Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дворцова, Е. В. Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания / Е. В. Дворцова, О. А. Тупикова, М. Д. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103646/ (дата обращения: 19.11.2024).



В данной статье описывается теоретическая часть исследования взаимосвязи личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания.

Ключевые слова: осужденные-разнорабочие, трудовая деятельность, личностные качества, суицидальные наклонности.

1.1 Психологический анализ трудовой деятельности осужденных при отбывании наказания

Общая характеристика профессии

История. Идея использования труда осужденных находила отражение в различных моделях пенитенциарных систем (религиозной, индустриальной, реформаторной, медицинской, модели справедливости, исправительно-трудовой, социальной реабилитации и реинтеграции).

Перспектива развития профессии. Одной из самых затребованных вакансий у многих работодателей, независимо от вектора деятельности компании, является разнорабочий, поскольку это достаточно универсальная должность.

Социальная ценность результатов труда. Труд в формировании личности осужденного-разнорабочего имеет большое значение в качестве средства к его ресоциализации и последующей социальной адаптации.

Обзорная характеристика профессиональной деятельности:

Предмет труда — трудовые действия, направленные на обеспечение чистоты помещений, организацию рабочего пространства на производстве и на работу с различными материалами. Тип профессии, к которой относится осужденный-разнорабочий — человек-техника.

Цель труда и профессиональные задачи. Цель труда — преобразующая. К этому относится обеспечение чистоты помещений, организация рабочего пространства на производстве и работа с различными материалами.

К профессиональным задачам относятся: обеспечение помощи специалистам на своем участке работ; Производство вспомогательных работ на закрепленной территории по указанию начальника смены; Участие в уборке и выносе мусора после произведенных работ на территории предприятия; Помощь в устранении поломок оборудования в пределах своей компетенции.

Основные профессиональные действия. Выполняет подсобные и вспомогательные работы на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, амбарах и т. п. Очищает территории, дороги, подъездные пути. Убирает цеха, строительные площадки и санитарно-бытовые помещения. Моет полы, окна, тару, посуду, детали и изделия.

Этапы деятельности. В предварительный этап входит подготовка оборудования и рабочего места к процессу работы. Осужденный отмечается на трудовом посту. Далее происходит получение приказов и распоряжений от начальства. В основной этап входит воспроизведение рабочей деятельности, а именно, погрузочные работы, очищение территории и т. д. Заключительным этапом является подготовка рабочего места и оборудования к сдаче, отметка на трудовом посту.

Общая характеристика орудий и средств труда. Осужденному-разнорабочему за счет предприятия выдается рабочая спецодежда, а также предоставляется необходимый рабочий инвентарь, в соответствии с нормами, прописанными во внутренней документации. В арсенал рабочего инвентаря может входить метла, перчатки, лобзик или дисковая пила, шлифовальный станок, молоток, отвертка, ручная пила, измерительная лента.

Степень проблемности трудовых ситуаций: низкая. Работа четко определена правилами, инструкциями, в ней практически нет новых, неожиданных для осужденных-разнорабочих проблемных ситуаций.

Обзорная характеристика условий труда:

Физические условия среды осужденного-разнорабочего: движущиеся и вращающиеся части технологического оборудования, перемещаемые грузы; повышенная подвижность воздуха (сквозняки); недостаточная освещенность рабочего места; острые кромки различных предметов.

Социально-психологические условия среды: степень коллективности трудового процесса осужденных-разнорабочих — низкая. По степени самостоятельности в организации труда рассматриваемая профессия относится к категориям «исполнитель», поскольку их деятельность регламентируется приказами и распоряжениями, поступающими от начальства. По количеству контактов профессия немногочисленная. По типам партнера осужденные-разнорабочие работают с другими людьми в отряде. По степени постоянства круга партнеров: работа с отрядом — постоянный тип.

Режим труда: нормированный рабочая пятидневная неделя, выходные составляются согласно Трудовому кодексу РФ. Осужденные работают с 09:00 утра и до 18:00 вечера. Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 12 рабочих дней. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.

Характер физической и психической нагрузки: характер ответственности для осужденных-разнорабочих средний, поскольку им не приходится сталкиваться с трудной мозговой деятельностью, не приходится нести ответственность за материальные ресурсы, отсутствует моральная нагрузка. Среди факторов, определяющих психическую напряженность, выделяют частый контакт с правонарушителями и разнообразным контингентом граждан. К факторам физической напряженности относятся физические нагрузки, четко заданный ритм и темп работы.

Требования к профессионально-важным качествам сотрудника:

Психомоторные свойства осужденных-разнорабочих должны характеризоваться высокими показателями силы, выносливости, и точности координаций движений, позволяющих избежать травматизации во время рабочего процесса. Среди мыслительных свойств осужденных-разнорабочих желателен технический интеллект, позволяющий работать с оборудованием. Индивидуально-типологические: выносливость, старательность, выдержка и устойчивость нервной системы. Данные качества крайне важны, поскольку без них быстрее бы возрастала напряженность труда. Эмоционально-волевая регуляция осужденных-разнорабочих должна находиться на среднем уровне, позволяющем преодолевать усталость от выполнения приказов и распоряжений. Среди аттенционных свойств осужденных-разнорабочих важно обладать развитым вниманием — длительной концентрацией, быстрой переключаемостью и широтой распределения. Среди сенсорных и перцептивных свойств важными выступают слуховое и зрительное восприятие, поскольку они в рабочем процессе отвечают за безопасносное поведение и налаженную коммуникацию. Мнемические свойства, по нашему мнению, не так важны в рабочей деятельности осужденных-разнорабочих, поскольку их трудовая деятельность не предполагает задействование процессов памяти. Имажитивные свойства для осужденных-разнорабочих, по нашему мнению, маловажны, поскольку их деятельность строго регламентирована приказами и распоряжениями. Осужденный-разнорабочий не обязан иметь понятную речь и развитую общительность [1].

1.2 Классификации личностных качеств в научной литературе

С точки зрения А. Г. Шмелева, свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации, иначе их можно назвать ситуационно зависимыми свойствами характера.

Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт является так называемая «Большая пятерка» свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак–Грей, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. Де Раад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов):

Самоуверенность — неуверенность.

Согласие, дружелюбие — враждебность.

Сознательность — импульсивность.

Эмоциональная стабильность — тревожность.

Интеллектуальная гибкость — ригидность [4].

1.3 Теоретический анализ понятия «суицидальные наклонности»

С. С. Сурнина и У. Х. Гаджиева рассматривают вопросы динамики развития суицидального поведения в связи с духовным, морально-этическим состоянием личности и нравственными социальными установками. При разрушении либо переосмыслении у человека системы ценностей, а также при разочаровании в материальном мире, у человека может развиваться суицидальное поведение.

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности, выражающейся в мыслях, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках, покушениях.

Американский исследователь Н. Б. Табачник определяет саморазрушающее поведение как совершение «любых действий, над которыми у человека имеется некоторый реальный или потенциальный волевой контроль, способствующих продвижению индивида в направлении более ранней физической смерти» [2].

1.4 Взаимосвязь личностных качеств осужденных с проявлением у них суицидальных наклонностей в процессе выполнения трудовой деятельности при отбывании наказания

Психологические явления в трудовой деятельности человека не проявляются изолированно. Так или иначе они связаны органически с психологическими, физиологическими, социально-экономическими сторонами трудового процесса в целом. Люди образуют производительные силы общества, обладая простыми трудовыми навыками, специальными на то знаниями и орудием труда.

Психологические особенности суицидентов обусловливает характер совершенных деяний. Так, согласно исследованиям И. В. Бойко, самоубийства совершаются преимущественно лицами, осужденными за насильственные преступления (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, разбой и др.). Это свидетельствует о наличии устойчивой прямой связи между агрессивными и аутоагрессивными проявлениями человека [3].

Литература:

  1. Александров, Б. В. Психологическая характеристика труда осужденных в исправительном учреждении / Б. В. Александров, В. В. Мищенко. — Текст: электронный // КиберЛенинка. — 2019. — № 1(5). — С. 3–4.
  2. Исаев, Д. С. Психология суицидального поведения / Д. С. Исаев, К. В. Шерстнев. — 1. — Самара: «Самарский университет», 2000. — 38 c. — Текст: непосредственный.
  3. Рогач, В, Г, Полякова, Е. А. Личностные особенности осужденных мужского пола, склонных к суицидальному поведению / В. Г. Рогач, Е. А. Полякова. — Текст: электронный // КиберЛенинка. — 2017. — № 4 (40). — С. 2–4.
  4. Сурнина, С. С. Концепция духовно-нравственных характеристик личности и их роль в формировании суицидальных намерений / С. С. Сурнина, У. Х. Гаджиева. — Текст: электронный // КиберЛенинка. — 2015. — № 2. — С. 1–2.
Основные термины (генерируются автоматически): трудовая деятельность, отбывание наказания, работа, рабочее место, суицидальное поведение, личностное качество осужденных, обеспечение чистоты помещений, организация рабочего пространства, рабочий процесс, трудовой пост.


Ключевые слова

личностные качества, трудовая деятельность, осужденные-разнорабочие, суицидальные наклонности

Похожие статьи

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных

В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Похожие статьи

Изоляция мест лишения свободы как фактор развития деструктивных форм поведения осужденных в исправительных колониях

В статье проведен краткий анализ подходов к исследованию влияния изоляции мест лишения свободы на возможность развития деструктивных форм поведения осужденных в условиях исправительных колоний.

Особенности профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей профессионального развития личности сотрудника уголовно-исправительного учреждения. Особое внимание уделено роли психологической службы в профилактике профессиональной деформации личности сотрудник...

К проблеме ресоциализации несовершеннолетних осужденных

В статье предпринята попытка анализа проблемы ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Описаны задачи воспитательной колонии в отношении несовершеннолетних воспитанников, методы и приемы по организации ресоциализационной деятельности. Представле...

Роль воспитательно-образовательной среды воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в становлении личности несовершеннолетних осужденных

В статье рассматривается влияние на становление личности несовершеннолетнего осужденного воспитательно-образовательной среды воспитательной колонии.

Индивидуальная воспитательная работа как эффективное средство исправления осужденных

В статье рассматривается эффективность индивидуальной воспитательной работы с осужденными, особенности данного процесса и влияние методов и техник этой работы на осужденных лиц.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

К вопросу о социальной работе с осужденными

В статье изложены цели и задачи деятельности исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных, подготовке их к освобождению и успешной ресоциализации к ус...

Особенности формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи в современных условиях

В данной статье проводится анализ теоретических основ формирования нравственной воспитанности у обучающейся молодежи, а также рассматриваются структурные составляющие процесса формирования нравственной воспитанности с точки зрения аксиологического по...

Влияние взаимодействия со специалистами социально-психологической сферы на развитие и состояние несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания

В статье исследуется проблема подготовки специалистов социально-психологической сферы к взаимодействию с несовершеннолетними осужденными. Экспериментальным путем доказывается влияние взаимодействия специалиста социально-психологической сферы на форми...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Задать вопрос