Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жалилов, З. Б. Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли / З. Б. Жалилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5791/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье освещены взгляды Имома Газзоли по вопросам обучения и воспитания молодого поколения, кратко изложено содержание его произведений философского характера, отмечена его роль в классификации знаний. Особо выделен психологический аспект творчества Газзоли.

Ключевые слова: мыслитель, мировые знания, религиозные знания, дух, чувства, психические свойства, философ, беседа, обсуждение, нравственность, логика.

Главным вопросом всех религиозных учений, а также Национальной идеи независимости является воспитание убежденной, преданной, гармонично развитой молодёжи. С этих позиций особого внимания заслуживают педагогические воззрения великих мыслителей Имома Бухари, Абдухалика Гиждувони, Абу Али ибн Сино, Абу Райхона Беруни, Абу Насра Фороби, Бахоуддина Накшбанда, Алишера Навои, Имома Газзоли относительно обучения и воспитания молодого поколения, так как развитие общества неразрывно связано с формированием сознания молодежи. Об этом свидетельствует анализ произведений Имома Газзоли, большинство из которых посвящены вопросам обучения и воспитания молодежи.

Успех реформирования сферы образования, осуществляемого в нашей республике, обусловлен прежде всего тем, что образование молодежи сегодня является приоритетом государственной политики. В решении проблемы воспитания гармонично развитой личности в современных условиях целесообразно опираться на общечеловеческие и национальные, в частности исламские ценности. В данном аспекте дидактически направленные произведения Имома Газзоли могут стать эффективным средством воспитания и обучения молодого поколения.

Имом Газзоли начал свою деятельность в 20 лет в качестве уже известного педагога. В 34 года он стал главным муддарисом (преподавателем) в медресе «Низомия». К Газзоли обращались за советами и рекомендациями не только ученые, известные люди, но и государственные деятели. В медресе «Низомия» Имом Газзоли обучал молодое поколение и одновременно повышал знания уже взрослых людей. Он проводил беседы по разным направлениям наук, организовывал ответы на вопросы, обсуждения различных проблем.

Известно, что эти методы нашли своё признание и в современном процессе обучения, причем они занимают ведущее место в современном образовательном процессе. Например, устоз (учитель, наставник) в ходе беседы направляет ученика, указывает на его недостатки, в то же время не задевая личностного достоинства своего подопечного. При таком подходе обучающийся старается в дальнейшем не повторять своих ошибок. Метод вопросов и ответов приучает учеников быть внимательными, точными, в то же время способствует развитию их речи. Учащиеся получают знания по интересующим их проблемам, могут задать вопросы и получить ответы по существу тех явлений, которые пока им не известны.

Следует подчеркнуть, что занятия в медресе «Низомия» проходили в интересной, дискуссионной форме. Имом Газзоли как преподаватель обладал глубокими знаниями, а как наставник был для всех эталоном нравственности.

В течение своей жизни Имом Газзоли совершил несколько поездок в разные города. И повсюду, куда он приезжал, Газзоли обязательно организовывал встречи и беседы с народом на научно просветительские темы, по вопросам воспитания детей.

В каждой такой беседе Газзоли убеждал людей, что воспитание молодежи является самым главным вопросом, которым нужно серьёзно заниматься. Чтобы повысить уровень собственных знаний, Имом Газзоли отправился в Багдад, где он хотел изучать и анализировать научные источники. Во время пребывания в Багдаде Газзоли ознакомился со всеми известными на тот период научными знаниями и привёл их в систему.

Имом Газзоли утверждал, что приобретение знаний с целью обогащения или для хвастовства не приведут к хорошему в загробной жизни. В своем произведении «Охиратнома» («Потусторонний мир») он призывал молодежь: «Эй, юноша, будь осторожен, если ты вечером прочитал (изучил) книгу, а, проснувшись, совершил безнравственный поступок, какой толк от этого? Если ты задумал обрести авторитет в этом мире благодаря накоплению богатств или занятию должности и хвастаться этим среди ровесников, тогда плохо твоё дело»1.

Имом Газзоли изучал науки в их взаимосвязи. В результате глубокого изучения философии он стал крупным философом своего времени. Ученый посвятил философии целыйряд произведений. В их числе:

  1. Цели философа (Маыосидул фалосифа).

  2. Опровержение философа (Таҳофутул фалосифа)

  3. Взгляд в логику (Маҳкун назар фил мантиқ)

  4. Критерии познания в логике (Меъёрул илм фил мантиқ)

  5. Делающий выводы (Ал Мунқиз миназ Золал)2.

Произведение Газзоли «Цели философов» в переводе Доминика Гундисальво было издано в 1145 году на латинском языке в городе Толедо- одном из научных центров Испании, а произведение «Иҳйа-ал-улум-ад-дин»(«Возрождение религиозных знаний») перевел с арабского на русский язык В.Наумкин и снабдил комментарием3.

Имом Газзоли в названных выше произведениях выделил шесть видов знаний и проанализировал каждое направление.

  1. Точные науки - к ним относятся счет, геометрия, география. Газзоли объяснял, что данные науки основаны на конкретных доказательствах, и эти знания принимаются без возражений.

  2. Логика - по мнению Газзоли, в эту науку входят мировые знания, которые отдалены от религии. В основу логики положены умозаключения, ее следует изучать, имея определенную базу знаний.

  3. Естественные науки - эти науки также не связаны с религией. Все они опираются на жизненный опыт членов общества и поэтому не вызывают сомнений.

  4. Политические знания - как утверждает Имом Газзоли, это философские мысли, связанные с мировыми знаниями большая их часть основывается на книгах, посланных Всевышним Аллахом пророкам, и на жизненном опыте самих пророков.

  5. Этические науки - это философские взгляды, основанные непосредственно на идеях суфиев. Газзоли привел их в соответсвие с учением Ислама и подчеркнул, что другие идеи не должны приниматься в этических знаниях.

  6. Богословские науки (знания) - по убеждению Имама Газзоли, эти знания не должны подчиняться условиям, выдвинутым философами в логике, которые привели к большим ошибкам.

Из приведенного выше перечня очевидно, что Имом Газзоли составил классификацию всех знаний, существовавших в его время. Характеристика знаний, представленная ученым, имеет важное значение и для современного учебно-воспитательного процесса.

Творчество Абу Хомида Газзоли в разное время оценивалось по-разному, но его нужно анализировать с позиций духа того времени, когда жил Имом.

Например, «идеи выдающихся мыслителей Средневековья Фараби и Ибн Сино созвучны идеям Газзоли. В последнее время западные ученые начали противопоставлять взгляды Абу Хомида Газзоли взглядам Фараби и Ибн Сино. Но наш современники считают, что если сравнивать произведения Фараби «Ароу аҳли мадинатул фозила» (в узбекском переводе «Фозил одамлар шаҳри» - (Город (страна) добродетельных людей) и Ибн Сино «Рисолаи фил ишқ», «Ҳайй ибн Якзон» (Пробудившийся сын жизни), и другие философские произведения с творчеством Газзоли, то можно понять, что взгляды ученых не противоречат друг другу, а воспринимаются как сходные по своей направленности. В частности Фараби и Ибн Сино и Газзоли излагали мысли об этапах совершенствования духа следующим образом: дух растений, дух животных, дух человека, дух ангела и божественный дух. Эти трое великих мыслителей утверждали, что путь от духа животного к духу человека можно пройти не только получив знания и преодолев трудности, но и совершенно очистив душу от животных страстей»4.

Абу Хомид Газзоли глубоко изучал и анализировал все науки с позиций психологического подхода. Один из разделов своего произведения «Химия счастья» он назвал «Пять чувств». В этом разделе автор выделяет психические свойства человека. Кстати, современные ученые психологи также называют пять чувств (ощущений). Имом Газзоли характеризует психические свойства личности следующим образом: «существут пять чувств - ощущений для внешнего восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Существуют также внутренние ощущения, их тоже пять. 1. Воображение. 2.Мышление. 3.Память. 4.Заучивание. 5.Осторожность (чувсво самозащиты). Все эти чувства составляет психику человека. Каждое из них выполняет свою функцию. Если всех ощущений достаточно, человек может полностью реализовать себя»5.

В современной психологической науке установлено, что все обозначенные свойства связаны между собой и дополняют друг друга.

Имом Газзоли в произведении «Иҳёу-улум-ад-дин»(«Возрождение религиозных знаний») воздает честь и хвалу науке (знаниям). Однако Имом Газзоли превозносит знания пророка и его сподвижников, объясняя, что наука и ученые должны достигнуть их уровня. По многим позициям автор связывает знания с исламской религией.

Следует отметить, что современная молодежь не полностью осмысливает сущность исламской религии, и вследствие этого порой присоединяется к различным экстремистским группировкам. Поэтому возникает необходимость наряду с преподаванием мировых наук вводить изучение религиозных знаний. Например, при изучении учащимися и студентами истории народов Востока они осваивают интеллектуально-духовное наследие народов, и включение материалов о воспитательных взглядах Имома Газзоли является хорошим дополнением к национальному наследию наших предков. Без изучения национального наследия, народных традиций, обычаев, культуры, ценностей, педагогический процесс не может восприниматься как полноценный и эффективный.

По утверждению Имома Газзоли, знания возвеличивают человека. Для овладения знаниями человеку необходимо преодолеть много трудностей, и только настойчивость и терпение помогут победить их. Человек, ограниченный в знаниях, никогда не станет уважаемой личностью.


Литература:
  1. Каримов И.А. Истиқлол ва маънавият // Тузувчи ва нашр учун масъуллар: Н.Комилов, К.Бўронов. т.: Ўзбекистон, 1995. – 129 б.

  2. Абу Ҳомид Ғаззолий. Кимиёи саодат (Руҳ ҳақиқати). Т.: Адолат – 2005 йил. 35-бет.

  3. Абу Ҳомид Ғаззолий. Иҳёу улумиддин-дин (Дин илмларини жонлантириш). Т.: “Мовароуннаҳр” – 2003 йил. 26-бет.

  4. Islom. uz интернет сайти. Имом Ғаззолий. “Охиратнома” китобидан дарслар.

1 Islom.uz интернет сайти. Имом Ғаззолий “Охиратнома” китобидан дарслар.

2 Islom.uz интернет сайти.

3 Абу Ҳомид Ғаззолий. Кимиёи саодат (Руҳ ҳақиқати) (Химия счастья (Истина духа). -Т.: Адолат. -2005. 13-б.

4 Абу Ҳомид Ғаззолий. Кимиёи саодат (Руҳ ҳақиққати). -Т.: Адолат, -2005. 13-б.

5 Абу Ҳомид Ғаззолий. Кимиёи саодат (Руҳ ҳақиққати). -Т.: Адолат, -2005. 35-б.



Основные термины (генерируются автоматически): знание, молодое поколение, наука, произведение, аба, Багдад, воспитание молодежи, дух человека, исламская религия, национальное наследие.


Ключевые слова

мыслитель, мировые знания, религиозные знания, дух, чувства, психические свойства, философ, беседа, обсуждение, нравственность, логика., логика

Похожие статьи

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Идея формирования научное мировоззрение молодежи...

Отсюда следует, молодёжь получает воспитание на основе национального духа.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, произведение, ребенок, мысль, личность

Физическое и духовное развитие человека в работах Абу Али ибн Сины (Авиценны).

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Знание для человека — это неиссякаемое достояние.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Восток, произведение, наука, Европа, темный дом

Современные аспекты роли развития духовности в воспитании подрастающего поколения.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, традиция, молодое поколение, национальная культура...

Вопросы национального воспитания студенческой молодёжи

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, национальное воспитание, воспитание, всестороннее гармоничное воспитание, молодой человек, социальный опыт.

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли.

Общественно-политический потенциал исламской религии...

...не узкоконфессионального, а многопрофильного образования, включающего знания религии и светских наук, знание нескольких языков, развитие широкого кругозора

Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения.

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

Говоря о проблеме воспитания следующего поколения, важно помнить, о

Любовь к занятиям наукой, желание передавать знания ученикам. Развитое понятие чести.

Ирисов А. Абу Али ибн Сино. — Т.: Фан, 1980. Кубесов А. Математическое наследие Аль-Фараби.

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Формирование здорового и гармонично развитого поколения, воспитание молодежи в духе преданности национальным традициям, уважения общечеловеческих ценностей

Однако в нашем обществе еще есть силы, стремящиеся сбить молодых людей с истинного пути.

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной...

Вся наука арабо-мусульманского средневековья называлась "фалсафа", т.е. философия.

Арабо-исламская культура была ярким самобытным явлением в истории мировой

Что естественно может послужить идеальным источником в деле воспитания молодого поколения.

Похожие статьи

Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы...

Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.

Идея формирования научное мировоззрение молодежи...

Отсюда следует, молодёжь получает воспитание на основе национального духа.

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, произведение, ребенок, мысль, личность

Физическое и духовное развитие человека в работах Абу Али ибн Сины (Авиценны).

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Знание для человека — это неиссякаемое достояние.

Основные термины (генерируются автоматически): Центральная Азия, Восток, произведение, наука, Европа, темный дом

Современные аспекты роли развития духовности в воспитании подрастающего поколения.

О необходимости нравственного воспитания молодежи

Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувство

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, традиция, молодое поколение, национальная культура...

Вопросы национального воспитания студенческой молодёжи

Основные термины (генерируются автоматически): молодое поколение, национальное воспитание, воспитание, всестороннее гармоничное воспитание, молодой человек, социальный опыт.

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли.

Общественно-политический потенциал исламской религии...

...не узкоконфессионального, а многопрофильного образования, включающего знания религии и светских наук, знание нескольких языков, развитие широкого кругозора

Роль исламского философского наследия в развитии физической культуры подрастающего поколения.

Идеи восточных учёных о педагогическом мастерстве

Говоря о проблеме воспитания следующего поколения, важно помнить, о

Любовь к занятиям наукой, желание передавать знания ученикам. Развитое понятие чести.

Ирисов А. Абу Али ибн Сино. — Т.: Фан, 1980. Кубесов А. Математическое наследие Аль-Фараби.

Духовное и интеллектуальное воспитание молодого поколения...

Формирование здорового и гармонично развитого поколения, воспитание молодежи в духе преданности национальным традициям, уважения общечеловеческих ценностей

Однако в нашем обществе еще есть силы, стремящиеся сбить молодых людей с истинного пути.

Педагогический анализ арабо-мусульманской культуры и научной...

Вся наука арабо-мусульманского средневековья называлась "фалсафа", т.е. философия.

Арабо-исламская культура была ярким самобытным явлением в истории мировой

Что естественно может послужить идеальным источником в деле воспитания молодого поколения.

Задать вопрос