Командный подход в реабилитационной работе с ребенком-инвалидом: проблемы, тенденции, перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (469) июнь 2023 г.

Дата публикации: 03.06.2023

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Афонина, С. А. Командный подход в реабилитационной работе с ребенком-инвалидом: проблемы, тенденции, перспективы / С. А. Афонина, А. В. Слепенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 22 (469). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/469/103497/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последнее время в понимании проблем детей — инвалидов происходят определенные позитивные изменения. Государственная социальная политика, приобретающая более адресный характер, просветительная деятельность различных ассоциаций, выступающая за права ребенка — инвалида. Но по большей части воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями, лежит на родителях. И не все они понимают, когда сталкиваются с данной проблемой. Что делать? Куда обращаться за помощью и советом? Как создать благоприятную среду для развития ребенка?

Помощь детям, имеющим нарушения развития — это не узко специализированная деятельность, а широкий спектр услуг, и необходима она как самим детям, так и их семьям. В реабилитации реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включая воспитателя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт. За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: невролог, психиатр, педиатр, участие которого особенно необходимыми данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу — разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.

Первой и наиболее важной функцией командной работы выявление детей, потенциально нуждающихся в помощи. Первичный прием проводят два специалиста: врач и кто-то их специалистов другой специальности: психолог, логопед или специальный педагог.

После первичного обращения обязательно происходит прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг.

Основные этапы первичного приема включают в себя: интервью и наблюдение за ребенком проводятся в течение 30 минут. Последние 15–20 минут приема следует оставить на обсуждение анкет и формирование заключения. Диагностика предполагает изучение факторов, влияющих на развитие ребенка (особенности его рождения, анамнез, история развития, имеющиеся заболевания), обследование уровня развития ребенка в различных областях: когнитивная, речевая, социальная, двигательная области. Чаще всего описание развития ребенка включает в себя описание не столько имеющихся умений, сколько описание трудностей, «неумений» и ограничений, что влияет в дальнейшем на специфику поставленных задач, которые могут быть направлены на формирование отдельных недостающих навыков, не связанных с повседневным функционированием ребенка. Например, дети, имеющие одинаковые диагнозы, такие как церебральный паралич или аутизм, могут иметь самые разные способности, интересы, умения, сталкиваться с различными трудностями в жизни, иметь различные потребности [1,с.15].

Для того чтобы все оказывали качественные услуги помощи важно организовать систему профессионального сопровождения ребенка. Ведущий специалист проводит с командой специалистов рабочую встречу для обсуждения имеющейся информации, полученной на первичном приеме:

– запрос семьи;

– состояние здоровья ребенка;

– результаты первичной оценки развития и функционирования ребенка.

Подобное обсуждение помогает уточнить первые рабочие гипотезы и составить план реабилитации и абилитации того, как будет происходить коррекция (какие из специалистов будут участвовать в работе, что необходимо изучить более глубоко, какие методы будут применяться и пр.).

Система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, называется программой реабилитации. [4,с.55]Такая программа составляется индивидуально: учитывается состояние ребенка и особенности его развития, возможности и потребности его семьи для успешного выполнения. Программа реабилитации может разрабатываться и реализоваться не только год, полгода, но и на более короткие сроки в зависимости от возраста и условий развития самого ребенка. [1,с.63] В программу входит четкий план действий специалистов и родителей, направленный на развитие способностей ребенка, его оздоровление, социальной адаптации. Основное условие — мероприятия должны охватывать и всех членов семьи.Родители являются активными участниками процесса, они могут:

– активно наблюдать за ребенком и делиться со специалистами своими наблюдениями;

– делиться со специалистами информацией о ребенке, заполняя опросники и анкеты;

– быть рядом с ребенком, поддерживать его;

– предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;

– сказать, является ли то, что специалисты видят, типичным для ребенка;

– комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;

– задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс реабилитации;

– рассказать есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.

Это может касаться образования и психологического информирования родителей, помощь в социальной поддержке семьи. На каждый период программы ставиться цель, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях. Например, медицинские мероприятия: оздоровление, профилактика основного заболевания; мероприятия, направленные на развитие (общая и точная моторика, речь, умственные способности, навыки самообслуживания и т. д.) [2, с. 5].

В программу включен и осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий реабилитации. Такой контроль производится в виде систематического обмена информацией между командой специалистов и родителями. Поэтому, программа реабилитации представляет собой цикличный процесс. [1, с. 65]

По прошествии того срока, на который была рассчитана программа, родители и специалисты, обсуждают достигнутые результаты, анализируют успехи и неудачи, негативные моменты, которых не удалось избежать, а также то положительное, что не было запланировано, но все же произошло. Вносят коррективы, высказывают пожелания о дальнейших занятиях. После этого многопрофильная команда разрабатывает, если нужно, программу реабилитации на следующий период.

Одной из проблем командной работы это узкоспециализированные задачи, которые решают специалисты. Междисциплинарная команда — понятие, которое включает в себя множество аспектов, в том числе:

– взаимная профессиональная и личная поддержка всех участников команды;

– использование единого методологического подхода в работе;

– общение на едином «профессиональном» языке;

– взаимодополняемость профессиональных взглядов, позиций и знаний при работе с особенным ребенком и членами его семьи;

– координация действий при решение проблемных вопросов;

– предоставление подробных и достоверных сведений о динамике развития ребенка;

– активное участие в широком профессиональном сообществе;

– задействование дополнительных материальных и методических ресурсов для достижения поставленной цели.

На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. [3, с. 265]

Своевременная помощь ребенку инвалиду позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.

Литература:

  1. Если ваш ребенок не такой, как другие. /под ред. Волжиной. –М.: НИИ семьи, 1997.-180с.
  2. Адаптация ребенка-инвалида в группе и развитие общения. Зарубина Ю. Г., Бондарь Т. А.- М.: Теревинф, 2013–56с.
  3. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып.7: науч.-практ.сб.-М.: Теревинф, 2014–296с.
  4. Образование и реабилитация особого ребенка./В. Бациев [и д. р.].-.-М.: Теревинф, 2007- 112с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, программа реабилитации, первичный прием, развитие ребенка, специалист, команда специалистов, командная работа, многопрофильная команда, родитель, участник команды.


Похожие статьи

Подготовка компетентного специалиста для регионального рынка труда: проблемы и пути их решения

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Программа «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» как альтернативное решение проблемы обеспечения земельными участками многодетных семей: содержание, цели и основные этапы

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых сервисов: новые форматы построения взаимоотношений с клиентами

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Похожие статьи

Подготовка компетентного специалиста для регионального рынка труда: проблемы и пути их решения

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы и перспективы решения

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Концепция «управление по результатам»: особенности, принципы, актуальность для управления образовательными системами

Программа «Земельный капитал в Санкт-Петербурге» как альтернативное решение проблемы обеспечения земельными участками многодетных семей: содержание, цели и основные этапы

Инновационные подходы к взаимодействию с родителями воспитанников детского сада в современных условиях

Технологии песочной терапии в интегрированной работе инструктора по ФИЗО и педагога-психолога как фактор социально-психологического благополучия ребенка в ДОУ

Качество воспитательной деятельности в вузах: современный взгляд и критерии оценки

Роль телекоммуникационных компаний в развитии финансовых сервисов: новые форматы построения взаимоотношений с клиентами

Речевое развитие детей-билингвов в условиях образовательного учреждения: европейский и российский опыт

Задать вопрос