В статье автором рассматриваются направления и принципы информационного обеспечения Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы в сфере просвещения и образования.
Ключевые слова: противодействие коррупции, Российская Федерация, национальный план противодействия коррупции, сфера образования, информационное сопровождение, реализация.
Утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478 Национальный план противодействия коррупции содержит перечень мероприятий, направленных на предупреждение коррупции и противодействие ее проявлениям, содействию минимизации и ликвидации последствий коррупционных действий в рамках 16 направлений государственной деятельности.
Поручения Президента направлены на устранение имеющихся правовых пробелов в действующем российском законодательстве, которые были выявлены в процессе правоприменительной практики на протяжении последних 30 лет, и направлены на увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях увеличения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства [2].
Одним из ключевых мероприятий по реализации Национального плана противодействия коррупции является противодействие коррупции в сфере просвещения и образования. Сфера образования и просвещения в настоящее время является базисом для реализации государственной политики в сфере формирования гражданской идентичности населения, а формирование антикоррупционного мировоззрения является одним из ключевых аспектов, позволяющим реализовать возможность формирования гражданской позиции субъекта.
Указанное направление содержит ряд поручений о проведении различных обучающих и информационных мероприятий по вопросам противодействия коррупции, в том числе Всероссийского антикоррупционного форума финансово-экономических органов, научно-практической конференции «Противодействие коррупции в образовательных организациях и научных учреждениях», всероссийского семинара для представителей СМИ по вопросам социальной антикоррупционной рекламы, ежегодного семинара-совещания по актуальным вопросам применения антикоррупционного законодательства для федеральных государственных органов и антикоррупционных органов субъектов РФ, международных и всероссийских студенческих мероприятий антикоррупционной направленности, учебно-методических семинаров для педагогических работников, реализующих программы ДПО в области противодействия коррупции, информационно-разъяснительных и образовательных мероприятий для российских участников ВЭД по вопросам минимизации рисков применения зарубежного антикоррупционного законодательства. Кроме того, всем органам и организациям поручено обеспечить проведение антикоррупционного обучения как для действующих служащих (работников) — прежде всего, участвующих в деятельности по противодействию коррупции и в проведении государственных (муниципальных) закупок, — так и для впервые поступающих на службу (работу) и представлять отчеты о проводимом обучении в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для подготовки итогового доклада.
Также в рамках данного направления запланированы: разработка и утверждение типовых программ ДПО в области противодействия коррупции, открытие программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность», включение в федеральные государственные образовательные стандарты положений, направленных на формирование нетерпимого отношения к коррупционному поведению, реализация программы по антикоррупционному просвещению населения, проведение различных исследований по актуальным вопросам противодействия коррупции [2].
Как отмечается в ряде исследований, информационное сопровождение национальных проектов является важнейшим инструментом по их реализации и влечет за собой со стороны органов государственной власти включение в оборот значительных ресурсов и поддержки на всех этапах проекта [1].
По нашему мнению, информационное обеспечение реализации национального плана противодействия коррупции в сфере образования и просвещения должно основываться на ряде мероприятий, некоторые их которых представлены ниже:
Информационное обеспечение противодействия коррупции в сфере образования и просвещения должно осуществляться на основании материалов профильных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пиар-сопровождение в СМИ деятельности образовательных организаций по реализации антикоррупционной политики
Активное продвижение социальной рекламы антикоррупционной направленности в СМИ.
Тематический мониторинг информации на сайтах образовательной организации и СМИ образовательных организаций, а также СМИ, освещающих длительность образовательных организаций в сфере антикоррупционного просвещения граждан, позволяющий оценить эффективность реализации мер по противодействию коррупции, уровень и качество антикоррупционных программ и т. д.
В заключение хотелось бы отметить, что максимальная проработка возможностей информационного сопровождения национальных проектов на первом этапе принятия решения о их реализации позволяет достичь максимального результата в последующем при их реализации на последующих стадиях.
Литература:
- Максимова, М. А. Информационное сопровождение национального проекта «Демография» / М. А. Максимова. — Текст: непосредственный // Коммуникология: электронный научный журнал. — 2019. — № Том 4. — № 4. — С. 92–96.
- Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021–2024 годы» // «Собрание законодательства РФ», 23.08.2021, N 34, ст. 6170.
- В России принят Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://rosimushestvo.ru/v-rossii-prinyat-nacionalnyj-plan-protivodejstviya-korrupcii-na-2021-2024-gody/?history=11&pfid=1&sample=8&ref=1 (дата обращения: 29.05.2023).