Проблемы методического обеспечения формирования социально-бытовых навыков у детей с ООП в условиях казахстанских детских центров социального обслуживания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 20.05.2023

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Габибов, Р. М. Проблемы методического обеспечения формирования социально-бытовых навыков у детей с ООП в условиях казахстанских детских центров социального обслуживания / Р. М. Габибов, В. Г. Галимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102967/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье авторы рассматривают актуальные проблемы по методическому обеспечению процесса развития социально-бытовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями в условиях казахстанских детских центров социального обслуживания, а также возможные способы решения проблемы.

Ключевые слова: особые образовательные потребности, методическое обеспечение, социально-бытовые навыки, детский центр социального обслуживания.

Для успешной социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в современное общество, в первую очередь, необходимо овладение ими специфическим комплексом социально-бытовых навыков. Эти навыки включают свободное ориентирование в окружающей среде, адекватное осуществление трудовых действий, связанных с личной гигиеной и уходом за собственными вещами, адаптивное использование бытовых предметов, включая мебель и посуду, а также эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками [1]. Следовательно, для достижения полноценной социальной интеграции таких детей имеет важное значение не только усвоение теоретических знаний, но и их успешное применение в реальных жизненных ситуациях. Как отмечал Л. С. Выготский «становление и последующее совершенствование социально-бытовых навыков ребёнка обеспечивается в процессе его воспитания, благодаря присвоению социального опыта» [2].

Социально-бытовые навыки представляют собой широкий спектр навыков, знаний и умений, необходимых для успешной адаптации и функционирования в обществе. В научной литературе проблеме формирования социально-бытовых навыков обучающихся с умственной отсталостью и тяжелыми множественным нарушениями развития посвящены работы Л. Б. Баряевой, В. В. Воронковой, С. Д. Забрамной, В. В. Гладкой, Т. А. Девяткиной, В. З. Денискиной и др.

Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, имеют различные формы нарушений, задержку развития или другие особенности, которые могут затруднять их социальную адаптацию и участие в повседневной жизни, поэтому для них социально-бытовые навыки играют особую роль:

  1. Самообслуживание. Навыки самообслуживания, такие как кормление, одевание, гигиена, помогают детям с особыми потребностями стать более независимыми от помощи окружающих. Это помогает им участвовать в повседневной деятельности и развивать свои возможности.
  2. Активное социальное взаимодействие. Развитие социальных навыков, включая умение общаться, сотрудничать, развивать дружеские отношения и решать конфликты, помогает детям с особыми потребностями эффективно взаимодействовать с другими людьми, активно участвовать в различных сферах жизни, таких как игры, спорт, культурные и социальные мероприятия.
  3. Повседневная самостоятельность. Формирование социально-бытовых навыков позволяет детям с особыми потребностями стать более самостоятельными в повседневных задачах, таких как планирование времени, ориентация в доме, районе города и т. п.
  4. Интеграция в общество. Развитие социально-бытовых навыков помогает детям с особыми образовательными потребностями лучше интегрироваться в общество и общаться со сверстниками и другими людьми без барьеров. Как отмечает Г. С. Абрамова в своих работах, «соприкосновение с социальной средой обеспечивает связь с окружающим обществом» [3].

Формирование социально-бытовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями является сложным процессом, требующим комплексного подхода, индивидуального планирования и адаптации программ. Важно учитывать особенности каждого ребенка, его потребности и возможности, а также обеспечивать поддержку и сотрудничество семьи и специалистов в данной области.

Учреждениями, предоставляющими услуги по формированию социально-бытовых навыков у детей с особыми образовательными потребностями, наравне с коррекционными школами и интернатами в России и Казахстане являются детские центры социального обслуживания (далее — ДЦСО). Такие центры представляют собой учреждения, которые оказывают разнообразные социальные услуги и поддержку детям с ООП и их семьям. Они созданы с целью обеспечения социальной интеграции, развития и поддержки детей, которые нуждаются в особом внимании и помощи в своем развитии.

Рассмотрим имеющиеся нюансы и актуальные проблемы методического обеспечения учреждений этого вида на примере Петропавловского ДЦСО (Казахстан, г. Петропавловск). В соответствии с индивидуальными потребностями детей работа ведётся по следующим направлениям оказания специальных социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-культурные, социально-экономические и социально-правовые. Центр представляет собой организацию с отделениями полустационарного и стационарного типа. Работа по оказанию специальных социальных услуг ведётся в соответствии со «Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях стационара» [4]. Данный стандарт устанавливает требования к условиям предоставления специальных социальных услуг в организациях стационарного типа, предназначенных для круглосуточного постоянного или временного проживания в условиях стационара, определяет условия приёма, содержания, выписки, временного выбытия и перевода из организации детей с психоневрологическими патологиями и нарушениями опорно-двигательного аппарата от 3 до 18 лет.

Для обучения же детей социально-бытовым, трудовым, навыкам ручной умелости и основам бытовой ориентации, таким как приготовление пищи, сервировка стола, мытье посуды, уход за игровой и спальной комнатой, в целом — навыкам, необходимым для жизнедеятельности, по стандарту оказания специальных услуг должны создаваться кабинеты социально-бытовой ориентации, оснащенные необходимой бытовой техникой и мебелью. Но, как показывает практика, чаще всего из-за ограниченности ресурсов, нехватки специалистов и недостаточной инфраструткуры в центрах такие кабинеты не организованы, и вся работа по формированию бытовых навыков, основ бытовой ориентации и навыков самообслуживания у получателей услуг проводится в процессе нахождения ребенка в детском центре непосредственно в игровых комнатах, спальных комнатах и кабинетах для занятий дефектологами и воспитателями центра. Обучение же основам бытовой ориентации в таких специализированных кабинетах является наглядным и весьма эффективным процессом, по результатам которого ребёнок в полном объёме осваивает такие бытовые процедуры как приготовление пищи, мелкий ремонт игрушек, дидактического материала и одежды, уход за жилым помещением, уборку и благоустройство территории.

Следующей существенной проблемой является отсутствие методического обеспечения, а именно адаптивной программы коррекционно-развивающего обучения детей для детей со множественными нарушениями развития, которая имеется в специализированных организациях образования, таких как коррекционные детские сады, школы, интернаты и т. п. Вся деятельность по формированию у получателей услуг навыков самообслуживания, личной гигиены, двигательных, сенсорных и когнитивных навыков осуществляется по авторским программам (моделям), разрабатываемым на основе индивидуальных потребностей ребенка. Такие авторские программы составляются с учетом способности того или иного получателя услуг к восприятию и усвоению навыков воспитания или учебного материала. В данный момент составление авторских программ специалистами ДЦСО по коррекционно-развивающему обучению происходит с опорой на «Программу коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью», разработанную на основании обобщения практического опыта работы специалистов ННПЦКП под руководством Сулейменовой Р. А. и Ильмуратовой Г. А. [5]. Это самостоятельная программа, адекватная развитию данных категорий детей, а также учитывающая условия для её реализации. Но, беря во внимание особенности нарушений детей и неоднородность укомплектования их в группах медико-социальных учреждений и подобных центров дневного пребывания, возникает актуальная потребность в пересмотрении и усовершенствовании имеющегося на данный момент методического обеспечения детских центров в Казахстане.

Исходя из опыта работы российских коллег, решением данной проблемы может послужить разработка программы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ООП, актуальная для детских центров социального обслуживания и учитывающая имеющиеся у детей множественные нарушения развития. Примером таких программ в России служат программа «Шаг за шагом» (Центр развития и реабилитации «Радуга», г. Москва), программа «Социальные коммуникативные навыки» (Фонд помощи детям с нарушениями психического развития «Вертикаль», г. Санкт-Петербург), программа «Самостоятельность и социализация» (Центр поддержки детей и их семей «Ковчег», г. Екатеринбург), программа «Активный гражданин» (Центр развития ребенка «Созвездие», г. Нижний Новгород) и др.

Важно отметить, что при составлении программы по формированию социально-бытовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях детского центра социального обслуживания следует учесть некоторые нюансы. Вот некоторые из них:

  1. Индивидуальный подход: программа должна быть гибкой и адаптированной под конкретного ребенка, учитывая его уровень развития, интересы, сильные стороны и потребности.
  2. Целевые навыки: это может включать навыки самообслуживания (питание, гигиена), коммуникации, взаимодействия с окружающей средой, навыки планирования, самоорганизации и др. Установите конкретные цели и задачи для каждого навыка.
  3. Прогрессивное обучение: разработайте пошаговую систему обучения, которая позволяет детям с ООП развиваться постепенно и прогрессировать в освоении социально-бытовых навыков, начните с простых задач и постепенно переходите к более сложным, обеспечивая поддержку и поощрение на каждом этапе.
  4. Игровой подход: используйте игровые элементы и методики в программе, чтобы сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для детей, а также повышать их мотивацию.
  5. Включение родителей и опекунов детей с ООП: обеспечьте родителям информацию, ресурсы и поддержку, чтобы они могли поддерживать и продолжать работу над навыками дома.
  6. Оценка и адаптация: регулярно проводите оценку достижений и прогресса, чтобы убедиться, что программа эффективна и соответствует потребностям детей.

Соблюдение этих нюансов поможет создать эффективную и адаптивную программу по формированию социально-бытовых навыков у детей с ООП в детских центрах рассматриваемого вида.

В заключение мы хотим отметить, что детские центры социального обслуживания являются важным звеном в системе поддержки и развития детей с особыми потребностями в России и Казахстане. Они играют существенную роль в обеспечении социальной интеграции и повышении качества жизни этих детей, способствуя их развитию и успешной адаптации в обществе. Именно такие факторы как соблюдение государственных стандартов оказания специальных социальных услуг, разработка методического обеспечения в виде адаптированной под особенности детей и работу центров коррекционно-развивающей программы и постоянный контроль со стороны специалистов позволят повысить эффективность формирования социально-бытовых навыков у детей с ООП в условиях казахстанских детских центров социального обслуживания.

Литература:

  1. Кречетова О. В. Повседневность: парадигмы исследования/ О. В. Кречетова// Вестник ЧитГУ. — 2011. — № 8 (75). — С. 77–81.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 224 с.
  3. Абрамова Г. С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова. — М.: Академия, 1997. — 704 с.
  4. Об утверждении Типовых правил деятельности организаций дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, специализированных, специальных, организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования для детей и взрослых. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 31 августа 2022 года № 385. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 августа 2022 года № 29329.
  5. Сулейменова Р. А., Ильмуратова Г. А. Программа коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июля 2009 года № 333.
Основные термины (генерируются автоматически): навык, ребенок, социальное обслуживание, Казахстан, потребность, программа, бытовая ориентация, детский центр, методическое обеспечение, Россия.


Ключевые слова

методическое обеспечение, особые образовательные потребности, социально-бытовые навыки, детский центр социального обслуживания

Похожие статьи

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области

В статье описывается методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области. Данная модель лежит в основе системы дистанционной поддержки учителей безопасности Сахалина и Курильских островов, разрабаты...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Формирование трудовых навыков и основ ранней профориентации детей дошкольного возраста через знакомство с культурой питания в рамках ДОО

В статье рассмотрены педагогические методы, приёмы и формы работы с детьми среднего дошкольного возраста для решения задачи формирования трудовых навыков и основ ранней профориентации через знакомство с культурой питания в ДОО. Также рассказывается о...

Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра

В статье изучается проблема социально-бытовой адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрываются причины, ограничивающие жизнедеятельность таких детей и предлагается комплекс мероприятий, реализуемый в условиях специализированных ре...

Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия

В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков

В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного в...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области

В статье описывается методическая модель дистанционной поддержки учителей безопасности жизнедеятельности Сахалинской области. Данная модель лежит в основе системы дистанционной поддержки учителей безопасности Сахалина и Курильских островов, разрабаты...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос