Разработка программной среды для обучения блочному программированию детей — учащихся начальной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 17.05.2023

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Марина, А. А. Разработка программной среды для обучения блочному программированию детей — учащихся начальной школы / А. А. Марина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/467/102787/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье исследована предметная область, а также преимущества и недостатки существующих программных решений.

Ключевые слова: начальная школа, программная среда, программный код, обучение, игровая форма, блочное программирование.

В настоящее время информационные технологии являются обширной быстро развивающейся предметной областью, актуальной как в России, так и за рубежом. Однако хороших сертифицированных специалистов не хватает, не смотря на огромный выбор курсов и программ для обучения.

Обучение программированию в начальной школе является актуальной темой, и многие учителя начальной школы включают его в свои уроки. Изучение программирования в начальной школе помогает развивать у детей логическое мышление, творческий подход к решению задач и умение работать в команде. Существует множество методик обучения в начальной школе, которые помогают детям освоить основы программирования и алгоритмизации.

Для молодого специалиста получить минимальное умение программировать — преимущество, ведь IT-сфера буквально вплетена в современную жизнь человека. В связи с чем возникает вполне логичный вопрос, где начать изучение, ведь существует много курсов и различных приложений. Использование программной среды, которая обладала бы необходимым функционалом, может значительно упростить поиск и облегчить обучение.

При разработке такой программной среды необходимо учесть преимущества и недостатки существующих на данный момент аналогов. В результате исследования предметной области на примере аналогов разрабатываемой программной среды была составлена таблица 1, где можно ознакомиться с недостатками до разработки ПС ОБП (программной среды для обучения блочному программированию детей начальной школы) и способами их решения.

Таблица 1

Исследование предметной области

До разработки ПС ОБП (недостатки)

После разработки ПС ОБП (преимущества)

Отсутствие процесса кодогенерации на язык программирования С

Разработка алгоритма генерации программного кода на язык программирования С на основе преобразования абстрактного синтаксического дерева в дерево операций

Отсутствие функционала локализации логических ошибок

Разработка функционала для локализации логических ошибок на этапе интерпретирования программного кода на экран пользователя

Отсутствие возможности обучаться на разных устройствах

Создание кроссплатформенной программной среды для обучения

Генерация программного кода на язык программирования С на основе преобразования абстрактного синтаксического дерева в дерево операций может быть полезна в обучении программированию, так как позволяет упростить процесс написания кода и сделать его более понятным для обучающихся.

Локализация логических ошибок на этапе интерпретирования программного кода на экран пользователя позволит учащимся увидеть, как работает программа и какие ошибки могут возникнуть в процессе ее выполнения. Что в свою очередь улучшит навыки анализа кода и качество созданных программ. Ведь логические ошибки могут быть сложными для обнаружения, так как они не приводят к сбоям программы и не вызывают сообщений об ошибках.

Создание кроссплатформенной программной среды для обучения в свою очередь имеет множество преимуществ. Одно из главных заключается в том, что она позволяет студентам использовать один и тот же код на разных платформах. Это может существенно упростить процесс обучения и сделать его более доступным. Кроме того, кроссплатформенная программная среда может быть более экономичной, что может снизить затраты на разработку и поддержку программного обеспечения.

Анализ существующих программных решений

В настоящее время существует большое количество различных сервисов для обучения программированию. Обучение программированию в игровой форме позволяет увлечь ребенка и упростить подачу информации. Scratch, Code.org, Kodable и Tynker — популярные программные среды, обучающие ребенка в игровой форме.

Однако каждая программная среда, обладает рядом преимуществ и недостатков. В связи с чем, был составлен перечень требований к ПС ОБП, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Анализ существующих программных решений

Критерии

Программные решения

Scratch

Code.org

Kodable

Tynker

ПС ОБП

Открытая лицензия

+

+

-

-

+

Локализация логических ошибок

-

-

-

-

+

Сохранение статистики прохождения уровней (включая затраченное время)

-

-

-

-

+

Русификация

+

+

-

-

+

Открытое API

-

-

-

-

+

Наличие теоретической справки

-

-

-

-

+

Генерация программного кода

-

-

-

-

+

Читабельность

+

+

-

+

+

Отправка результатов прохождения на почту

-

-

-

-

+

Условные обозначения:

+ — наличие функционала

— — отсутствие функционала

В результате сравнения возможностей, имеющихся у существующих программных сред для обучения программированию из таблицы 1.2, принято решение разработать собственную программную среду для обучения блочному программированию детей начальной школы, которая будет содержать все достоинства аналогов и устранять выявленные недостатки.

Целью разработки является создание ПС ОБП для увеличения эффективности обучения детей блочному программированию.

Литература:

  1. Буяковская И. А., Дробахина А. Н. Применение среды Scratch в обучении программированию учащихся начальной школы // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. — 2018. — №. 3. — С. 1–4.
  2. Самохвалов Э. Н., Ревунков Г. И., Гапанюк Ю. Е. Генерация исходного кода программного обеспечения на основе многоуровневого набора правил //Вестник Московского государственного технического университета им. НЭ Баумана. Серия «Приборостроение». — 2014. — №. 5 (98). — С. 77–87.
Основные термины (генерируются автоматически): программная среда, начальная школа, программный код, обучение, игровая форма, предметная область, язык программирования С, абстрактное синтаксическое дерево, блочное программирование, блочное программирование детей.


Ключевые слова

обучение, начальная школа, игровая форма, программный код, программная среда, блочное программирование

Похожие статьи

Чем может быть полезно изучение программирования в школе

Таким образом, программирование в школе помогает детям развивать логику

программирование, основы программирования, развитие возможностей, гаджеты, погружение в компьютерную среду.

Python как основной язык программирования в средней школе.

Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте.

Программирование в дошкольном возрасте | Статья в журнале...

Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте.

Электронный конструктор «Знаток», имеющий в своем потенциале 320 схем начального уровня, позволяет

Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы.

Предметно-действенный способ помогает освоить пространственную среду.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность

среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в

У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой...

Особенности программирования логических игр средствами...

На самом деле, в программировании это встречается довольно редко.

Наиболее широко такие игры применяются в педагогике для обучения.

Может быть использована на большом количестве языков программирования.

Рассмотрим структуру игрового проекта, написанного при помощи SDL (рис.1.). При запуске программы инициализируется большинство...

Получение первичных навыков программирования...

Для эффективного обучения основам программирования и алгоритмизации школьников

программирование в начальной школе, визуальная среда Scratch, разработка

Пакет имеет интуитивно понятный интерфейс. Есть встроенный язык программирования для.

Проведен анализ предметной области. Программный продукт MicrosoftVisio предназначен для...

Сравнительный анализ современных интегрированных средств...

...полнофункциональная среда IDE, разработанная для языков программирования C и С++.

Удобна не только в Си и C++ разработке, но и в других языках (Java, PHP, Python и др.).

Для разработки программного модуля в качестве языка программирования применялся PHP

технологий и рынка, известно, что больше 70 % всего программного кода состоит из блоков...

Разработка программной среды для обучения блочному...

Библиографическое описание: Марина, А. А. Разработка программной среды для обучения блочному программированию детей — учащихся начальной школы / А. А. Марина.

Разработка программного кода на основе библиотеки MFC...

Библиографическое описание: Лобашевская, В. А. Разработка программного кода на основе библиотеки MFC и объектно

Основы программирования. П.-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011.

Использование средств библиотеки SFML для написания игровых...

Модель демонстрирует нам, что орбиты обращения планет вокруг светил имеют форму эллипса, и.

Журнал "Вопросы дошкольной педагогики" №64 (5) - май 2023 г.

Педагогика высшей школы.

Похожие статьи

Чем может быть полезно изучение программирования в школе

Таким образом, программирование в школе помогает детям развивать логику

программирование, основы программирования, развитие возможностей, гаджеты, погружение в компьютерную среду.

Python как основной язык программирования в средней школе.

Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте.

Программирование в дошкольном возрасте | Статья в журнале...

Первые шаги на пути освоения робототехники и программирования в дошкольном возрасте.

Электронный конструктор «Знаток», имеющий в своем потенциале 320 схем начального уровня, позволяет

Первая ступень освоения программирования началась в МАДОУ № 23 с детьми старшей группы.

Предметно-действенный способ помогает освоить пространственную среду.

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для...

Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность

среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной

Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в

У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой...

Особенности программирования логических игр средствами...

На самом деле, в программировании это встречается довольно редко.

Наиболее широко такие игры применяются в педагогике для обучения.

Может быть использована на большом количестве языков программирования.

Рассмотрим структуру игрового проекта, написанного при помощи SDL (рис.1.). При запуске программы инициализируется большинство...

Получение первичных навыков программирования...

Для эффективного обучения основам программирования и алгоритмизации школьников

программирование в начальной школе, визуальная среда Scratch, разработка

Пакет имеет интуитивно понятный интерфейс. Есть встроенный язык программирования для.

Проведен анализ предметной области. Программный продукт MicrosoftVisio предназначен для...

Сравнительный анализ современных интегрированных средств...

...полнофункциональная среда IDE, разработанная для языков программирования C и С++.

Удобна не только в Си и C++ разработке, но и в других языках (Java, PHP, Python и др.).

Для разработки программного модуля в качестве языка программирования применялся PHP

технологий и рынка, известно, что больше 70 % всего программного кода состоит из блоков...

Разработка программной среды для обучения блочному...

Библиографическое описание: Марина, А. А. Разработка программной среды для обучения блочному программированию детей — учащихся начальной школы / А. А. Марина.

Разработка программного кода на основе библиотеки MFC...

Библиографическое описание: Лобашевская, В. А. Разработка программного кода на основе библиотеки MFC и объектно

Основы программирования. П.-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2011.

Использование средств библиотеки SFML для написания игровых...

Модель демонстрирует нам, что орбиты обращения планет вокруг светил имеют форму эллипса, и.

Журнал "Вопросы дошкольной педагогики" №64 (5) - май 2023 г.

Педагогика высшей школы.

Задать вопрос