Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трущенко, М. Н. Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах / М. Н. Трущенко, Н. К. Плавник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 432-436. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5635/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье рассматривается возможность самоактуализации, как копинг-механизма в условиях негативного влияния профессиональной деятельности. Дается описание результатов эмпирического исследования синдрома выгорания и самоактуализации у педагогов в возрасте от 21 до 60 лет.

Ключевые слова: синдром выгорания, самоактуализация, педагоги, возрастной период.


The article reveals the possibility of self-actualization as a coping mechanism in the negative impact of the profession. It describes the results of investigation of burnout and self-actualization in teachers’ in age from 21 to 60 years.

Keywords: burnout, self-actualization, teachers, stage of age.


Синдром выгорания – это состояние, которое является следствием превышения адаптивных возможностей человека, и имеющее в своей структуре эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Различные составляющие педагогической деятельности (когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, организационная) способствуют самоактуализации личности в профессии, но при этом не исключают негативного стрессового влияния на педагога в процессе работы. В научной литературе рассматриваются различные причины развития выгорания, среди которых выделяются субъективные (проявления эмоциональной, мотивационной сфер) и объективные (межличностные отношения, психологический климат, социальная поддержка, режим деятельности и др.) детерминанты [1].

Распространенность и последствия воздействия негативных факторов на личность, развитие соматических и психосоматических расстройств независимо от возрастных и половых различий, создают потребность в разработке профилактических программ и тренингов. Рассмотрение в качестве копинг-механизма различных психологических феноменов, например, таких как самоактуализация, дает толчок созданию новых профилактических возможностей.

Самоактуализация – это не только беспрерывный процесс и результат раскрытия способностей личности, но и своеобразная «мотивация роста» (growth motivation), действующая посредством пережитого и полученного личного опыта [2, 3].

Цель исследования – определение изменения степени синдрома выгорания и проявления самоактуализации, а также их взаимосвязи на разных возрастных этапах развития, как возможного копинг-механизма в условиях негативного воздействия работы.

Материал и методы исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательных учреждений г. Минска (Белоруссия). В тестировании приняли участие 60 педагогов в возрасте от 21 до 64 лет. Подбор испытуемых осуществлялся на основе рандомизированного отбора. Все респонденты были распределены на четыре возрастные группы: 1-я группа от 20 до 29 лет (14 чел), 2-я группа от 30 до 39 лет (20 чел), 3-я группа от 40 до 49 лет (17 чел) и 4-я группа от 50 и старше (9 чел).

В исследовании использовались методики: Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой); Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострем (адаптация Л. Гозмана). Обработка данных проводилась в компьютерном пакете статистических программ STATISTICA 6.0. Рассчитывались средние значения и стандартные отклонения, процентное соотношение, данные проверялись на нормальность распределения, рассчитывались коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

По данным исследования показатели выгорания испытуемых с учетом возрастного периода представлены в таблице 1. В зависимости от определенного возрастного этапа имеются изменения показателей структурных компонентов выгорания, а также его степени.

Таблица 1

Показатели выгорания с учетом возрастного периода, Ме (25%-75%)

Группа (возраст)

Синдромы выгорания

Степень
выгорания

Эмоциональное истощение

Деперсона-
лизация

Редукция
личных достижений

Гр. 1 (20-29)

23,0 (18,0-28,0)

10,0 (6,0-16,0)

32,0 (25,0-35,0)

67,0 (52,0-71,0)

Гр. 2 (30-39)

19,5 (15,5-25,5)

7,5 (4,0-11,5)

27,5 (23,5-34,5)

61,5 (55,0-64,5)*

Гр. 3 (40-49)

24,0 (18,0-27,0)

8,0 (5,0-11,0)

31,0 (28,0-35,0)

63,0 (56,0-69,0)**

Гр. 4 (50 и старше)

21,0 (23,0-30,0)

10,0 (8,0-12,0)

27,0 (23,0-30,0)

58,0 (55,0-60,0)

Примечание: * - отличия достоверны U=65,00 при р<0,05 между группами 1 и 2; ** - отличия достоверны U=102,00 при р<0,05 между группами 2 и 3


Сравнительный анализ показывает наличие двух возрастных «пиков», когда испытуемые характеризуются более высокими показателями по исследуемым шкалам методики, отражающим отдельные компоненты состояния выгорания. Это возрастные периоды 20 – 29 лет и 40 – 49 лет. В возрастные периоды 30 – 39 и старше 50-и лет наблюдается некоторое снижение интенсивности проявлений феномена выгорания. Статистическое подтверждение изменений степени выгорания мы видим в двух случаях: снижение показателя к 30-и годам (U=65,00 при р<0,05) и его последующий рост к 40-а годам (U=102,00 при р<0,05). Последующее снижение статистически не подтверждено.

Видно, что синдром выгорания в разной степени выраженности обнаруживается во всех четырех группах испытуемых (рис. 1).

Рис. 1. Средние показатели синдрома выгорания в разные возрастные периоды


Однако, анализируя степень выраженности выгорания в целом, можно сделать вывод, что самый высокий показатель – в возрасте 20 – 29 лет (m=64,43). На втором месте – возрастной период 40 – 49 лет (m=61,82). На третьем – период 30 – 39 лет (m=58,25). Меньше всего эмоциональное выгорание свойственно возрастному периоду после 50-и лет (m=56,33).

Такое изменение выраженности состояния выгорания можно объяснить посредством смены возрастных периодов. Согласно Д. Левинсону развитие индивида можно рассматривать как смену стадий – стабильной и переходной [4, с. 40]. В стабильной фазе развитие индивида характеризуется постепенным достижением поставленных целей. В переходной фазе сами способы самореализации оказываются предметом анализа, а новые возможности – предметом поиска. Так, около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, при этом есть возможность их изменения. Далее в 40-45 лет наступает еще одно переосмысление, итогом которого могут быть отрицательные переживания «за все, что не осуществилось». Тем самым, развитие профессионального выгорания педагогов опосредовано возрастными этапами развития личности.

О самоактуализации можно говорить на каждом возрастном этапе развития человека. Долго накапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни.

Несмотря на условную иерархичность потребностей, где самоактуализация занимает самое высокое значение и включается в потребностное осознание ее личностью после удовлетворения более «низших» уровней, самоактуализация присутствует во всех возрастных группах респондентов.

Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода испытуемых представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели самоактуализации с учетом возрастного периода

Группа (возраст)

Показатели самоактуализации, (%)

Тс

I

1.
SAV

2.
Ех

3.
Fr

4.
S

5.
Sr

6.
Sa

7.
Nc

8.
Sy

9.
А

10.
С

11.
Cog

12.
Сr

Гр. 1 (20-29)

48,74

51,41

58,57

53,27

55,49

46,94

62,86

48,30

47,86

60,20

53,13

43,57

44,81

45,92

Гр. 2 (30-39)

49,71

50,22

58,00

54,17

44,23

47,86

57,00

53,33

56,50

57,14

52,81

44,25

39,55

45,71

Гр. 3 (40-49)

43,25

46,99

53,24

47,30

47,51

50,84*

52,94

46,22

42,35

52,10

41,54

43,53

45,45

36,55

Гр. 4 (50 и старше)

47,71

45,67

54,44

50,46

36,75**

38,10

48,15

56,08

50,00

52,38

34,72***

41,11

38,38

42,06

Примечание: Тс – компетентности во времени, I – поддержки, 1. SAV – ценностных ориентаций, 2. Ех – гибкости поведения, 3. Fr – сензитивности к себе, 4. S – спонтанности, 5. Sr – самоуважения, 6. Sa – самопринятия, 7. Nc – представления о природе человека, 8. Sy – синергии, 9. А – принятия агрессии, 10. С – контактности, 11. Cog – познавательной потребности, 12. Сr – креативности;

* -отличия достоверны U=42,50 при р<0,05 между группами 3 и 4; ** -отличия достоверны U=31,50 при р<0,05 между группами 1 и 4; *** -отличия достоверны U=20,00 при р<0,05 между группами 1 и 4


В возрастной период 20 – 29 лет больше всего проявлены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,57%), т.е. испытуемые в большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (62,86%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них; 8. Sy – синергия (60,20%): испытуемые этой возрастной группы способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей (телесное и духовное и др.).

В возрастной период 30 – 39 лет больше всего выражены: 1. SAV – ценностные ориентации (58,00%), т.е. испытуемые в довольно большой степени разделяют ценности, присущие самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (57,00%): испытуемым характерна способность ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них. Высокий балл выявлен по шкале 7. Nc – представлений о природе человека (56,50%), что свидетельствует о склонности испытуемых в возрасте 30 – 39 лет воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии антагонистическими и непреодолимыми. Кроме того, в данный возрастной период высокий балл получила шкала 8. Sy – синергии (57,14%): в этот возрастной период люди способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлена шкала 11. Сog – познавательной потребности (39,55%), что говорит о невысокой степени выраженности стремления к приобретению знаний.

В возрастной период 40 – 49 лет испытуемым свойственны: 1. SAV – ценностные ориентации (53,24%), которые присущи самоактуализирующейся личности; 5. Sr – самоуважение (52,94%): испытуемые ценят свои достоинства, положительные свойства характера, уважают себя за них; 8. Sy – синергия (52,10%): говорит о способности к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего представлены результаты по шкале 12. Сr – креативности (36,55%), что показывает слабое развитие творческой направленности у педагогов на данном возрастном этапе.

В четвертой группе наблюдается, что в этом возрастном периоде испытуемым в большей степени свойственны показатели по шкалам: 1. SAV – ценностных ориентаций (54,44%), 6. Sa – самопринятия (56,08%): испытуемые принимают себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков; 8. Sy – синергии (52,38%): испытуемые способны к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей. Менее всего баллов набрали следующие шкалы: 9. А – принятия агрессии (34,72%), 3. Fr – сензитивности к себе (36,75%), 4. S – спонтанности (38,10%) и 11. Cog – познавательной потребности (38,38%).

Сравнительный анализ результатов разных возрастных периодов показал следующие достоверные отличия. Так, по шкале 3. Fr – сензитивности к себе максимальное выражение она получила в период 20 – 29 лет (55,49%), после чего на протяжении дальнейшего развития происходит снижение данного качества (отличия достоверны U=31,50 при р<0,05). Следовательно, можно говорить о том, что в возрасте 20 – 29 лет люди лучше всего отдают себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущают и рефлексируют их. Однако с возрастом данная способность снижается. По шкале 4. S – спонтанности происходит развитие качества до 49-и лет (50,84%), после чего постепенно результаты снижаются (U=42,50 при р<0,05). Педагоги в возрасте 40-49 лет по сравнению с другими периодами характеризуются самым высоким развитием способности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Шкала 9. А – принятия агрессии максимального развития достигает в возрастной период 20 – 29 (53,13%), снижаясь в дальнейшем (U=20,00 при р<0,05). Молодые педагоги принимают свое раздражение, гнев и агрессивность, как естественное проявление человеческой природы.

Анализируя полученные корреляции во всех группах, наблюдаются достоверные связи между показателями синдрома выгорания и самоактуализацией.

В первой группе установлено, что увеличение самоактуализации по шкале представления о природе человека может уменьшать эмоциональное истощение личности (r=-0,72 при р<0,05). В свою очередь увеличение контактности (r=0,75 при р<0,05), спонтанности (r=0,59 при р<0,05) и принятия агрессии (r=0,56 при р<0,05) могут увеличивать показатель деперсонализации и приводить к некоторой дистанцированности, отстраненности в отношениях с другими лицами. Чем больше самоактуализация по шкале самоуважения, тем больше показатель редукции личных достижений (r=0,71 при р<0,05), что в свою очередь помогает личности увидеть ценность своей деятельности, почувствовать определенную компетентность в том, чем занимаешься и предотвратить негативное самовосприятие и переживание недовольства собой. Степень выгорания может увеличиваться при увеличении самоактуализации по шкале сензитивности к себе (r=0,68 при р<0,05).

В возрастной группе лиц 30-39 лет определяются следующие взаимосвязи. Рост самоактуализации по шкале представления о природе человека приводит к уменьшению показателя редукции личных достижений (r=-0,47 при р<0,05). Тем самым, при возникновении противоречий в представлении о положительной природе человека и несоответствующей этому реальности, происходит обесценивание своих личностных достижений и успехов с последующим ростом выгорания. В свою очередь самоактуализация по шкале разделения ценностных ориентаций уменьшает выраженность развития синдрома выгорания в показателе редукции личных достижений (r=0,46 при р<0,05). При увеличении сензитивности к себе наблюдается рост деперсонализации, что может объясняться большим осознанием своих потребностей и желаний, которые не могут быть удовлетворены в профессиональной сфере по каким-то причинам (r=0,45 при р<0,05). Поэтому происходит формализация выполняемых потребностей, холодность и отстраненность по отношению к коллегам и деятельности.

Увеличение степени выгорания происходит при росте самоуважения (r=0,56 при р<0,05), спонтанности (r=0,46 при р<0,05) и поддержки (r=0,45 при р<0,05). С учетом возраста и возможного присутствия кризисных явлений в периоде 30-39 лет снижение степени выгорания может наблюдаться при самопринятии и развитии гибкости поведения к этому жизненному промежутку времени.

В возрасте 40-49 лет не установлено значимых корреляций между синдромом выгорания и самоактуализацией. Однако после 50 лет при росте эмоционального истощения растет самоактуализация по шкале познавательных потребностей (r=0,77 при р<0,05); показатель снижается при росте ценностных ориентаций (r=-0,80 при р<0,05). Следовательно, уменьшение стремления к новым знаниям и разделение ценностных ориентаций может снижать истощение личности, но приводить к ограничению поступления новой информации и снижению самоактуализации в последующем.

Заключение

Проведенное исследование среди педагогов показывает, что наибольший показатель выгорания определяется в возрасте от 20 до 29 лет, а более низкий после 50-ти лет, с наличием разной динамики в процессе жизнедеятельности человека – уменьшение выгорания к 30-ти годам и увеличение к 40-летнему возрасту.

Самоактуализация в разные возрастные периоды характерна для педагогов в различной направленности и степени проявления. Так по результатам исследования можно утверждать, что самоактуализация в направлениях принятия агрессии, спонтанности, контактности, сензитивности к себе, социальной поддержки, познавательных потребностей увеличивает состояние выгорания в различные возрастные периоды. Однако самоактуализация в направлениях разделения ценностных ориентаций, присущих самоактуализирующейся личности, самопринятии, гибкости поведения, самоуважении, формировании представлений о природе человека уменьшают состояние выгорания. Тем самым, самоактуализация в разные возрастные периоды может являться копинг-механизмом в условии негативного воздействия профессиональных факторов, на основе обнаруженной взаимосвязи.

Таким образом, синдром выгорания - это состояние, которое возникает не только под воздействием субъективных и объективных детерминант, но и опосредуется возрастными этапами развития личности, в которых важно учитывать особую социальную ситуацию развития, возрастные потребности и возможности их удовлетворения. Следовательно, невозможно однозначно утверждать, что синдром выгорания есть результат личностных особенностей или организационно-производственных факторов, тем самым актуальная ситуация развития человека играет не последнее значение, переводя это явление в ранг естественных и закономерных проявлений психической жизни личности. При этом самоактуализация, как психологическое явление может выступать копинг-механизмом в определенные возрастные периоды.


Литература:

  1. Борисова, М. В. Психологические детерминанты психологического выгорания у педагогов: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / М. В. Борисова. – Ярославль, 2003. – 190 л.

  2. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности; под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – с. 108-117.

  3. Леонтьев, Д. А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу / Д. А. Леонтьев // Жур-л «Вопросы психологии». – 1987. - № 3.

  4. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): возрастной период, SAV, синдром выгорания, природа человека, самоактуализация, возраст, группа, понимание связанности противоположностей, принятие агрессии, целостное восприятие мира.


Похожие статьи

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания

Когнитивное противодействие — понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и...

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Какими качествами обладают люди, стремящиеся к самоактуализации?

Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период "тройного кризиса" личности.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском...

Психологические особенности проявления агрессии обусловлены различными причинами на разных возрастных этапах.

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

К этому возрасту появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением.

Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах.

Психологические особенности беременности как...

Психологические особенности периода беременности связаны с неустойчивостью и нередко противоречивостью.

С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины проявляются в различной

Психологические особенности восприятия незрячих.

Самоактуализация современной женщины в семье как...

Понятие самоактуализация охватывает всю систему жизнедеятельности человека.

Становление человека. Пер. с анг. – М.: Издат-кая группа «Прогресс», «Универс», 1994.

Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах.

Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность...

· Тип пассивный определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентаций ценностей группы. Конформность – подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения...

Ориентиры целостного восприятия феномена человеческого...

Ценностные ориентиры философского, а значит, целостного восприятия феномена человеческого бытия указывают на необходимость именно духовного совершенствования человека, определяющего его рост в понимании определенной сформированности его...

Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор...

Юношеский возраст – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских...

Похожие статьи

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике...

Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания

Когнитивное противодействие — понимание причин стресса, осмысление ситуации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, окружении и...

Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу...

Какими качествами обладают люди, стремящиеся к самоактуализации?

Некоторые признаки принятия положения полной познаваемости природы человеческой личности содержатся в

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период "тройного кризиса" личности.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском...

Психологические особенности проявления агрессии обусловлены различными причинами на разных возрастных этапах.

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи.

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов в период...

К этому возрасту появляется осознание расхождения между мечтами, жизненными целями человека и его реальным положением.

Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах.

Психологические особенности беременности как...

Психологические особенности периода беременности связаны с неустойчивостью и нередко противоречивостью.

С момента осознания и внутреннего принятия себя как будущей матери у женщины проявляются в различной

Психологические особенности восприятия незрячих.

Самоактуализация современной женщины в семье как...

Понятие самоактуализация охватывает всю систему жизнедеятельности человека.

Становление человека. Пер. с анг. – М.: Издат-кая группа «Прогресс», «Универс», 1994.

Синдром выгорания и самоактуализация педагогов на разных возрастных этапах.

Адаптация как научно-исследовательский феномен: сущность...

· Тип пассивный определяется пассивным, конформным принятием целей и ориентаций ценностей группы. Конформность – подверженность индивидов, групп людей влиянию национальных традиций, форм поведения...

Ориентиры целостного восприятия феномена человеческого...

Ценностные ориентиры философского, а значит, целостного восприятия феномена человеческого бытия указывают на необходимость именно духовного совершенствования человека, определяющего его рост в понимании определенной сформированности его...

Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор...

Юношеский возраст – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских...

Задать вопрос