В статье авторы предприняли попытку проанализировать роль искусственного интеллекта в экономической жизни страны.
Ключевые слова: искусственный интеллект, экономика, законы робототехники.
Искусственный интеллект (ИИ) — это довольно быстро развивающаяся область, которая может кардинально изменить многие аспекты нашей жизни. «Искусственный интеллект — это программная система, имитирующая на компьютере мышление человека» [2, с. 9]. Разрабатываются компьютерные системы, способные выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта, например, такие как принятие решений, распознавание образов и понимание естественного языка. Влияние ИИ уже широко распространено в обществе в целом и экономике в частности.
Использование искусственного интеллекта становится массовым явлением и меняет методы работы бизнеса. Специалисты используют алгоритмы искусственного интеллекта для того, чтобы анализировать и прогнозировать огромные объемы данных, чтобы упростить предприятиям задачу принимать более эффективные и разумные решения. ИИ используется также и для того, чтобы автоматизировать рутинные действия, что позволяет сотрудникам сконцентрироваться на более сложных и творческих задачах. Различные предприятия и сетевые магазины используют чат-ботов на базе ИИ с целью упрощения ответов на запросы клиентов и освобождения персонала от энергозатратных задач.
Исследования в области искусственного интеллекта проводятся путем изучения человеческого интеллекта и переноса результатов в мир компьютеров. Итак, ИИ черпает информацию из огромного множества разных областей и источников. К ним относятся информатика, математика, лингвистика, психология, биология и инженерия. Компьютеры пытаются имитировать человеческий интеллект на основе больших объемов данных, используя методы машинного обучения.
Главные цели искусственного интеллекта прозрачны:
— Создать аналитическую систему, которая ведет себя разумно, обучается самостоятельно или под наблюдением человека и делает прогнозы и гипотезы на основе больших объемов данных.
— Внедрить человеческий интеллект в машины, создать роботов-помощников, которые могут думать, учиться, понимать и выполнять задачи, а также вести себя так, как люди.
В 1942 году этические законы робототехники впервые изложил Айзек Азимов в рассказе «Хоровод» [1]:
— «Робот или система с искусственным интеллектом не может причинить вред людям, своим действием или своим бездействием допустить, чтобы людям был причинен вред».
— «Робот должен подчиняться приказам, которые он получает от людей, за исключением тех, которые противоречат Первому Закону».
— «Робот должен заботиться о собственной безопасности, если это не противоречит Первому и Второму Законам».
В 1986 году Айзек Азимов добавил к законам робототехники еще один «нулевой» пункт:
0. «Робот не может причинить вред человеку, пока не докажет, что в долгосрочной перспективе он принесет пользу всему человечеству».
В настоящее время происходит постепенное внедрение искусственного интеллекта во все отрасли человеческой деятельности. ИИ помогает облегчить жизнь людей благодаря тому, что он делает привычные программные комплексы интеллектуальными:
— Здравоохранение и медицина . С помощью компьютерных систем ведется учет пациентов, расшифровываются результаты диагностики. Интеллектуальные системы также способны поставить пациенту диагноз по наличию тех или иных симптомов, а также предложить оптимальную схему лечения.
— Онлайн-магазины . С помощью рекламы продавцы предлагают свои товары и услуги. ИИ помогает отслеживать интересы пользователя, на основе которых в дальнейшем и будет моделироваться подходящая под запросы покупателя реклама (посетив однажды интернет-магазин обуви, вы некоторое время будете видеть рекламу обуви на других сайтах). Аналитические системы изучают поведение пользователей, выявляют их покупательские привычки и предлагают релевантные предложения.
— Промышленность . ИИ анализирует данные различных участков производства и регулирует нагрузку на оборудование. Интеллектуальные машины также прогнозируют изменение спроса в разных отраслях промышленности.
— Образование и игровая индустрия . ИИ активно используется создателями игр, а также внедряется в образовательные процессы многих стран.
Искусственный интеллект все чаще используется в финансовом секторе для выявления мошенничества и мониторинга транзакций, что помогает предотвратить крупные убытки.
Половина рынка крупных компаний нашей страны уже применяет ИИ в своем производстве. Технологические корпорации, исследовательские институты и органы власти широко пользуются возможностями искусственного интеллекта.
Развитие и улучшение ИИ в нашей стране не останавливается и сейчас. Основными движущими силами продвижения являются как государство, так и представители бизнес-сферы. Если в 2019–2022 гг. проводилось только исследование темы ИИ, знакомство с это отраслью, то сейчас и в дальнейших планах стоят главные задачи внедрения и распространения искусственного интеллекта в масштабах страны во все сферы экономики и социального обеспечения населения с целью улучшения жизни граждан.
Уже сейчас можно привести успешные примеры ИИ в нашей стране. Так, например, нейросеть «Kandinsky 2.1» от «Сбера» стала самым популярным сервисом в мире за короткий срок: почти за неделю она достигла 2 млн. пользователей. В дальнейшем «Сбер» вносит в свои планы вложение в искусственный интеллект почти 2 млрд. долларов и получение прибыли в 6 млрд. долларов. Ярким примером является генеративная нейросеть «Шедеврум» от «Яндекса». Еще к достижениям «Яндекса» можно отнести сервис по распознаванию и синтезу речи «Алиса». В 2020 году были предоставлены данные, говорящие о том, что российский рынок вырос, достигнув 291 млн. долларов, что превышает доход в 2 раза в сравнении с 2019 годом. Нам может показаться, что почти 300 млн. долларов — это огромная сумма и большой успех. Но она составляет всего 0,5 % от объема всего мирового рынка, а его общий объем приравнивается к 58,3 млрд. долларов.
В заключение стоит сказать, что искусственный интеллект — это быстроразвивающаяся область, использование которой открывает множество возможностей. То, в каком направлении будет развиваться данная технология, то, как она внедрится в наши жизни, и то, какое влияние будет оказывать, сейчас всецело в руках человечества. Нам не стоит забывать о возможных опасностях и рисках, но двигаться необходимо в положительном направлении.
Литература:
- Айзек Азимов. Я, робот. Электронный ресурс. Режим доступа: https://librebook.me/i__robot.
- Марселлус Д. Программирование экспертных систем на ТУРБО ПРОЛОГЕ. — Москва: Финансы и статистика, 1994.