Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (47) декабрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1417 раз

Библиографическое описание:

Бидова, Б. Б. Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа / Б. Б. Бидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 356-358. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5831/ (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема экстремистских проявлений особенно характерна для Северо-Кавказского федерального округа, так как немаловажную роль в этом играет наличие огромного числа национальностей [1–с.17], исповедующих различные религии и имеющиеся непохожие друг на друга исторические традиции.

Тем не менее, по мнению Ю.М. Антоняна, этнорелигиозный характер терроризма определяется и тем, что местное население поддерживает националистические и сепаратистские идеи и планы конкретных боевиков, готово оказать им помощь. Однако при этом надо учитывать, что - как и в каждом общинном образовании - у многих народов Северного Кавказа сохранилась общинная структура. Она предполагает наличие нескольких кланов, чьи интересы могут не совпадать, межклановую вражду и кровную месть. В таких обществах не существует понимания единой законности, а наказание преступника считается частным делом заинтересованной стороны; порядок же обеспечивается равновесием интересов разных общин.[2–с.15]

Многоэтничное население Северного Кавказа в течение многих веков формулировало правила совместного проживания. При этом исламистские религиозные установления вполне гармонично слились с местными этнокультурными традициями и особенностями. Исторически на Северном Кавказе уже фиксировались определенные формы этнорелигиозного экстремизма и терроризма: наездничество (набеговая система); похищения людей с целью продажи или получения выкупа; абречество; вооруженный сепаратизм и призывы к джихаду (после завершения Кавказской войны); политический бандитизм (20-30-е гг. XX в.); создание и участие на стороне фашистской Германии горских воинских формирований.[3–с.103] Аналогичные явления в регионе вновь фиксируются с начала 90-х гг. XX в., вплоть до настоящего времени.

Как отмечают авторитетные российские криминологи А.И. Алексеев, B.C. Овчинский, Э.Ф. Побегайло, осетино-ингушский конфликт начала 90-х гг. и две чеченские войны, события в Беслане, Карачаево-Черкессии, Нальчике не могли не сказаться самым пагубным образом на всей криминальной ситуации на Северном Кавказе. Фактически в регионе на фоне повальной клановой коррупции сложилось бандитское подполье, отягощаемое религиозным экстремизмом[4–с.24]. Дестабилизируют оперативную обстановку в С-КФО также события в Нагорном Карабахе[5–с.5], а также в Южной Осетии и Абхазии.

Об этнорелигиозном экстремизме, с которым пришлось столкнуться России на Северном Кавказе, можно говорить как о внутриполитической проблеме еще с момента присоединения региона к империи. И до сих пор к числу факторов, способствующих распространению исламского экстремизма, можно отнести чрезмерную милитаризацию регионов исламского мира, в том числе и оружием массового поражения, имеющие место там перманентные пограничные столкновения, локальные вооруженные конфликты, возникающие на этнической и религиозной основе, участие в которых принимают и экстремистские, и террористические организации и т.д.

В обществе экстремизм нарастает в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен, связанных с модернизацией. В таких условиях почти неизбежен так называемый кризис идентичности: все труднее соотнести себя с какими-то определенными социальными и культурными общностями и так самоопределиться.[6–с.16] Это крайне некомфортное состояние люди стремятся преодолеть разными способами: они сплачиваются в первичных, естественных этнических и религиозных группах, растет ксенофобия и влияние идей традиционализма, часто перерастающего в экстремизм («очистимся от нововведений и вернемся к истокам»).

Привлекательность подобных националистических течений состоит в его способности превращать совершенно банальные, повседневные события в источник национальной гордости, усматривать в них элементы проявления свободы и самовыражения. Люди обращаются к национализму, когда они озабочены проблемой придания смысла собственной жизни.

Именно молодые люди, стремящиеся к самоутверждению, в возрасте 18-27 лет и составляют до 70 % членов новых религиозных объединений. В крайних случаях происходит перерождение этой общности в террористическую организацию или террористический компонент становится составляющей частью служения Богу.[7–с.283]

Немаловажным фактором, влияющим на вовлечение молодежи в экстремистские группы, основанные на национальном или религиозном признаках, является миграция граждан.[8–с.149] Нестабильность обстановки во многих государствах различных регионов мира, «прозрачность» границ России со странами СНГ, недостаточная урегулированиесть вопросов въезда в Российскую Федерацию и ряд других обстоятельств приводят к массовому и бесконтрольному наплыву в Россию иностранцев, что в значительной мере осложняет экономическое положение и криминогенную обстановку в стране.

В связи с процессом «экстремизации» групп населения и этносов, в том числе мигрантов, успешно используемом разноэтническим криминалом, в российском обществе возникает прямо противоположная тенденция - рост экстремизма среди наиболее многочисленного славянского населения к людям другой национальности. Особенно остро на это реагирует молодежь.

Таким образом, криминологическое объяснение существования молодежного экстремизма, основанного на национальном или религиозном признаках, как объективно девиантного поведения выглядит следующим образом. В России ввиду значительного числа национальностей, исповедующих отдельные религии или их течения, этнический компонент тесно связан с конфессиональным. Общемировые религии несколько различно относятся к различным формам девиантного поведения человека. В некоторых религиях имеются радикальные течения (наиболее яркий пример - ваххабизм в исламе). Наиболее сложная ситуация в части экстремистских проявлений в молодежной среде, основанных на национальном или религиозном признаках, особенно характерна для Южного федерального округа, где имеется огромное число национальностей, исповедующих различные религии и имеющих непохожие друг на друга исторические традиции. В молодежной среде экстремизм, основанный на национальном или религиозном признаках, основывается на исторических, культурных и иных национальных традициях и проявляется в увлеченности националистическими и иными идеологиями, нетрадиционными религиозными доктринами, в участии в деятельности экстремистских групп, в совершении противоправных, в том числе экстремистской направленности, действий в связи со своими убеждениями. Деидеологизация и деморализация общества являются одним из факторов преступности среди молодежи, где легче всего распространять экстремистские идеи. Образование экстремистских неформальных групп по этническому и религиозному признаках, где молодые люди составляют значительную часть, способствует развитию национализма и приданию смысла собственной жизни.


Литература:

  1. Джабраилова А.Б. Преступность среди студенческой молодежи и проблемы ее предупреждения (по материалам Республики Дагестан): Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Махачкала, 2010. - С. 17.

  2. Антонян Ю.М. Этнорелигиозный экстремизм – М.: Статус, 2005. - С. 15.

  3. Ибрагимова С.Б. Народы Кавказа. Антропология, лингвистика, хозяйство. - Махачкала, 2011. - С. 103.

  4. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте (этнография чеченской войны). - М., 2008. – С. 24.

  5. Кривельская Н.В. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций // Аналитический вестник. 2006. Вып. 28. - С. 5.

  6. Паин Э. Откуда берется экстремизм // Знание. 2010. № 11. - С. 16.

  7. Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения в XXI веке. - Майкоп, 2012. - С. 283.

  8. Кашуба Ю.А. О связи незаконной миграции с преступностью //Преступность в разных ее проявлениях и проблемы организованной преступности. - М., 2011. – С. 149.


Основные термины (генерируются автоматически): Северный Кавказ, религиозный признак, молодежная среда, религия, Россия, собственная жизнь, экстремизм.


Похожие статьи

Влияние экстремисткой деятельности религиозных объединений...

Религиозный фанатизм используется приверженцами идеологии и тактики экстремизма для

Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и

В этой связи в условиях Северного Кавказа наибольшую угрозу целостности России...

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном в Чечне

Проблема противодействия политическому экстремизму на Северном Кавказе: анализ и пути решения.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Проблема противодействия политическому экстремизму на...

Активно осуществляемый в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные

Конечно, многое в плане предупреждения политического экстремизма на Северном Кавказе сегодня уже сделано.

Проблемы противодействия политически мотивированному...

политический экстремизм, экстремизм, УК РФ, молодежная среда, религиозный радикализм, противоправная деятельность, Северный Кавказ, преступный экстремизм, чистый вид, Российская Федерация.

Восприятие религиозного экстремизма в общественном...

На первое место среди причин возникновения религиозного экстремизма жители России поставили бедность и плохие социальные условия. Для удобства их следует сгруппировать по содержательному признаку, выделив национально-этнические, политические и собственно...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

Ключевые слова: религия, экстремизм, безопасность. В настоящее время вопрос экстремизма на почве религиозных убеждений той или иной конфессии является одним из самых актуальных.

Неокульты чаще всего являются «молодежными религиями», т. к. в число их...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

5. Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дис...канд. филос. наук.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский...

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

Понятие «религиозный экстремизм» концептуализируется посредством сопряжения двух составляющих — собственно экстремизма и религии.

Как правило, среде верующих экстремизм не опознается как экстремизм, а воспринимается как инорелигиозный вызов...

Похожие статьи

Влияние экстремисткой деятельности религиозных объединений...

Религиозный фанатизм используется приверженцами идеологии и тактики экстремизма для

Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и

В этой связи в условиях Северного Кавказа наибольшую угрозу целостности России...

Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе

Характерной особенностью развития религиозной ситуации в России следует считать то обстоятельство, что радикальный фундаментализм прижился в основном в Чечне

Проблема противодействия политическому экстремизму на Северном Кавказе: анализ и пути решения.

Истоки и причины религиозного экстремизма в современной...

Одним из наиболее серьезных и острых проявлений экстремизма в современной России является исламскийрелигиозно-политический экстремизм. По форме этот экстремизм является духовно-религиозным.

Проблема противодействия политическому экстремизму на...

Активно осуществляемый в сфере политических отношений, экстремизм проникает во все области общественной жизни: межэтнические, религиозные

Конечно, многое в плане предупреждения политического экстремизма на Северном Кавказе сегодня уже сделано.

Проблемы противодействия политически мотивированному...

политический экстремизм, экстремизм, УК РФ, молодежная среда, религиозный радикализм, противоправная деятельность, Северный Кавказ, преступный экстремизм, чистый вид, Российская Федерация.

Восприятие религиозного экстремизма в общественном...

На первое место среди причин возникновения религиозного экстремизма жители России поставили бедность и плохие социальные условия. Для удобства их следует сгруппировать по содержательному признаку, выделив национально-этнические, политические и собственно...

Религиозный экстремизм как фактор угрозы национальной...

Ключевые слова: религия, экстремизм, безопасность. В настоящее время вопрос экстремизма на почве религиозных убеждений той или иной конфессии является одним из самых актуальных.

Неокульты чаще всего являются «молодежными религиями», т. к. в число их...

Религиозно-политический экстремизм и терроризм...

5. Суслова Е. С. Религия и проблемы национальной безопасности на Северном Кавказе: Автореф. дис...канд. филос. наук.

Основные термины (генерируются автоматически): религиозно-политический экстремизм, Северный Кавказ, Дагестан, Юг России, исламский...

Религиозный экстремизм: концептуальное понятие

Понятие «религиозный экстремизм» концептуализируется посредством сопряжения двух составляющих — собственно экстремизма и религии.

Как правило, среде верующих экстремизм не опознается как экстремизм, а воспринимается как инорелигиозный вызов...

Задать вопрос