К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.

Дата публикации: 10.06.2023

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Изварина, Е. Р. К вопросу о взаимосвязи идентичности и коммуникации / Е. Р. Изварина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 455-457. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103759/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье автор исследует проблему взаимосвязи идентичности личности и коммуникационного процесса.

Ключевые слова: идентичность, коммуникация, отождествление, Другой.

Проблема исследования идентичности — один из важнейших междисциплинарных вопросов, не теряющий актуальности на протяжении последних столетий. Ученые подходят к обсуждению темы с различных точек зрения, однако соглашаются в том, что проблема идентичности обладает комплексным характером и ее необходимо рассматривать междисциплинарно, т. е. явление идентичности неразрывно связано с лингвистикой, социологией, философией, культурологией, конфликтологией и психологией и т. д.

Само же понятие «идентичность» возникло сравнительно недавно, в средине ХХ века, и было впервые употреблено американским психологом У. Джеймсом, который выделил такое свойства идентичности, как борьба своего и чужого, а в самом широком смысле понимается как «Я», ядро, основа личности, целостная структура.

Согласно другому известному исследователю темы идентичности, Э. Эриксону, это «процесс одновременного отражения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности, посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждения о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с типами, значимыми для него» [3, с. 32].

Идентичность, по Э. Эриксону — это воспринимаемый образ себя «во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития» [3, с. 12].

В исследовательской работе М. Хогга и А. Рида «Социальная идентичность, самоопределение и групповые нормы» также указывается на групповую природу идентификации и установок личности. Акцентируется внимание на том факте, что какие-либо общественные, групповые нормы, как правило, формирует малочисленная подгруппа лидеров. Таким образом, идентифицируя себя с группой, человек перенимает (сознательно или нет — другой вопрос) их внутригрупповые установки [4, с. 7–13].

Однако мы должны ответить на вопрос — как связаны идентичность и коммуникационный процесс?

Коммуникационный процесс (в любом его проявлении) — это процесс сообщения, передачи информации, обладающей значимостью и значением. Следовательно, человеку для развития, установления и осмысления собственной идентичности (самоидентификации) необходима коммуникация для «передачи» своего Я. В коммуникативном подходе понятие «идентичность» необходимо уточнять через категорию «коммуникативная». Очевидно, что нужно ввести уточняющее понятие «коммуникативная идентичность», которое мы определим как субъективное переживание принадлежности, целостности и протяженности во времени, возникающее в идентификационных процессах.

Идентичность личности в коммуникационном процессе происходит через идентификацию, т. е. определение себя как цельное через кого-то или что-то. Приходим к заключению, что мы вправе говорить только о проявленной (осознанно или бессознательно) мере отождествления себя с явлением, образом, группой и т. п. Мы можем заключить, идентичность может обладать разной степенью выраженности и осознания.

Отечественный ученый В. И. Кабрин изучал коммуникацию в качестве основного фактора становления личности. Личность, как сказано в его исследованиях, это «иерархия различных уровней внешних и внутренних коммуникаций, динамически интегрирующих компоненты «Я» в новое качество — коммуникативный мир» [1. с.7]. Согласно коммуникативному подходу В. И. Кабрина, идентичность возникает в результате коммуникативных процессов и представляет собой явление с нечеткими границами, находящееся в постоянном движении, поскольку разные и многомерные идентификационные векторы постоянно уходят и появляются.

Здесь и кроется сложность исследования указанной проблемы. Отождествление личности с кем-либо и чем-либо в коммуникационном пространстве сложно, но важно определить, поскольку это одно из важнейших феноменологических ее свойств. Идентичность многомерна и относительна, при этом выражает в своей сути процесс соотношения субъекта.

Важно сказать об образующей роли Другого в осознании и построении идентичности личности. Поскольку идентичность является продуктом коммуникационного процесса, то Другой, как непосредственный участник коммуникации, вступает в интеракцию, интернализацию и идентифицирует (как, впрочем, и идентифицируется сам) наше Я. Другой как социальное, объективное в субъективном, во взаимодействии с Я может привести к возникновению не только взаимных, но общих идентификаций, через призму культуры, особенности общества и т. п.

Обращаясь к трудам Дж. Г. Мида, мы как раз можем обнаружить Другого как общесоциальное [2]. Т. е. достижение идентичности личностью определяется его функционированием в обществе. «Получить» идентичность через взаимодействие с объективным, общим будет способствовать самосознанию и самоопределению.

Человек достигает тождественности и приходит к сознанию целостности собственной самости. Однако, с каким собой возникает эта тождественность, где начальная точка отсчета? Мы приходим к выводу, что идентичность как категорию внутри личности определить и вычленить невозможно, идентичность не может существовать без Другого. Т. е., из категории психологического совершается переход в социо-психологическое.

Коммуникативный характер идентичности личности подчеркивает ее важную характеристику — относительность. Потому как мы уже определили, что идентичность — это отождествление, сравнение Я и реальности.

Когда мы утверждаем, что обладаем идентичностью, мы должны обозначить, с кем или чем мы себя идентифицируем, иначе это не имеет смысла: как понять, с чем личность себя соотносит, если не назван предмет соотношения?

Подводя итог вышесказанному, мы можем заключить, что вне зависимости от исследовательского подхода, ученые определяют идентичность как сложносоставное многокомпонентное явление, источником возникновения и развития которого является коммуникационный процесс.

Изучая личностную идентичность, мы обязаны отметить, что идентичность в коммуникационном подходе будет являться не свойством, а отношением к кому-либо и чему-либо. Относительность идентичности человека — важнейшее свойство проблемы. Поскольку идентичность выступает как продукт коммуникативных процессов, то и исследовать данную проблему нужно принимая во внимание все пространство идентификаций. Личность, Я не существует без Другого.

Литература:

  1. Кабрин, В. И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. / В. И. Кабрин. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. — 255 c. — Текст: непосредственный.
  2. Мид, Д. Интернализованные другие и самость. Американская социологическая мысль / Д. Мид. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 496 c. — Текст: непосредственный.
  3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Прогресс, 1996. — 344 c. — Текст: непосредственный.
  4. Hogg, M. A. Social Identity, Self-Categorization, and the Communication of Group Norms / M. A. Hogg, S. A. Reid. — Текст: непосредственный // Communication Theory. — 2006. — № 16. — С. 7–30.
Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, коммуникационный процесс, коммуникативный подход, личность, процесс.


Ключевые слова

коммуникация, идентичность, другой, отождествление

Похожие статьи

Общение как коммуникация

Статья посвящена выявлению сущности понятия «общение». Особое внимание автор уделяет вопросу анализа понятию коммуникации, барьеров коммуникации, а также их преодолению.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Похожие статьи

Общение как коммуникация

Статья посвящена выявлению сущности понятия «общение». Особое внимание автор уделяет вопросу анализа понятию коммуникации, барьеров коммуникации, а также их преодолению.

Культура общения как психолого-педагогическая проблема

В статье автор даёт определение понятий общение и культура общения, устанавливает связь между этими понятиями, пытается определить значимость культуры общения как психолого-педагогического феномена.

Коллектив и личность — проблема взаимосвязи

В статье автор рассматривает проблему взаимосвязи личности и коллектива через выделение различных причин конфликтов. Автор описывает возможные причины конфликтов личности и коллектива и представляет пути решения.

Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях

В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.

Визуальная репрезентация: семиотические и философские аспекты культуры

В статье проводится сравнительный анализ точек зрения ученых на семиотический подход к визуальной культуре.

Роль языка в межкультурной коммуникации

В статье рассматривается вопросы межкультурной коммуникации, а именно отношение языка и культуры. Автор выделяет ряд структурных характеристик культур и подчеркивает, что язык является одновременно выражением и определяющим фактором общего мировоззре...

Влияние речи журналиста на его имидж

В статье автор исследует связь речи журналиста и его имиджа.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Проблемы исследования этнической идентичности личности в рамках эпигенетической теории Э. Эриксона

В статье автор рассматривает проблемы индивидуальной и групповой идентичности личности в рамках эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона. В статье рассматривается аспект роли этнической идентичности в структуре социальной идентичности.

Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления

Статья носит обзорный характер и представляет собой результат систематизации материалов, которые раскрывают сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления. Авторы представили подходы российских и зарубежных исследователей к определени...

Задать вопрос