Данная статья посвящена актуальным вопросам влияния биометрии на государственный сектор РФ. Проанализированы различные системы, которые непосредственно связаны с биометрическими технологиями. Также приведены примеры работы биометрии при оказании государственных услуг.
Ключевые слова: биометрические технологии, ЕСИА, услуги, безопасность.
Биометрические технологии (далее — БТ) сегодня активно применяются при оказании государственных услуг по всему миру. Внедрение данных технологий началось с 2000 годов, особую активная деятельность в этой сфере присуща Великобритании. В Россия внедрение БТ началось в 2007–2010 годах, и на сегодняшний день страна смогла достигнуть определенных успехов в этой сфере.
Вообще появление биометрии очень хорошо сказалась в первую очередь в секторе обеспечения безопасности и предоставлении различных услуг, в том числе и государственных. Влияние БТ на работу государства сегодня достигает больших объемов. За несколько десятилетий развивающиеся страны смогли во многом перейти на электронные государственные услуги и в принципе смогли внедрить данные технологии в сферу обеспечения безопасности и контроля государства. [1, c. 230]
На сегодняшний день, как я уже отметил, БТ крепко влились в государственную сферу оказания услуг и всего прочего. Любой вход в различные порталы или сайты государственных органов не обходится без идентификации и аутентификации.
Если говорить про нашу страну, то Россия сегодня занимает лидирующие позиции по обеспечению населения цифровыми госуслугами, хотя совсем недавно в это с трудом верилось. Благодаря различным проектам и госпрограммам, страна смогла создать и внедрить в работу государственного сектора такие системы как ЕСИА и ЕБС. [2, c. 109] Смогла разработать свой портал гоуслуг РФ, в котором предоставлен большой спектр услуг. Все это, как я уже сказал, благодаря БТ.
В России активно используюся две системы, первая это ЕСИА, которая отвечает за идентификацию и аутентификацию разных государственных сайтов и порталов. И ЕБС, которая отвечает за сбор и хранение биометрических данных. Данные системы нацелены на то, чтобы повысить доступность цифровых сервисов для граждан в отдаленных регионах и маломобильного населения, обеспечив при этом высокий уровень защиты информации. Именно благодаря данным системам и в целом благодаря биометрии, государство смогло перенести такое большое количество услуг в сети Интернет и создать удобный и хорошо защищенный портал. [3, c. 103]
Стоит отметить что биометрические персональные данные, которые хранятся в разных системах, в том числе и в ЕБС, относятся ко второму классу защищенности ПДн, и к ним применяются особые требования к хранению. Эти данные хранятся в закрытых системах, доступ к которым ограничен. Например, в России биометрические данные в основном хранятся в системе ЕБС, в системе эти данные хранятся до 50 лет, но использовать их для идентификации можно только в течении трех лет. Далее их нужно заново обновить или подтвердить. Также они должны быть защищены специальной криптографией и к ним должно применятся распределённое хранение данных, то есть сами биометрические данные должны храниться в обезличенном виде, отдельно от персональных данных. Чтобы пользоваться данными ПДн, необходимо предварительно получить письменное согласие субъекта этих данных. Еще с декабря 2022 года запрещена трансграничная передача биоданных. Эти данные теперь должны храниться только на территории России.
Вообще биометрия в целом оказала эффективное влияние на работу госуслуг и государственного сектора. И это не пустые слова, это можно подтвердить статистическими данными и опросами населения. Например, одним из явных показателей, на мой взгляд, является то, что количество людей, которые доверяют и активно пользуются электронными госуслугами, растет. Если говорить о России, то согласно Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, объем оказания государственных услуг неуклонно растет, так и количество пользователей данными услугами. Согласно статистическим данным, количество зарегистрированных пользователей на портале госуслуг РФ с 2020 года выросло почти в два раза. Если в 2020 году число пользователей не превышало 56 млн. человек, то сегодня эта цифра перевалила за 98 млн. человек. Конечно же на данные показатели повлияли и внешние факторы, такие как пандемия COVID-19, которая началась в начале 2020 года. Но в целом данный рост можно связать с тем что государственные услуги стали более доступными, совершенными и эффективными.
Также ежегодно у нас проводятся разные исследования и опросы населения на тему эффективности работы государственных услуг. Так, согласно опросу, проведённому Общероссийским народным фронтом (— ОНФ), люди, отвечая на вопрос, какие преимущества они могут выделить при получении электронной государственной услуги, выделяли следующие плюсы: это экономия времени, возможность получения услуги в любое время в любом месте, сокращение финансовых затрат (на поездки, на сами услуги), сокращение бумажной волокиты.
Мы видим, что в основном опрошенные респонденты указывают явные плюсы — это время и удобство. Конечно же, безусловно, благодаря внедрению БТ и переходу большинства госуслуг в электронный вид, значительно сократилось время предоставления услуг. Во-первых, сами услуги стали более досягаемы для простых граждан, и, во-вторых, упростилась сама система авторизации пользователя, сейчас достаточно быть зарегистрированным в ЕСИА и двери любого открытого сайта государственных структур для тебя открыты.
Также упростилась и система ввода персональных данных, если твои данные внесены в ЕБС, то тебе проще получать какие-либо услуги и заказывать какие-либо государственные справки и документы. Благодаря тому, что в данной системе хранятся персональные данные, их не надо каждый раз повторно предоставлять и вносить при аутентификации. И стоит отметить что данная система работает не только в государственном, но и финансовых секторах.
Также, как подметили респонденты, стало меньше бумажной волокиты. Теперь в большинстве случаев не требуется носить с собой документы, они все храниться в базах данных и на портале Госуслуг. Со временем планируется абсолютно все документы перевести в цифру, даже паспорт. Сегодня разного рода справки, полис Осаго, СНИЛС, водительские права уже переведены в электронный вариант. Все это реализуется в рамках разных госпрограмм, проектов и инициатив. Таких как инициатива «Цифровой профиль гражданина РФ». [4, c. 1523]
Мной также был проведен опрос респондентов через популярную сеть общения VK. С помощью выборки мной были опрошены 100 человек в возрасте 18-50 лет. Им задавался следующий вопрос: как они относятся к ЕБС и как они оценивают роботу государственных сайтов и порталов по предоставлению государственных услуг.
Подавляющее большинство опрошенных (83 %) положительно относятся к ЕБС, мотивируя это тем, что благодаря данной системе увеличилась удобство, быстрота и безопасность в предоставлении услуг в государственном секторе. Также большинство опрошенных (77 %) оценивают работу сайтов и порталов достаточно эффективно. Они выделяют преимущество в том, что граждане сейчас во многом могут беспрепятственно и удобно взаимодейстовать с органами государственной власти, которые оказывают электронные государственные услуги.
Все эти опросы и статистика говорят нам о том, что сегодня у населения сформировалось очень хорошее мнение о работе систем идентификации и аутентификации. В том числе в рамках опроса все отметили положительное влияние БТ на систему оказания электронных госуслуг.
Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что система биометрии в целом оказала положительное влияние на сферу оказания электронных государственных услуг, можно сказать, что системы цифровой идентификации и аутентификации, ЕБС позволяют более эффективно оказывать данные услуги, что также в конечном результате положительно влияет на работоспособность данной сферы.
Литература:
- Ненашев, А. С., Попов И. В. Биометрические системы идентификации и особенности их применения в органах и учреждениях УИС / А. С. Ненашев, И. В. Попов // Проблемы и перспективы развития уголовно — исполнительной системы России на современном этапе: Материалы Межд. науч. конф. адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов, Самара, 27 апреля 2018 года. — Самара: СЮИ ФСИН, — 2018. — С. 230–234.
- Улендеева Н. И. Основные биометрические параметры, используемые для аутентификации в пенитенциарной системе / Н. И. Улендеева // Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности: сборник научных статей IX международной научной конференции, Волгоград, 23–24 сентября 2021 года / Научно — производственное предприятие «Медпромдеталь». — Волгоград: ООО «Конверт», — 2021. — С. 103–104.
- Седых О. Г., Степанова А. А. — Оценка качества и эффективности государственных и муниципальных услуг: особенности и проблемы (на примере многофункциональных центров г. Иркутска) / О. Г. Седых, А. А. Степанова // Социодинамика. — 2020. — № 12. — С. 109–122
- Долганова О. И., Васильева Е. В., Рябов Д. А. Цифровой профиль гражданина: необходимый и достаточный набор персональных данных / О. И. Долганова, Е. В. Васильева, Д. А. Рябова // Вопросы инновационной экономики. — 2022. — Том 12. — № 3. — С. 1523–1540.