Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Попова, А. А. Тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников / А. А. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 472-474. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103660/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье исследуется тенденция регресса развития эмоционального интеллекта у современных дошкольников. В работе рассматриваются причины регресса и предлагаются варианты решения проблемы.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональный интеллект, эмоциональный интеллект дошкольников, технологии, электронные устройства.

В современном обществе все больше родителей начинают замечать, что их дети становятся менее эмоционально развитыми, чем было ранее. В особенности это наблюдается в дошкольном возрасте. Сегодня дети проводят меньше времени на улице и среди природы, а всё больше времени за экранами мобильных устройств. Это замедляет развитие индивидуальности и творческих способностей, без них может снижаться уровень развития эмоционального интеллекта.

Проблема регресса эмоционального интеллекта у дошкольников становится все более актуальной и требует немедленного решения. В этой статье мы обратимся к причинам снижения уровня эмоционального интеллекта у детей и дадим рекомендации, как её решить.

Эмоциональный интеллект или EQ (от англ. Emotional Quotient) — это способность человека к пониманию и эффективному управлению своими эмоциями, а также к общению и взаимодействию с окружающими людьми. Он является важным условием для эффективного взаимодействия в социуме. Эмоциональный интеллект выполняет ряд важных функций: без него невозможно распознавать и адекватно выражать эмоции, использовать эмоциональную информацию в мышлении и деятельности, управлять и регулировать эмоции. Проблема эмоционального интеллекта привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Значительный вклад в его изучение внесли Дж. Мэйер, П. Соловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, А. В. Карпов, И. Н. Андреева, Д. В. Люсин, И. С. Степанов, А. С. Петровская и др. [1].

Эмоциональный интеллект является одним из важнейших аспектов развития личности, так как с самого раннего возраста формируется мировоззрение, определяющее наш жизненный путь и качество общения с окружающими людьми. Дети, которые не умеют контролировать свои эмоции, испытывают трудности в общении с друзьями, взрослыми и даже с самими собой. Таким детям нелегко адаптироваться к новой среде, они могут чувствовать себя неуверенно.

Регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников — это очень актуальная и распространенная проблема, которая требует нашего внимания и быстрого решения. Осознание этой проблемы и начало работы в этой сфере могут максимально сократить возможные негативные последствия данного явления.

Одной из причин снижения эмоционального интеллекта у детей является отсутствие достаточного количества времени для взаимодействия родителей со своими детьми, что по итогу делает их более склонными к использованию электронных устройств. Это происходит из-за того, что родители могут использовать технологии, чтобы держать детей занятыми и погружаться в свои дела.

Использование электронных устройств вместо общения с людьми и участия в разных видах деятельности, в особенности с другими детьми, может уменьшить количество коммуникаций, которые могут помочь детям в развитии навыков социального и эмоционального характера. В результате, у детей не всегда имеется достаточно возможностей для того, чтобы понимать и чувствовать эмоции других детей, и они испытывают трудности с межличностными отношениями [2].

Еще одна немаловажная причина снижения уровня эмоционального интеллекта — переизбыток информации. В наше время дети окружены большим количеством разнообразной информации со всех сторон —телевизор, интернет, социальные сети, мобильные устройства. Эта информация перегружает мозг детей и мешает им развиваться в эмоциональном плане [3].

Стрессы в период дошкольного возраста тоже могут стать причиной различных эмоциональных проблем и привести к снижению уровня внимания и концентрации, а также затруднениям в обучении [4].

Другим важным фактором является слишком акцентированное внимание на умственном развитии детей. В частности, тренировка способности к решению математических задач и чтению занимает большую часть педагогической программы, в то время как эмоциональное образование и развитие часто остаются без должного внимания. Часто родители не замечают, что дети испытывают какие-то эмоциональные сложности, и не заботятся об их разрешении, что также является причиной регресса эмоционального интеллекта у детей.

Все это приводит к тому, что дети не получают необходимого развития в области эмоционального интеллекта и становятся более подвержены проявлению негативных эмоций.

Таким образом, регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников требует серьезного рассмотрения, и взрослые должны предпринять необходимые шаги для исправления ситуации. Первым шагом в решении этой проблемы является осознание ее наличия. Родители и педагоги должны быть более внимательны к эмоциональным потребностям детей, стимулируя их развитие своей любовью, заботой и пониманием.

Существует множество упражнений и игр, которые помогут детям развивать свой эмоциональный интеллект. Это могут быть ролевые игры, помогающие детям узнавать и понимать различные эмоции, или упражнения для развития самоконтроля. Среди рекомендуемых мер по развитию эмоционального интеллекта эксперты выделяют проведение игр, которые способствуют принятию эмоций [5]. Например, игра «Лото настроений», в ходе которой педагог демонстрирует схематические изображения различных эмоций, либо описывает их словами, в свою очередь дети должны отыскать в наборе среди карточек самую подходящую к описанию картинку. Также рекомендую рассмотреть игру «Классификация чувств», которая направлена на то, чтобы ребенок научился называть эмоции, классифицировать и объяснять их.

Среди других методов развития эмоционального интеллекта у дошкольников можно выделить использование сюжетных рассказов, в которых развиваются различные навыки, например, логика, мышление, речь, наблюдательность. Кроме того, активности, такие как медитация и йога для старших дошкольников, могут помочь детям управлять своими эмоциями и чувствами, улучшить концентрацию и внимание, а также развить усидчивость и бороться со стрессом [6].

Большое значение имеет здоровье и физическое состояние детей. Регулярные прогулки, занятия спортом, упражнения на дыхание и специально разработанные медитации для старших дошкольников помогут поддерживать психическое и эмоциональное здоровье детей. А также ограничение времени, которое ребенок проводит за экраном, так как полностью исключить использование технологий в современном мире не является возможным [7].

Обязательно должно быть включено в программу для дошкольников образование, которое уделяет внимание развитию эмоционального интеллекта. Единственный способ улучшить качество жизни детей и достичь успеха в будущем — это вовлечение их в образовательный процесс в сочетании с физической активностью и здоровым образом жизни.

Также очень важно соблюдать равновесие между умственной и эмоциональной стимуляцией. Несмотря на то, что дети должны развивать свои умственные способности, необходимо также уделить внимание эмоциональному развитию. Например, можно использовать игры, упомянутые выше, чтобы помочь детям развивать свою эмпатию и сообщать об эмоциях.

Родителям необходимо взять за правило говорить с детьми об их эмоциях и чувствах, отвечать на их вопросы, и помогать им развиваться в области эмоционального интеллекта. Дети должны понимать, что эмоции — это нормально и что эмоциональные проявления — это часть жизни. Они должны быть научены, как эффективно управлять своими эмоциями и чувствами [8].

Необходимо понимать, что эмоциональный интеллект является одним из важнейших аспектов личностного развития, компетенцией будущего [9] и его развитие должно быть приоритетным направлением воспитания и обучения детей для их будущей успешности. Регресс эмоционального интеллекта у современных дошкольников — это проблема, которую мы можем и должны решить сегодня, чтобы создать лучшее будущее для наших детей.

В заключение, изучение эмоционального интеллекта должно стать одним из приоритетов воспитания детей. Чтобы решить проблему снижения уровня эмоционального интеллекта у дошкольников, родители и педагоги должны быть более активными и внимательными к эмоциональным потребностям детей. Необходимо помочь детям стать более эмоционально развитыми, адаптированными к жизни в современном мире, и уменьшить количество эмоциональных проблем, с которыми они сталкиваются в будущем.

Литература:

  1. Гринина Е. С., Силютина Н. Г. Проблема развития эмоционального интеллекта в детском возрасте // Образование в современном мире: сборник научных статей / Под редакцией Ю. Г. Голуба. — Том. Выпуск 16.
  2. Нечаев В. Д., Дурнева Е. Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. — № 1.
  3. Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Т. М. Параничева, Тюрина Е. В., Шибалова М. С. Влияние гаджетов на развитие детей // Новые исследования, 2019.
  4. Захарова И. Н., Ершова И. Б., Творогова Т. М., Глушко Ю. Г. Стресс у детей и подростков — проблема сегодняшнего дня // Медицинский совет, 2021.
  5. Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста // Проблемы педагогики. 2014. — № 1.
  6. Робертс Л. «Научите ребенка медитации: 70 простых и веселых упражнений, которые помогут детям снять стресс и расслабиться» — М.: Попурри, 2020.
  7. Готманн Д. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.
  8. Шиманская В. А. Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми. — М.: Бомбора, 2017.
  9. Цаплина О. В. Развитие навыков будущего у детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. — 2022. — № 1 (115). — С. 25–40.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, эмоция, дошкольник, внимание, дошкольный возраст, причина регресса, причина снижения уровня, современный мир, эмоциональная потребность детей.


Ключевые слова

эмоциональный интеллект, технологии, эмоции, электронные устройства, эмоциональный интеллект дошкольников

Похожие статьи

Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости

В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия. Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном п...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Типы личности современного несовершеннолетнего преступника

Данная статья посвящена криминологической оценке типологии личности несовершеннолетних преступников, которые формируются в современных российских условиях. Автором рассмотрены существующие концепции в области классификации индивидуальных особенностей...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Влияние жизнестойкости родителей на самосознание детей

В статье описывается эмпирическое исследование показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет и показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет, представлен статистический анализ взаимосвязей показателей развития самосо...

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Похожие статьи

Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости

В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия. Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном п...

Влияние уровня образования родителей на индивидуально-психологическое развитие дошкольника

Статья посвящена изучению вопроса влияния уровня образования родителей на психологическое развитие ребенка дошкольного возраста. В статье приведено описание основных результатов эмпирического исследования, посвященного изучению данного вопроса.

К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируются возможности использования результатов изобразительной деятельности в выявлении уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Авторами предпринята попытка уточнения критериев оценивания уровня сф...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Особенности формирования коммуникативной компетентности старшеклассников

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности старшеклассников. Проанализированы его теоретические и методологические основы (факторы, парадигмы и подходы). Кроме того, в данной статье обоснована структура коммуникатив...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Типы личности современного несовершеннолетнего преступника

Данная статья посвящена криминологической оценке типологии личности несовершеннолетних преступников, которые формируются в современных российских условиях. Автором рассмотрены существующие концепции в области классификации индивидуальных особенностей...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Влияние жизнестойкости родителей на самосознание детей

В статье описывается эмпирическое исследование показателей самосознания детей в возрасте от 5 до 10 лет и показателей жизнестойкости родителей детей в возрасте от 5 до 10 лет, представлен статистический анализ взаимосвязей показателей развития самосо...

Диагностика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования

В данной статье мы описываем особенности диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации. В данной статье обращается внимание на уровневые характеристики познавательного развити...

Задать вопрос