К вопросу об изменении субъектного состава контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью по возврату просроченной задолженности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 25.05.2023

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Романова, М. М. К вопросу об изменении субъектного состава контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью по возврату просроченной задолженности / М. М. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 325-327. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103063/ (дата обращения: 17.12.2024).



Автор приходит к выводу о том, что под контроль (надзор) судебных приставов должны попадать не только коллекторские агентства, но и микрофинансовые и кредитные организации. Автором приводятся примеры из правоприменительной практики, в том числе личной, демонстрирующие несовершенство законодательного регулирования и трудности квалификации, с которыми сталкиваются уполномоченные органы.

Ключевые слова: коллекторская деятельность, деятельность по возврату просроченной задолженности, профессиональные взыскатели, ФССП России, микрофинансовые организации, государственный контроль, надзор.

В соответствии с положениями части 1 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ за осуществлением деятельности по возврату просроченной задолженности устанавливается федеральный государственный контроль (надзор) [1].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1004 осуществление данного контроля (надзора) возложено на Федеральную службу судебных приставов (ФССП России).

Предмет контроля определен этим же Постановлением и состоит в проверке соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, установленных Законом № 230-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Под объектом государственного контроля (надзора) понимается деятельность контролируемых лиц по возврату просроченной задолженности, осуществляемая в соответствии с Законом № 230-ФЗ.

Внимательное изучение положений вышеназванного Постановления Правительства РФ позволяет сделать вывод о том, что им не определены виды контролируемых лиц.

На наш взгляд, это является серьезной правовой недоработкой законодателя, поскольку буквальное толкование положений статьи 18 Закона № 230-ФЗ приводит нас к выводу о том, что под контроль (надзор) ФССП России попадают исключительно юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенные в специальный государственный реестр (далее для краткости — коллекторские агентства).

Статистические данные подтверждают, что одними из главных нарушителей положений Закона № 230-ФЗ выступают именно кредитные и микрофинансовые организации.

Например, в 2021 году должностными лицами ФССП России было принято к рассмотрению более 32 тыс. обращений, среди которых подавляющее большинство в 18 тыс. — в отношении микрофинансовых организаций и лишь 6,7 тыс. — в отношении юридических лиц, включенных в государственный реестр, 3,5 тыс. — в отношении кредитных организаций и 4,5 тыс.– в отношении иных лиц и по иным вопросам [2].

При этом следует отметить, что микрофинансовые организации допускают наиболее грубые нарушения данного закона, в частности, связанные с угрозами жизни и здоровью граждан, нарушением конституционно охраняемой тайны частной жизни.

По сравнению с 2021 годом наблюдается существенный рост числа обращений. Так, в 2022 году в ФССП России принято к рассмотрению 39 тыс. обращений о нарушении прав и законных интересов физических лиц при возврате просроченной задолженности, что на 19 % больше, чем в 2021 году (32,7 тыс.) [3].

По фактам нарушения положений Федерального закона № 230-ФЗ, нашедшим подтверждение, должностными лицами территориальных органов ФССП России в 2022 году в отношении лиц, их допустивших, составлено 5 594 протокола об административных правонарушениях по статье 14.57 КоАП РФ, что на 31,7 % больше, чем в 2021 году (4 248 протоколов).

Приведенные данные подчеркивают актуальность исследуемого вопроса и свидетельствуют о том, что несмотря на принятие в 2016 году специального закона, правонарушения в регулируемой им сфере не исчезли вовсе, как полагал законодатель, а наоборот, участились, а значит правовое регулирование рассматриваемых общественных отношений все еще нуждается в совершенствовании.

Такой правовой дисбаланс создает идеальные условия для нарушения закона микрофинансовыми и кредитными организациями.

Например, в своей правоприменительной практике автор неоднократно сталкивался со случаями, когда кредиторы, пытающиеся взыскать задолженность (в основном это микрофинансовые организации) при взаимодействии с должником не привлекают так называемые коллекторские агентства, а действуют напрямую, полагая, что положения Закона № 230-ФЗ на них не распространяются ввиду того, что они в специальный государственный реестр не включены и занимаются другим видом основной деятельности, а значит могу нарушать нормы закона, не опасаясь проверки ФССП России и привлечения к ответственности.

О похожих случаях, когда кредитор притворяется коллекторской организацией при возврате задолженности, сообщалось уже спустя год после начала действия Закона № 230-ФЗ. В 2017 году в Самарской области удалось выявить схему, по которой ООО МФО «Честноденьги», представляясь то коллекторским агентством «Феникс», то коллекторским агентством «Эверест» (оба состоящие в государственном реестре), с помощью шантажа и угроз пыталась вынудить своих заемщиков вернуть долг [4].

Как ранее было отмечено, в настоящее время ФССП России уполномочена на проведение контрольных (надзорных) мероприятий лишь в отношении коллекторских агентств. Уполномоченным органом надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, в соответствии с положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее — Закон об МФО), является Банк России.

Согласно положениям пункта 4 части 4 статьи 14 Закона об МФО в отношении микрофинансовой организации Банк России проводит проверку соответствия деятельности микрофинансовых организаций требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России в порядке, установленном Банком России [5].

В действительности же представляется проблематичным проведение Банком России проверки в отношении МФО в случае нарушения требований Закона № 230-ФЗ.

В качестве подтверждения изложенного приведем пример из личной практики автора статьи.

В январе 2022 года к автору статьи обратилась жительница Волгоградской области Александра К. с просьбой составить жалобу в Банк России на нарушение ее прав микрофинансовой организацией, направившей ей заказное письмо, содержащее оскорбления и угрозы, с требованием вернуть задолженность по договору займа.

В поступившем ответе на обращение Центробанк, согласившийся с наличием в действиях отправителя письма признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.57 КоАП РФ, фактически констатировал, что у него «связаны руки».

Орган банковского надзора отметил, что «сложившаяся судебная практика идет по пути недостаточности только доводов заявителя для принятия мер реагирования в отношении микрофинансовых организаций», а также, что «в большинстве случаев Управление (имеется в виду Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг — прим. автора) не имеет возможности самостоятельно получить доказательства нарушения прав Заемщика».

Таким образом, фактически права гражданки защитить оказалось некому.

В этой связи интересно отметить, что Правительством РФ не так давно была предпринята попытка исправить сложившуюся несправедливую ситуацию. Высшим исполнительным органом власти страны 02.09.2022 г. был внесен в Государственную Думу РФ законопроект № 190070–8 в части реформирования нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц [6].

Законопроектом предлагается распространить федеральный государственный контроль (надзор) на деятельность кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц.

Законопроектом также предусматривается ведение ФССП России перечня кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности граждан.

Предполагается, что формирование перечня будет происходить автоматически в рамках межведомственного взаимодействия ФССП России с Банком России.

Согласно Пояснительной записке к законопроекту, «реализация предлагаемых законопроектом изменений повлечет за собой существенное увеличение количества подконтрольных ФССП России субъектов с 400 до порядка 2200 единиц, в число которых войдут профессиональные коллекторские организации и примерно 1400 микрофинансовых и 400 кредитных организаций» [6].

По состоянию на 20 мая 2023 года законопроект рассматривается во втором чтении в Государственной Думе РФ и ожидает внесения поправок.

На наш взгляд, необходимость принятия данного законопроекта давно созрела, предлагаемые им изменения являются необходимыми, устраняют правовые пробелы и позволяют повысить уровень защиты прав граждан, попавших в долговую яму.

Остается только надеется, что законодатель примет верное решение и что благодаря предлагаемым нововведениям удастся избежать в будущем повторения описанных в статье случаев нарушения прав должников.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях " от 03.07.2016 N 230-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200497/ (дата обращения: 15.05.2023).
  2. Итоговый доклад о результатах деятельности ФССП России в 2021 году. — Текст: электронный // официальный сайт ФССП России: [сайт]. — URL: https://fssp.gov.ru/2765741/ (дата обращения: 15.05.2023).
  3. Обзор результатов работы с обращениями граждан и представителей организаций в Федеральной службе судебных приставов в 2022 году. — Текст: электронный // официальный сайт ФССП России: [сайт]. — URL: https://fssp.gov.ru/2830036/?print=1 (дата обращения: 15.05.2023).
  4. Кредиторы прикинулись коллекторами. — Текст: электронный // официальный сайт НАПКА: [сайт]. — URL: https://napca.ru/publishing/632/?sphrase_id=29949 (дата обращения: 15.05.2023).
  5. Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 N 151-ФЗ. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102112/ (дата обращения: 15.05.2023).
  6. Законопроект № 190070–8 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». — Текст: электронный // Система обеспечения законодательной деятельности «Законотворчество»: [сайт]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/190070–8 (дата обращения: 20.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, просроченная задолженность, Банк России, лицо, отношение, государственный контроль, государственный реестр, правоприменительная практика, специальный государственный реестр, федеральный государственный контроль.


Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления

В настоящее время наблюдаются негативные аспекты в развитии криминала в общественных местах. Данный факт подтверждается статистическими данными Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данная проблема определяет актуальность выбранной темы в...

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Автор в научной статье исследовала отдельные направления деятельности органов отечественной прокуратуры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Была обозначена важность взаимодействия органов опеки и попечительства и органов прокурату...

К вопросу о правовом статусе юридических лиц — профессиональных субъектов деятельности по возврату просроченной задолженности по законодательству Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы правового статуса юридических лиц, профессионально занимающихся возвратом просроченной задолженности граждан. Автор приходит к выводу о том, что данная деятельность является по своей сути предпринимательской, а в наш...

Особенности расследования преступлений против государственной власти

В статье представлены особенности расследования преступлений против государственной власти. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений по вопросам расследования преступлений против государстве...

Проблемы правового регулирования взыскания задолженности по кредитному договору

Статья посвящена защите интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Актуальность данной темы вызвана ростом просроченной задолженности по кредитам и займам. Автором проанализированы проблемы Федерал...

Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)

Данная статья посвящена особенностям проведения электронных торгов про реализации имущества должников при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства). В статье проанализированы положения действующего законодательства, регламентирующие осо...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции

В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране с...

Теоретико-правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности

В статье рассматривается роль прокурорского надзора в обеспечении правопорядка. Изучена значимость административных органов, которые лицензируют и контролируют предпринимательскую деятельность. В статье обосновано, что прокурорский надзор помогает р...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Похожие статьи

Актуальные проблемы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления

В настоящее время наблюдаются негативные аспекты в развитии криминала в общественных местах. Данный факт подтверждается статистическими данными Министерства внутренних дел Российской Федерации. Данная проблема определяет актуальность выбранной темы в...

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних

Автор в научной статье исследовала отдельные направления деятельности органов отечественной прокуратуры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних. Была обозначена важность взаимодействия органов опеки и попечительства и органов прокурату...

К вопросу о правовом статусе юридических лиц — профессиональных субъектов деятельности по возврату просроченной задолженности по законодательству Российской Федерации

В статье рассматриваются проблемы правового статуса юридических лиц, профессионально занимающихся возвратом просроченной задолженности граждан. Автор приходит к выводу о том, что данная деятельность является по своей сути предпринимательской, а в наш...

Особенности расследования преступлений против государственной власти

В статье представлены особенности расследования преступлений против государственной власти. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие сферу общественных отношений по вопросам расследования преступлений против государстве...

Проблемы правового регулирования взыскания задолженности по кредитному договору

Статья посвящена защите интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. Актуальность данной темы вызвана ростом просроченной задолженности по кредитам и займам. Автором проанализированы проблемы Федерал...

Особенности электронных торгов в процедуре несостоятельности (банкротства)

Данная статья посвящена особенностям проведения электронных торгов про реализации имущества должников при осуществлении процедуры несостоятельности (банкротства). В статье проанализированы положения действующего законодательства, регламентирующие осо...

Актуальные проблемы внесудебного банкротства граждан

В статье анализируется функционирование института внесудебного банкротства граждан в Российской Федерации. Приводится мнение о существующих пробелах и проблемах правового регулирования внесудебного банкротства физических лиц. Также автор статьи приво...

Государственный финансовый контроль как инструмент противодействия коррупции

В статье исследуются вопросы противодействия и предупреждения коррупции посредством государственного финансового контроля. Автор приходит к выводу, что для повышения эффективности государственного финансового контроля в борьбе с коррупцией в стране с...

Теоретико-правовые основы прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности

В статье рассматривается роль прокурорского надзора в обеспечении правопорядка. Изучена значимость административных органов, которые лицензируют и контролируют предпринимательскую деятельность. В статье обосновано, что прокурорский надзор помогает р...

Деятельность прокуратуры по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Статья представляет собой всесторонний анализ деятельности прокуратуры в контексте надзора за органами, занимающимися оперативно-розыскной деятельностью в современной России. Освещаются ключевые аспекты оперативно-розыскной деятельности, включая ее о...

Задать вопрос