В статье рассмотрены регулирование инвестиционной деятельности на примере западных стран.
Ключевые слова: инвестиционная сфера, инвестиционная деятельность, США, Япония, государственный инвестиционный заказ, инвестиционный процесс.
Развитии экономики любой страны инвестиции играют определяющую роль. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, повышения жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности. Поэтому проблема регулирования и стимулирования инвестиционной сферы остро стоит перед органами государственной власти во всем мире.
В экономически развитых странах в процессе регулирования инвестиционной деятельности государство, как правило, принимает на себя одновременно несколько функций:
– регулирование общего объема капиталовложений частного бизнеса, осуществляемая через политику ссудного процента, денежную, налоговую и амортизационную политики;
– выборочное стимулирование капиталовложений в определенные предприятия, отрасли и сферы деятельности через кредитные и налоговые льготы;
– прямое административное вмешательство в инвестиционный процесс с целью ввода или вывода определенных производственных мощностей путем согласования планов и действий крупнейших корпораций.
Государственное вмешательство в инвестиционную сферу экономики за рубежом давно стало нормой, и его методы систематически совершенствуются. В Японии, например, в случае необходимости, конкретная отрасль в законодательном порядке переводится на режим, разрешающий административную координацию капиталовложений на определенный срок. По истечении срока режим пересматривается или отменяется.
В США роль государства в принятии инвестиционных решений существенно отличается от японской и западноевропейской практики. Чисто административные решения здесь принимались только в годы первой и второй мировых войн или же в сфере военных инвестиций в годы холодной войны. Хозяйственная практика в области регулирования инвестиций в большей степени ориентирована на реализацию принципов экономической свободы и экономического либерализма, нежели на прямое вмешательство, что рассматривается как недопустимое ограничение. Поэтому роль государства в принятии инвестиционных решений в США связывается с разработкой государственных инвестиционных программ, строительством объектов инфраструктуры, выполнением крупных региональных инвестиционных программ [1].
Все большую озабоченность государственных органов на Западе начинают вызывать и процессы глобализации экономики. В меняющихся экономических условиях соревнование за мировое лидерство возглавляют те страны, у которых сформировалась более оптимальная инвестиционная политика и отлажен механизм ее реализации. Это, например, такие страны как Япония, США,
Германия и другие участники «большой семерки». Интересен в этой связи опыт США, которые не лишают себя выгоды, обеспечиваемой за счет государственной поддержки ключевых факторов конкурентоспособности.
К настоящему времени определились основные направления совершенствования экономики развитых стран на базе НТП, заключающиеся в приоритетности потребления, развития наукоемких и высокотехнологичных производств и сферы обслуживания. Особенность капиталонакопления в структурном плане заключается в относительном сокращении капитальных вложений в материальное производство и относительном увеличении их в сферу услуг.
В развитых странах в качестве регулирующего инструмента в инвестиционной сфере выступает государственный инвестиционный заказ, основой его формирования являются долгосрочные целевые комплексные программы общегосударственного или регионального уровня. К государственному инвестиционному заказу прибегают в следующих случаях:
– при наличии расхождения между интересами компаний, частного капитала и общегосударственными интересами;
– незаинтересованности владельцев капитала в решении общегосударственных проблем;
– поддержки занятости населения в периоды спадов и кризисов;
– нейтрализации негативных социально-экономических последствий рыночных отношений в инвестиционной сфере;
– формировании приоритетности инвестиционных вложений с точки зрения общегосударственных или региональных интересов;
– быстрой ликвидации дефицита отдельных материалов и готовой продукции, возникающих вследствие конъюнктурных рыночных перекосов;
– предотвращении срывов выполнения внешнеэкономических государственных обязательств [2].
Главными объектами регулирования при этом являются следующие механизмы:
1) принятие конкретных инвестиционных решений;
2) выработка приоритетов капиталовложений;
3) перелив капитала из менее эффективных в более эффективные и передовые отрасли.
Государственное регулирование экономики, в том числе инвестиционной сферы, характерно для всех экономически развитых стран. Так, для Японии присуща разработанная методология планирования инвестиций. Различные министерства от лица государства разрабатывают краткосрочные и среднесрочные планы развития общественных работ и выступают в роли заказчика. Такие многолетние традиции способствуют реализации нового строительства, развития приоритетных территорий, а также развитию всех отраслей экономики.
В Германии в практике регионального инвестирования используется понятие «общественная задача», что соответствует понятию «целевая программа». В новых (восточных) федеральных землях разработаны целевые правила «Улучшение региональной хозяйственной структуры», что способствовало стимулированию инвестиций путем предоставления субсидий на развитие инфраструктуры из федерального и земельных бюджетов, а также Европейского фонда регионального развития.
В США регулирование инвестиционных процессов в определенных рамках осуществляет государство. Из валовых капиталовложений в экономику США на долю государства приходится более 20 %, из них 12 % идет на инвестиции из федерального бюджета. Государство оказывает влияние на инвестиционную деятельность с помощью таких финансовых инструментов, как льготные ставки налога на прибыль, политика ускоренной амортизации, стимулирование отдельных категорий инвестиций.
Анализ государственной инвестиционной политики, проводимой в странах с рыночной экономикой, свидетельствует о том, что она не сводится к созданию общих условий инвестиционной деятельности, называемой инвестиционным климатом. Такая политика предусматривает активную роль государства в создании системы долгосрочного финансирования экономики. Ряд развитых стран, не смотря на предьявление иностранным государствам жестких требований по минимизации вмешательства в экономику, проводят активную государственную протекционистскую политику [3].
Таким образом, в мировом пространстве накоплен большой опыт управления трансформацией в экономике, направленной на достижение процветания страны или преодоления последствий экономических кризисов, где большую роль сыграли финансовые институты, стабилизационные фонды, институты развития. Думается, что в современной ситуации государству действительно необходим агент, направляющий в необходимое русло процессы стимулирования производственной и инвестиционной активности в приоритетных секторах, позволяющие трансформировать их в перспективе в «локомотивы» для всей экономики в целом.
Литература:
- Айриева А. Н. Формы государственного финансового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности в зарубежных странах // Вестник Саратовского государственного технического университете. — 2009. — № 1.
- Мальков Э. Д. Особенности регулирования иностранных инвестиций в отдельных зарубежных странах // Перспектива. — 2000. — № 5. — С. 29
- Романова Е. Перспективы привлечения прямых инвестиций США в Россию // Маркетинг.– 2018.–№ 1. — С. 7