По данным исследования 2010 года, сейчас в мире проживает не более 16 % атеистов и неверующих от всей популяции планеты [4]. Получается, что остальные люди смогли причислить себя к какой-либо из формально существующих религий и обозначить свое отношение к богу. Религия играет огромную роль в жизни человека, предписывает выполнение определенных ритуалов и удовлетворение шаблонов поведения. Таким образом, неудивительно, что экономическое поведение также может определяться конфессиональными предпочтениями. В данном эссе я предполагаю, что последователи религии могут быть склоны к демонстративному потреблению религиозных благ.
Религия — социальный института, появившийся до науки или любых других институтов социальной защиты. Ее появление обосновывалось нуждой объяснять неизученные явления. Впоследствии эта задача была передана науке, а за религией были закреплены иные социальные функции, например консолидация общества, упрочнение системы управления, мера социальной регуляции поведения людей и обеспечения порядка в обществе, способ противостояния трудностям с целью поддержания психологического благосостояния человека [6]. Религия предусматривает сопоставление обыденного и сакрального, где сакральное сильно влияет на ежедневную жизнь. Поэтому конфессия влияет на экономическое поведение индивида.
Ограничение на демонстративное расточительство накладывается рядом факторов от социально-культурных и религиозных до денежных ограничений [3]. Но религия, запрещая расточительство, сама выступает причиной демонстративного потребления. Сам Т.Веблен рассматривал соблюдение религиозных норм священнослужителями как соблюдение обрядов благочестия для оправдания собственной праздности, ведь их образ жизни полностью совпадает с образом жизни представителей праздного класса [1]. В эссе я буду рассматривать простых людей, придерживающихся определенного вероисповедания вне профессиональной деятельности.
Для подтверждения и утверждения религиозной приверженности люди проводят акты религиозного прошения в публичной обстановке или же в частной. Под этими актами я рассматриваю обряды. Обряды — «внешнее выражение верований человека» в бога. Неспособность устанавливать связь с богом «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить [2]. Обряды могут включать в себя открытое проявление своей религиозной приверженности в групповых ритуалах, таких как хадж, совместные молитвы, трапеза до и после поста и так далее. Кроме этого, под такими религиозными обрядами можно рассматривать покупку и использование религиозных товаров и услуг.
Под демонстративным поведением понимаем использование каких-то товаров с целью того, чтобы общество могло это заметить. И хотя по религиозным ценностям мы не можем рассматривать покупку каких-либо товаров и услуг такого типа как что-то публичное, то с экономической и бихевиоральной — можем. Хотя для многих религия является интимной темой, я считаю, что демонстративное потребление религиозных продуктов является общепризнанным фактом. Так, например, в магазинах можно приобрести религиозные бусы и подвески, выполненные из драгоценных материалов, при наличии более низких по цене альтернатив с той же символикой. Также на рынке существуют дорогостоящие издания религиозных текстов, которые покрыты золотом. В данном случае я считаю, что демонстративное потребление религиозных товаров обозначает покупку, ношение и владение религиозных товаров верующим. Конечно, стоит отметить, что также вопрос спорный и, наверное, возможно и недемонстративное потребление таких вещей, когда человек использует определенные религиозные товары только в приватной обстановке, то есть использует коврик для молитв или лампаду. Но покупка более дорогостоящих альтернатив таких товаров скорее будет указывать на желание доказать свою религиозную привязанность богу путем больших экономических затрат. Я считаю, что определение особенностей требует более детального изучения путем проведения психологических исследований.
Эмиль Дюркгейм придерживался мнения, что социальная жизнь коллективна. Наличие веры в «высшую силу» выступает средством упрочнения солидарности в социальной группе, а ритуалы обуславливает объединение людей в единое социальное целое. Так, именно интегрирующая функция религии остается неизменной на протяжении всей истории жизнедеятельности людей, а существование людей в обществе, а не по отдельности выступает причиной существования религий. В своих учениях Дюркгейм отходит от идей сверхъестественности. Он считает, что религиозное мировоззрение позволяет людям считать божественной именно свою социальную группу, а не высшую силу. Я считаю, что именно по этой причине верующие люди склоны к демонстративному потреблению при покупке и использованию религиозных товаров, так как хотят чётко идентифицировать себя как часть этой социальной группы. Кроме того, человек, включенный в какую-то группу чувствует себя спокойнее и комфортнее. Это можно доказать существованием практики презентации религиозной принадлежности, активно представленные в социальных сетях. Так, например, во время Рамадана в Instagram появлялся стикер, который указывал на то, что человек придерживается поста. Так, например, можно было увидеть истории людей, придерживающих уразу, которые выкладывали истории с намазов. Я считаю, что социальные сети превратились в основную площадку, изображающую демонстративное потребление, где люди могут почувствовать себя членом группы.
Примером демонстративного потребления религиозных товаров могут, например, выступать золотые издания «Библии» и «Евангелия», дорогие иконы и драгоценные религиозные амулеты, представленные в Государственном Историческом Музее. В коллекции «Драгоценные металлы» представлены уникальные образцы христианского искусства, выполненные именитыми мастерами ювелирного дела из разных стран мира. Большинство представленных религиозных экспонатов такого типа входили в коллекции российских правителей. Я считаю, что владение такими дорогими религиозными изделиями могло показать народу, что царь или князь придерживается той же конфессии, что и его народ, поэтому он понимает их. Кроме того, это могли быть попытки доказать религиозную приверженность богу, оправдать свои поступки.
Другим примером может служить постройка каких-либо зданий, несущих религиозную ценность, на личные средства или средства организации. Храм святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО был построен по инициативе студентов и преподавателей высшего учебного заведения. «Однокупольный храм высотой 36 метров на 500 прихожан выполнен в духе северного псковского зодчества. К храму пристроены галерея, звонница и дом причта с трапезной. Главный купол облицован 9 тысячами керамических лемехов, создающих впечатление золотистых чешуек, по образцу древних храмов Руси, что делает храм уникальным» [5]. Я считаю, что желание воздвигнуть православный храм при светском университете является проявлением демонстративного потребления.
Таким образом, я считаю, что люди, относящие себя к какой-либо конфессии, имеют тенденцию к демонстративному потреблению. Так, они могут публично использовать какие-то религиозные товары или носить какие-то амулеты, не являющимися обязательными по их религии. Это может быть обосновано их желанием быть признанными частью группы верующих, что будет давать им чувство внутреннего комфорта. Также человек может делать большие финансовые инвестиции в покупку религиозных товаров, чтобы получить моральное удовлетворение от доказательства своей религиозной приверженности богу.
Литература:
- Веблен Т. Теория праздного класса. Прогресс; Москва; 1984
- Церковные обряды // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
- Кубон-гильке Гизела О взаимозависимости экономики и религии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2007. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vzaimozavisimosti-ekonomiki-i-religii
- «The Pew Research Center’s Forum on Religion & Public Life»
- https://hramnevskogo.ru/o-hrame.html
- Православие и дипломатия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона // Святенко Мария Андреевна — Улан-Удэ — 2015