В последнее время в понимании проблем детей — инвалидов происходят определенные позитивные изменения. Государственная социальная политика, приобретающая более адресный характер, просветительная деятельность различных ассоциаций, выступающая за права ребенка — инвалида. Но по большей части воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями, лежит на родителях. И не все они понимают, когда сталкиваются с данной проблемой. Что делать? Куда обращаться за помощью и советом? Как создать благоприятную среду для развития ребенка?
Помощь детям, имеющим нарушения развития — это не узко специализированная деятельность, а широкий спектр услуг, и необходима она как самим детям, так и их семьям. В реабилитации реализуется комплексный подход: с каждым ребенком работает многопрофильная команда, включая воспитателя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога. При необходимости в команде появляется инструктор ЛФК, музыкальный или игровой терапевт. За развитием ребенка и его занятиями наблюдает врач: невролог, психиатр, педиатр, участие которого особенно необходимыми данному ребенку в связи с его особенностями. Также активными членами команды являются родители ребенка. Каждый участник команды вносит свой вклад в общую работу — разные специалисты по-своему видят проблемы ребенка и потенциал, который позволяет их преодолеть.
Первой и наиболее важной функцией командной работы выявление детей, потенциально нуждающихся в помощи. Первичный прием проводят два специалиста: врач и кто-то их специалистов другой специальности: психолог, логопед или специальный педагог.
После первичного обращения обязательно происходит прием документов и заключение договора с родителями (законными представителями) ребенка об оказании услуг.
Основные этапы первичного приема включают в себя: интервью и наблюдение за ребенком проводятся в течение 30 минут. Последние 15–20 минут приема следует оставить на обсуждение анкет и формирование заключения. Диагностика предполагает изучение факторов, влияющих на развитие ребенка (особенности его рождения, анамнез, история развития, имеющиеся заболевания), обследование уровня развития ребенка в различных областях: когнитивная, речевая, социальная, двигательная области. Чаще всего описание развития ребенка включает в себя описание не столько имеющихся умений, сколько описание трудностей, «неумений» и ограничений, что влияет в дальнейшем на специфику поставленных задач, которые могут быть направлены на формирование отдельных недостающих навыков, не связанных с повседневным функционированием ребенка. Например, дети, имеющие одинаковые диагнозы, такие как церебральный паралич или аутизм, могут иметь самые разные способности, интересы, умения, сталкиваться с различными трудностями в жизни, иметь различные потребности [1,с.15].
Для того чтобы все оказывали качественные услуги помощи важно организовать систему профессионального сопровождения ребенка. Ведущий специалист проводит с командой специалистов рабочую встречу для обсуждения имеющейся информации, полученной на первичном приеме:
– запрос семьи;
– состояние здоровья ребенка;
– результаты первичной оценки развития и функционирования ребенка.
Подобное обсуждение помогает уточнить первые рабочие гипотезы и составить план реабилитации и абилитации того, как будет происходить коррекция (какие из специалистов будут участвовать в работе, что необходимо изучить более глубоко, какие методы будут применяться и пр.).
Система мероприятий, направленных на развитие возможностей ребенка и всей семьи, называется программой реабилитации. [4,с.55]Такая программа составляется индивидуально: учитывается состояние ребенка и особенности его развития, возможности и потребности его семьи для успешного выполнения. Программа реабилитации может разрабатываться и реализоваться не только год, полгода, но и на более короткие сроки в зависимости от возраста и условий развития самого ребенка. [1,с.63] В программу входит четкий план действий специалистов и родителей, направленный на развитие способностей ребенка, его оздоровление, социальной адаптации. Основное условие — мероприятия должны охватывать и всех членов семьи.Родители являются активными участниками процесса, они могут:
– активно наблюдать за ребенком и делиться со специалистами своими наблюдениями;
– делиться со специалистами информацией о ребенке, заполняя опросники и анкеты;
– быть рядом с ребенком, поддерживать его;
– предложить игры и занятия, которые помогут исследовать способности ребенка;
– сказать, является ли то, что специалисты видят, типичным для ребенка;
– комментировать процесс оценки и помочь увидеть сильные стороны и потребности ребенка;
– задавать вопросы и делать предположения о том, как идет процесс реабилитации;
– рассказать есть ли что-то в режиме дня ребенка, что тревожит родителей (кормление, сон, игры, купание и пр.
Это может касаться образования и психологического информирования родителей, помощь в социальной поддержке семьи. На каждый период программы ставиться цель, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях. Например, медицинские мероприятия: оздоровление, профилактика основного заболевания; мероприятия, направленные на развитие (общая и точная моторика, речь, умственные способности, навыки самообслуживания и т. д.) [2, с. 5].
В программу включен и осуществляется мониторинг, т. е. регулярное отслеживание хода событий реабилитации. Такой контроль производится в виде систематического обмена информацией между командой специалистов и родителями. Поэтому, программа реабилитации представляет собой цикличный процесс. [1, с. 65]
По прошествии того срока, на который была рассчитана программа, родители и специалисты, обсуждают достигнутые результаты, анализируют успехи и неудачи, негативные моменты, которых не удалось избежать, а также то положительное, что не было запланировано, но все же произошло. Вносят коррективы, высказывают пожелания о дальнейших занятиях. После этого многопрофильная команда разрабатывает, если нужно, программу реабилитации на следующий период.
Одной из проблем командной работы это узкоспециализированные задачи, которые решают специалисты. Междисциплинарная команда — понятие, которое включает в себя множество аспектов, в том числе:
– взаимная профессиональная и личная поддержка всех участников команды;
– использование единого методологического подхода в работе;
– общение на едином «профессиональном» языке;
– взаимодополняемость профессиональных взглядов, позиций и знаний при работе с особенным ребенком и членами его семьи;
– координация действий при решение проблемных вопросов;
– предоставление подробных и достоверных сведений о динамике развития ребенка;
– активное участие в широком профессиональном сообществе;
– задействование дополнительных материальных и методических ресурсов для достижения поставленной цели.
На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. [3, с. 265]
Своевременная помощь ребенку инвалиду позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его роста и развития.
Литература:
- Если ваш ребенок не такой, как другие. /под ред. Волжиной. –М.: НИИ семьи, 1997.-180с.
- Адаптация ребенка-инвалида в группе и развитие общения. Зарубина Ю. Г., Бондарь Т. А.- М.: Теревинф, 2013–56с.
- Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып.7: науч.-практ.сб.-М.: Теревинф, 2014–296с.
- Образование и реабилитация особого ребенка./В. Бациев [и д. р.].-.-М.: Теревинф, 2007- 112с.