностных ориентаций. Одним из источников формирования у членов воинских коллективов профессионально-ценностных ориентаций, норм и идеалов являются передаваемые из поколения в поколение традиции, ритуалы и символика.

Организационная культура играет важную роль, указывая на отличие данной организации от других, делая ее особенной. Кроме того, она заставляет стремиться членов организации к чему-то большему, чем достижение личных целей. Особенно это необходимо для успеха деятельности военных структур, когда для выполнения задач и достижения целей важна не только слаженная работа всего коллектива, но и готовность отдельного человека, члена этого коллектива, поступится своими личными потребностями, пожертвовать здоровьем и даже жизнью.

В ныне действующей Стратегии национальной безопасности Российской Федерации достижение целей обороны страны как стратегического национального приоритета предполагает решение целого ряда задач, среди которых указана задача поддержания «на высоком уровне морально-политического и психологического состояния личного состава, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах» [1].

В военных организациях формированию организационной культуры во многом способствует военно-политическая работа (далее — ВПР), которая является государственной формой политического руководства Вооруженными Силами (далее — ВС) и обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ее целевая функция состоит в достижении высокого уровня морально-политического и психологического состояния войск (сил) в мирное и военное время.

ВПР в ВС РФ — это не только инструмент управления войсками (силами), она имеет сложную структуру и представляет собой социальный механизм, способный оказывать духовно-нравственное и психологическое влияние на сознание и поведение военнослужащих.

Важнейшей целью ВПР является обеспечение реализации и поддержки личным составом государственной политики в области обороны, решений Президента России — Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации.

В интервью газете «Красная звезда» Картаполов А. В. отметил, что «люди, которые приходят на военную службу, должны разбираться в повестке дня — как внешней, так и внутренней. Они должны быть проводниками политики государства, ведь именно армия выступает в качестве основного государственного института, его станового хребта. Тот, кто не понимает этого, не любит свою Родину, не готов её защищать, не может и не должен находиться в воинском строю» [2].

Военная доктрина Российской Федерации к основным внутренним военным опасностям относит в т. ч. деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества; провоцирование межнациональной и социальной напряженности, экстремизма, разжигание этнической и религиозной ненависти либо вражды [3].

Советник министра обороны РФ Андрей Ильницкий считает, что западные страны во главе с США ведут против России «ментальную войну», целью которой является «уничтожение самосознания» россиян. Ментальная война — новый тип войны, цель которого уничтожение самосознания, изменение ментальной, цивилизационной основы общества противника, людей отучают от критического мышления. Стратегической целью ментальной войны является перезагрузка исторического самосознания, системы образования и воспитания, а значит, базовых смыслов и целей общества.

В данном контексте цивилизационную, государственно образующую роль Вооруженных Сил (ВС) России трудно переоценить . Они не только гарант безопасности, но и опорный институт государства, источник идеологии служения Отечеству [4].

Вместе с тем, военнослужащие при выполнении поставленных задач и в быту сами постоянно подвергаются скрытой угрозе — негативному информационному воздействию, направленному на подрыв духовного потенциала — важнейшего компонента их оперативно-служебных (боевых) возможностей. Основу разрушающего информационного воздействия противника составляют, прежде всего, дискредитация исторически сложившихся традиционных ценностей государства, ценностных ориентаций профессиональной военной деятельности.

Вооруженные силы суверенного государства являются инструментом его внешней защиты и должны обладать способностью к информационной защите. Это явилось одной из причин принятия решения о создании военно-политических органов в ВС РФ. В марте — апреле 2018 года Коллегия Минобороны, а затем Совет Безопасности Российской Федерации вышли с предложением о создании в Вооружённых Силах системы военно-политической работы, а 30 июля 2018 года соответствующее решение было принято Президентом Российской Федерации.

К основным направлениям военно-политической работы в войсках относятся: работа по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа, военно-патриотическая работа, работа с верующими, а также военно-политическая пропаганда и агитация.

Важнейшим направлением ВПР в ВС РФ является военно-политическая пропаганда и агитация, призванная формировать высокий моральный дух сил (войск), без которого невозможно успешное выполнение военнослужащими поставленных задач в любых условиях.

Военно-политическая пропаганда и агитация включает разные формы, в т. ч. военно-политическая подготовка, военно-политическое информирование, единые дни информирования, подготовка и распространение агитационно-пропагандистских материалов и др.

Меры, направленные в т. ч. и на развитие позитивных форм морально-политического сознания, конструктивных ценностных установок, формирование способности противостоять негативной информации, содержащей фальсификацию истории, размывание традиционных ценностей, веры (религии), законодательно закреплены в приказе Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803 «Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Положения этого приказа регулируют организацию просветительской деятельности, реализацию политической пропаганды, направленной на повышение уровня патриотизма в среде военнослужащих, развитие их общего культурного уровня [5].

Тем не менее, как считает Тукмаков О. Г., необходимость совершенствования военно-политической работы при подготовке и ведении операций была наглядно продемонстрирована в ходе проведения СВО. Он выделяет на основе промежуточного анализа организации военно-политической работы в ходе подготовки и проведения СВО недостатки, повлиявшие на уровень морально-политического и психологического состояния личного состава группировок войск (сил). В частности указывает, что мероприятия военно-политической пропаганды и агитации с личным составом по перестройке их сознания с мирного на военный лад не были проведены. Кроме того, личный состав группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине, участвующий в СВО, подвергся широкомасштабному информационно-психологическому воздействию, развернутому по натовским стандартам центрами психологических операций Украины [6].

Начавшаяся 24 февраля 2022 года Специальная военная операция (СВО) достаточно ясно показала, что взятый курс на «либерализацию» всех сфер общества в 90-е гг. ХХ в. оказал негативное воздействие на трансформацию организационной культуры военных организаций, ее ценностное ядро. Внедрение в сознание различных социальных групп, в т. ч. профессиональных военных, ценностей либерально-рыночного устройства общества привели к трансформации ценностей организационной культуры также и военных структур, к снижению патриотических мотиваций, к коммерциализации военно-служебных отношений.

В общественном сознании сложились негативные тренды социального восприятия армии, что сказывалось на морально-политическом сознании военнослужащих. Кроме того, в странах нынешнего противника осуществлялась информационно-психологическая обработка военнослужащих и населения как своих стран, так и личного состава наших Вооружённых Сил и населения Российской Федерации.

В настоящее время на законодательном уровне закреплена и реализуется в рамках Вооруженных Сил Российской Федерации модель формирования мировоззренческих конструктивных установок военнослужащих, направленная на развитие системы внутренних убеждений, позволяющих не только решать успешно боевые задачи, но и противодействовать информационно-психологическим атакам противника, критически оценивать ценности современного мира, понимать, к чему может привести утрата традиционных российских ценностей.

Проблема противодействия негативной информации, разрушающей традиционные ценности общества, профессиональную мотивацию военнослужащих, в современных условиях невозможна без появления новых форм военно-политической в ВС РФ, прежде всего военно-политической пропаганды и агитации, которые должны быть направлены на проявление себя в профессии военного, осознание ее смысла и важности для общества.

Литература:

  1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собр. законодательства РФ. — 2021. — № 27 (часть II). Ст. 5351. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/2.
  2. В основе всего — работа с людьми. Интервью Д. Семенова с А. В. Картаполовым // Красная звезда. — 2019. — 18 декабря. — Режим доступа: http://redstar.ru/v-osnove-vsego-rabota-s-lyudmi/.

3. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976 — Режим доступа: https://base.garant.ru/70830556/?ysclid=lil5kupeah352866902

  1. Ильницкий, А. М. Ментальная война России / А. М. Ильницкий // Военная мысль. — 2021. — № 8. — С. 19–33. — Режим доступа: https://vm.ric.mil.ru/Stati/item/336904/.
  2. Об утверждении Руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 803.
  3. Тукмаков, О. Г. Основные направления совершенствования военно-политической работы при подготовке операций / О. Г. Тукмаков // Военная мысль. — 2023. — № 2. С. 38–48. — Режим доступа: https://vm.ric.mil.ru/upload/site178/KTKcn4mdSu.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военно-политическая работа, военно-политическая пропаганда, ВС РФ, личной состав, организационная культура, Сила, ценность, воинская дисциплина, ментальная война.


Похожие статьи

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Электоральное поведение как элемент электорально-правовой культуры

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Похожие статьи

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Значение организационного обучения в процессе развития организации

Электоральное поведение как элемент электорально-правовой культуры

Музыкально-педагогическая деятельность как основа формирования управленческого опыта педагога-музыканта

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Детская организация как фактор социального становления личности ребенка

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Практические аспекты организации работы службы психолого-педагогического и социального сопровождения как элемента инновационного управления образовательной организацией

Физическое развитие как основа воспитания будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы

Задать вопрос