Встатье рассмотрена роль информационно-коммуникационных технологий в обогащении словарного запаса детей подросткового возраста с умственной отсталостью и с ОНР III уровня. Изложены результаты диагностического изучения словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, умственная отсталость, общее недоразвитие развитие речи, развитие словарного запаса, подростковый возраст.
Речь — это средство общения, важнейший компонент познавательной деятельности и координатор поведения [1].
Умственная отсталость — это стойкое необратимое нарушение психического (в первую очередь, интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением головного мозга.
Ученые считают, что для таких детей характерна задержка речевого развития, которая проявляется в замедленном понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного использования языка по сравнению с нормально развивающимися детьми из-за бедности словарного запаса.
Небольшой словарный запас мешает детям с нарушениями интеллекта использовать речь как средство общения. Их словарный запас характеризуется неоднозначным употреблением слов, использованием слов в неподходящих обобщенных функциях и незнанием конкретного значения слов [4].
Все большее число детей с рядом речевых трудностей, таких как неспособность свободно говорить или строить осмысленные высказывания, которые, несомненно, препятствуют полноценному развитию их личности [3].
Актуальность выбора данного направления определяется необходимостью решения развивающих и коррекционных проблем детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жизнь. Информационные технологии входят в жизнь детей с самого раннего возраста и оказывают значительное влияние на их развитие.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это совокупность учебных материалов, технических и инструментальных средств, форм и методов применения компьютерных технологий в учебном процессе с целью совершенствования работы специалистов в образовательных учреждениях.
Использование ИКТ в обучении детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на основной вид деятельности ребенка — игру, а все задания должны быть игровыми и развлекательными и не превышать соответствующий возрасту уровень сложности. Задания также должны отвечать возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями и развивать их способности.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитания ребенка может помочь индивидуализировать этот процесс, повысить наглядность в предъявлении материала (за счет графических, иллюстративных, визуальных возможностей), что является важным для ребенка с интеллектуальными нарушениями [6].
В ходе эмпирического исследования словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Ужурская школа-интернат», реализующего адаптированную основную общеобразовательную программу, расположенного по адресу: Красноярский край, Ужурский район, г. Ужур, ул. Назаровская, 25, корпус 2 был выявлен исходный уровень сформированности словарного запаса. Для проведения эксперимента были отобраны пятеро детей-подростков с умеренной умственной отсталостью с ОНР III уровня возрастом от 12 до 14 лет. Для проведенич логопедического обследования мы испоьзовали методику Н. М. Трубниковой, которая состояла из трех блоков:
- выявление уровня сформированности понимания речи:
— понимание существительных,
— понимание предложений,
— понимание грамматических форм;
- обследование активной речи;
- обследование грамматической структуры.
Использование обоснованных методик в исследовании исследования словарного запаса детей с умственной отсталостью и с ОНР III уровня показало, что процент исследования словаря колеблется от 32 % до 56 %. Испытуемые имеют бедный словарный запас и используют слова не по назначению. Грамматические трудности речи проявляются в аграмматизме и искажении употребления падежей.
Речь испытуемых состоит из простых, разрозненных предложений, часто неструктурированных и без главных членов. Учащиеся экспериментальной группы показали низкий уровень сформированности словарного запаса.
Для того чтобы использование учителями информационно-коммуникационных технологий было максимально эффективным, при подготовке образовательных мероприятий следует придерживаться следующей логики:
— необходимо отобрать и проанализировать материал;
— определить методику проведения логопедического занятия;
— спланировать мероприятие с учетом оптимальности распределения времени [8].
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы изучены теоретические подходы к развитию словарного запаса детей пятеро детей-подростков с умственной отсталостью и с ОНР III уровня с помощью информационно — коммуникационных технологий, рассмотрены методы и приемы развития словарного запаса. В ходе исследования выявлены педагогические условия использования ИКТ в развитии словарного запаса детей-подростков с умственной отсталостью и с ОНР III уровня.
Литература:
- Белякова Л. И., Филатова Ю. О. Речь ребенка. М.: Институт психологии РАН, 2008.— 352 c.
- Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника /Г. В. Бобровская // Начальная школа.-2012.-№ 4.-47–51 с.
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов вузов- М.,: Астрель, 2007.
- Дмитриева А. И. Формирование словаря у учащихся специальных (коррекционных) школ XIII вида. (Начальные классы): Учебное пособие. М.: МПСИ, 2009. — 128 с.
- Долгобородова Н. П. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников. — Л., 2006. — 184 с.
- Кукушкина, О. И. Информационные технологии в специальном образовании / О. И. Кукушкина // Образование для всех: совершенствование процесса обучения детей со специальными образовательными потребностями. Кишинёв: ООН в Молдове, 2004. С. 75–83.
- Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофренов. М.: Просвещение, 2015. — 158 с.
- Таможняя, Е. А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46
- Федосеева Е. С. Психолого-педагогические основы речевой деятельности детей (в норме и патологии): учебное пособие/ Федосеева Е. С., Ярикова М. В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Букс, 2015.— 176 c.