Вербальная агрессия в школе: лексические средства выражения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 11.05.2023

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Типикина, Н. С. Вербальная агрессия в школе: лексические средства выражения / Н. С. Типикина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 671-672. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102510/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном русском языке есть множество слов и словосочетаний с различной степенью выраженности агрессии, которые служат для выражения агрессивности в письменной или устной речи. В научной работе мы дифференцировали анализируемые языковые единицы агрессии на несколько тематических групп. В качестве языкового материала для анализа нами были использованы школьные сообщества в социальных сетях, интернет-издание «Мел», а также результаты ассоциативного эксперимента и метода «незаконченных фраз». Результаты исследования свидетельствуют о необходимости проведения работ с целью предотвращения вербальной агрессии в школьной речевой среде, поскольку данное явление представляет реальную угрозу для осуществления полноценных коммуникативных контактов и эффективного учебно-воспитательного процесса в школе.

Ключевые слова: речевая агрессия, языковые единицы, объект агрессии, результат агрессии, иноязычные номинации, агрессивные межличностные отношения.

Речевая агрессия — одна из самых серьёзных проблем современной коммуникации как на уровне средств массовой информации, так и в повседневном общении россиян. Проблема вербальной агрессии в речевой среде детей и подростков особенно актуальна: агрессия все чаще проникает в детские игры, беседы подростков, разговоры родителей и детей, учителей и учащихся.

Проанализировав многочисленные определения речевой агрессии, мы считаем, что в качестве опорного понятия целесообразно использовать определение Ю. В. Щербининой, которое, на наш взгляд, наиболее точно и полно отражает особенности этого явления: «Речевая (вербальная, словесная) агрессия — обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме» [1, с. 6].

В качестве языкового материала для анализа нами были использованы школьные сообщества в социальных сетях («Рофлим над школьниками», «Современный школьник», «Школа в законе», «Школа? Не, не слышали»), в частности, тексты постов, публикуемых в данных сообществах и комментарии к ним, интернет-издание «Мел», а также результаты ассоциативного эксперимента и метода «незаконченных фраз».

Мы дифференцируем анализируемые языковые единицы, репрезентирующие агрессию следующим образом:

  1. Глаголы агрессивных межличностных отношений.
  2. Существительные, номинирующие объект агрессии.
  3. Существительные, называющие агрессивное эмоциональное состояние.
  4. Существительные, номинирующие результат агрессии.
  5. Иноязычные номинации.

1. Глаголы агрессивных межличностных отношений

а) Глаголы негативных действий

Данная группа глаголов номинирует негативные действия, результатом которых служит агрессивное поведение индивида против другого лица, не желающего подобного к себе обращения: беситься, буйствовать, бычить (вести себя или разговаривать с кем-либо агрессивно, грубо), взрываться, взъяриться, возмущаться, вспылить и др. Например: «Да не кипятись ты, разве в первый раз двойку получаешь?» и т. д.

б) Глаголы негативного воздействия на объект агрессии

Указанные глаголы обозначают стратегии агрессивного поведения: бить, возражать, ворчать, гасить (бить), грубить, грузить (высказываться на тему, не интересующую слушателя), дразнить, драться, завидовать и др. Например: «Иванов, прекрати орать на весь класс! И так уже родителей в школу вызвали» и т. д.

2. Существительные, номинирующие объект агрессии

а) Зоосемантизмы обычно представлены метафорами, включающими анималистическую сему сравнения. Метафоризация при использовании зоосемантизмов позволяет повысить эмоциональную оценку и воздействие на адресата: баклан, баран, бегемот, гиена, индюк, ишак, клуша, кляча, корова, крыса и др. Например: «Марья Ивановна, а Сидоров опять набил щеки, как хомяк» и т. д.

б) Уничижительные номинации агрессора

Данные номинации служат средством оскорбительной оценки адресата: балабол, враг, дрянь, душнила (активный зануда, который навязывает всем свои скучные разговоры), злодей, изверг, жулик, лицемер одноклеточный (глупый), попуск (униженный человек), огузок (идиот, глупец) и др. Например: «Лавринев, врагам слова не давали!» и т. д.

в) Существительные, называющие умственные и физические недостатки

Данные существительные чаще всего употребляются либо в переносном значении, либо гиперболизируют имеющиеся недостатки адресата: псих, жирдяй, толстяк, тупица, карлик, шпала, чума, шизик, кретин и др. Например: «Что, жирдяй, опять в столовую пошел?»

г) Номинации, отождествляемые с историческими личностями, литературными и сказочными героями

Подобные слова в силу своей логико-понятийной природы уже в своем значении имеют негативную оценку: Баба Яга, Иуда, Кикимора, Недоросль, Кощей, Леший, Гитлер, Ирод, Лилипут и др. Например: «Сколько можно краситься на уроках, кикимора?» и т. д.

д) Существительные, обозначающие предметы домашнего быта

Субстантивы, формирующие данную группу, употребляются в переносном значении, выражают осуждение и имеют негативную оценку, воспринимаемую адресатом как оскорбительную: валенок, лапоть, лентяйка, мочалка, шкаф, шланг, шляпа, шпингалет, доска, целлофан, чехол и др. Например: «Снова не выучила правило, чем ты занимаешься дома, лентяйка?» и т. д.

3. Существительные, называющие агрессивное эмоциональное состояние

Имена существительные рассматриваемой группы номинируют негативные чувства, состояния и эмоции: грубость, депрессия, зашквар (событие или предмет, не соответствующие общепринятому мнению), ужас, страдание, жестокость, злость, гнев, истерика, возмущение, ненависть, неприязнь, отвращение, раздражение, стресс и др. Например: «После объявления оценок за контрольную работу Миша в ужасе уставился на соседа» и т. д.

4. Существительные, номинирующие результат агрессии: атака, дебош, драка, жертва, избиение, конфликт, нападение, рана, скандал, ссора, удар, шрам и т. д. Например: «Господи, 7«В» опять устроил дебош!» и др.

5. Иноязычные номинации

На разговорную речь современных школьников значительное влияние оказывает заимствованная лексика. Она позволяет подросткам проявить самовыражние, делает их речь уникальной, понятной не всем. С помощью иноязычных слов дети выражают свои чувства и эмоции как положительные, так и негативные. В настоящее время среди заимствованных слов преобладают англицизмы. Например:

«Бузить» (от англ. busy — беспокойный, суетливый) — вести себя шумно, затевать скандал. «Будешь продолжать бузить — получишь!»

«Хейтер» (от англ. hater — ненавистник) — человек, испытывающий сильную к кому-то или чему-то. «Никакие вы не хейтеры, просто тупые завистники!»

«Фэйк» (от англ. fake — подделка) — что-либо ложное, выдаваемое за действительное с целью ввести в заблуждение. «Слышали? Новости о домашке на каникулы — фейк»

«Харасить» (от англ. harassment — домогательство) — мучить кого-либо нападками, преследованиями. «Эх, а говорили, что дружный класс и никто никого не харасит!»

«Шеймить» (от англ. shame — стыд) — стыдить кого-либо за его внешность/поступки/фразы/вкусы. «Сколько можно его шеймить, отстаньте уже!»

«Буллинг» (от англ. bulling — травля) травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими). «Сколько можно его буллить! Пусть одевается как хочет».

«Кринж» (от англ. cringe — содрогаться от отвращения) — чувство стыда за действие другого человека, которое преувеличено в несколько раз. «Вы видели новый наряд Кати? Кринж» и т. д.

Проведенное исследование показало, что необходимо проводить работу с целью предотвращения вербальной агрессии в школьной речевой среде, поскольку данное явление представляет реальную угрозу для осуществления полноценных коммуникативных контактов и эффективного учебно-воспитательного процесса в школе.

Литература:

  1. Щербинина Ю. В. Русский язык: Речевая агрессия и пути ее преодоления. М.: Флинта: Наука, 2004. 221с.
Основные термины (генерируются автоматически): вербальная агрессия, существительное, речевая агрессия, результат агрессии, реальная угроза, языковой материал, эффективный учебно-воспитательный процесс, школьная речевая среда, школа, цель предотвращения, агрессивное эмоциональное состояние, переносное значение, номинация, негативная оценка, глагол, ассоциативный эксперимент, англ, агрессия.


Ключевые слова

речевая агрессия, языковые единицы, объект агрессии, результат агрессии, иноязычные номинации, агрессивные межличностные отношения

Похожие статьи

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному

В статье описаны возможности использования невербального общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Подчёркивается, что на начальных этапах обучения преподаватель должен осознанно применять изобразительные, эмоциональные и другие же...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Соматизмы как часть фразеологической картины мира (на примере русского и сербского языков)

Фразеологизмы с соматической составляющей, на наш взгляд, наиболее точно описывают человека во всех сферах его деятельности, его чувствах, мыслях, поступках и эмоциях. В статье мы проведем сравнительный анализ совокупности фразеологических гнезд на р...

Похожие статьи

Lesson Study «Как через использование техник семантизации развить лексические навыки учащихся»

Данная научно-практическая статья содержит информацию об исследовании, направленном на выявление наиболее эффективной техники семантизации (раскрытия значения слова) для расширения словарного запаса и правильном употреблении иноязычной лексики учащим...

Сленг как индикатор ментального состояния героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

В данной статье рассматривается сленг как один из ведущих стилистических приемов характеризации образа главного героя в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Сленговые выражения и вульгаризмы выступают как индикатор эмоционального состояния ге...

Детская агрессия – результат становления характера

В данной статье автор анализирует причины возникновения агрессии и многообразия ее форм у детей. Пытается объяснить вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых после...

Роль невербального общения в межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку как иностранному

В статье описаны возможности использования невербального общения в процессе обучения русскому языку как иностранному. Подчёркивается, что на начальных этапах обучения преподаватель должен осознанно применять изобразительные, эмоциональные и другие же...

Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии

Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...

Социокультурная компетенция студентов языкового вуза: анализ компонентного состава и возможные средства развития

В статье приведены доводы о важности развития социокультурной компетенции при подготовке квалифицированных специалистов в свете смены образовательной парадигмы. Приводятся дефиниции термина «социокультурная компетенция», предлагаемые разными исследов...

Методы использования информации из опорных ресурсов для раскрытия темы при написании аргументированного эссе

Статья посвящена проблемам развития навыков написания аргументированного письма. В ней актуализируется роль исследовательской практики учителя в формировании умения учащихся работать с опорными ресурсами, в том числе художественными и нехудожественны...

Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы

В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках кружковой работы по биологии и экологии

Исследовательская компетенция — совокупность знаний и систем деятельности, которая обязательна для современного выпускника школы. Ее развитие осуществляется с помощью ряда методов и приемов, используемых во время урока. В статье рассматриваются вопро...

Соматизмы как часть фразеологической картины мира (на примере русского и сербского языков)

Фразеологизмы с соматической составляющей, на наш взгляд, наиболее точно описывают человека во всех сферах его деятельности, его чувствах, мыслях, поступках и эмоциях. В статье мы проведем сравнительный анализ совокупности фразеологических гнезд на р...

Задать вопрос