Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Соотношение понятий «речевое воздействие», «убеждение», «аргументация», «императивность», «модальность», «побудительность»

Филология, лингвистика
15.05.2023
314
Поделиться
Библиографическое описание
Числова, Х. С. Соотношение понятий «речевое воздействие», «убеждение», «аргументация», «императивность», «модальность», «побудительность» / Х. С. Числова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 675-678. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102271/.


В статье рассмотрена взаимосвязь понятий «речевое воздействие», «убеждение», «аргументация», «императивность», «модальность», «побудительность».

Ключевые слова: речевое воздействие, тактика, стратегия, модальность, аргументация, иерархия.

В современном обществе речевое воздействие применяется почти во всех видах дискурса: политическом, бытовом, религиозном и так далее. Вопрос речевого воздействия не раз становился объектом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых. Например, в работах С. А. Сухих 1986, Е. Ф. Тарасова 1990, Л. Л. Федоровой 1991, П. Б. Паршина 2000, В. Сергеечевой 2002, О. С. Иссерс 2008 и ряда других исследователей. В своих работах лингвисты рассматривают такие понятия как: речевое воздействие, убеждение, аргументация, императивность, модальность, побудительность. В этой статье предпринимается попытка соотнести и выстроить иерархическую схему вышеназванных понятий, а также выявить сходства и различия между ними.

Целесообразно начать статью с более широкого определения из ряда рассматриваемых нами терминов. Согласно мнению А. П. Сковородникова речевое воздействие понимается как влияние, оказываемое на кого-либо посредством речи с целью изменить или скорректировать его отношение к различным фактам, событиям и явлениям [1]. Е. В. Шелестюк же рассматривает речевое воздействие как воздействие на разум человека по средствам не только лингвистических, но и паралингвистических средств с целью изменения психологического состояния или психофизических процессов сознания [2]. А. А. Леонтьев описывает речевое влияние общения с точки зрения его целенаправленности и анализирует три метода речевого воздействия: оповещение, убеждение, внушение [3].

Ценным для нашей работы представляется рассмотрение терминов внушения и убеждения, которые, как было сказано выше, являются составляющими речевого воздействия, а точнее его методами. По мнению Т. Г. Хазагерова под убеждением можно понимать процесс, при котором оратор разъясняет неясный для аудитории вопрос, снимая с слушателей груз неопределённости. За это слушатель благодарно принимает нарисованную спикером картину мира. Из определения Т. Г. Хазагерова можно сделать вывод, что убеждение — это процесс формирования у слушателя устойчивых ценностей и мнений [4]. Также убеждение можно рассматривать с точки зрения коммуникативной цели автора. Так, А. Н. Баранов предлагает, что убеждение — это онтологизация знаний. Этот термин обозначает интеграцию новых знаний в уже сформированную картину мира [5]. Таким образом, под убеждением понимается цель и процесс, направленный на изменение картины мира реципиента и является результатом речевого воздействия.

Еще одним методом реализации речевого воздействия является внушение . Под внушением мы понимаем такое воздействие на человека, которое происходит без критической оценки последнего. В этом смысле мы считает тождественными понятия внушения и манипуляции и будем использовать их как взаимозаменяемые. Говоря о различиях внушения и убеждения, В. М. Бехтерев утверждает, что манипуляция всегда носит скрытый характер, используя особенности восприятия и уловки для воздействия [6]. Убеждение же в свою очередь носит эксплицитный характер и влияет на адресата с помощью логических доводов. С точки зрения целей, убеждение представляет собой акт, нацеленный на социальное влияние. Однако Ю. А. Шеркович выделяет также смешанный тип речевого воздействия. Исследователь утверждает, что при практическом использовании внушение и убеждение часто дополняются друг другом, так как аудитория склонна доверять не только информационной, логической стороне сообщения, но и ее форме, выразительности и эмоциональной окрашенности [7]. Таким образом, мы можем говорить о внушающей силе убеждения и сделать вывод, что внушение и убеждение неразрывно связанные понятия, которые не могут рассматриваться обособленно. В нашей иерархии понятие «убеждение» и «внушение» стоят на одной ступени и являются более узкими понятиями по отношению к речевому воздействию.

Следующую ступень в нашей иерархии занимает понятие аргументации. Согласно мнению Ю. Ивлева, данный термин означает обоснование какого-либо знания через уже имеющуюся информацию с использованием средств логики и методологии [8]. Мы являемся сторонниками точки зрения А. Л. Котельниковой и Г. И. Рузавин, что аргументация является составной частью процесса убеждения, который включает в свой состав также эмоционально-психологические, нравственные, волевые и мировоззренческие аспекты [9]. Правильность такого подхода может быть обоснована тем, что убеждения одновременно влияют как на разум, так и чувства субъекта, взаимно усиливая друг друга. Также под аргументацией следует понимать не только анализ и структурирование доводов или аргументов, но весь процесс убеждения, который включает в себя и возможные способы формирования выводов из этих аргументов.

Не менее важным компонентом процесса убеждения является модальность . По мнению Ш. Балли любое высказывание содержит модус или модальный компонент, который является волевым и эмоциональным суждением о содержании высказывания [10]. Обращаясь к идеям Балли, отечественный ученый В. З. Панфилов рассматривает модальность как неизбежное качество речи, без которого не может быть оформлено высказывание [11]. Модальность является компонентом процесса убеждения, так как спикер, выражая свою позицию, в которой он стремится убедить собеседника, может транслировать волевое убеждение в том, что он высказывает «истину» или «одну из точек зрения». При убеждении собеседника говорящий также может задействовать эпистемическую и оптативную модальности, т. е. оценивать излагаемые им факты как вероятные или невероятные и желательные или нежелательные. Таким образом, понятие аргументации и модальности занимают равное положение в иерархии нашего исследования, так как оба понятия являются компонентами процесса убеждения [12].

Следующим понятием, нуждающимся в рассмотрении, является императивность . Мы ставим понятие императивности ниже в нашей иерархии, так как относим данное явление к конкретным речевым средствам, реализующим убеждение в ходе коммуникации. Под императивностью, по мнению таких ученых как В. С. Храковский, А. В. Бондарко, В. Ю. Гусев, понимается повелительное наклонение, как правило, выраженное глаголом и подразумевающее волеизъявление, приказ, просьбу или совет На лексическом уровне она выражается особыми лексемами, например: «взрывать», «топить», «убивать». В. Ю. Гусев подробно описал три компонента императива: 1) каузация — способствование появлению чему-либо 2) контроль над действиями говорящего 3) стремление говорящего к действию [13]. К. С. Неустроев пишет, что многие исследователи обязательную обращенность императивных конструкций к реципиенту, диалогичность и направленность на программирование поведения адресата [14].

Родовым понятием от императивности является побудительность. По мнению Ю. Д. Апресян,побудительность — это сообщение подразумевающее желание говорящего, чтобы реципиент выполним определённое действие и попытка «заставить» его выполнить данное требование [15].Данный термин обозначает одно из главных целеполаганий говорящего, отражающее его волеизъявление, а также побуждение к действию адресата. Таким образом, в побудительном высказывании интенция к совершению действия может реализовываться как глаголом в повелительной форме, так и с помощью неимперативных конструкций.

Подводя итоги, можно сказывать, что некоторые вопросы в области соотношения рассмотренных понятий до сих пор являются спорными. Однако можно сделать вывод о том, что наиболее широким понятием представленного ряда является «речевое воздействие». Его компонентами выступают понятия «убеждения» и «внушения». В свою очередь их составными частями являются понятия «аргументации» и «модальности». А «императивность» и «побудительность» выступают в качестве конкретных средств выражения убеждения.

Литература:

  1. Сковородников А. П., Копнина Г. А. Способы манипулятивного речевого воздействия в российской прессе // Политическая лингвистика. 2012. № 3. С.
  2. Е. В. Шелестюк Речевое воздействие. — 2е изд. — Москва: Флинта, 2014. — 173 с.
  3. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  4. Хазагеров Т. Г. Х-15 Риторика / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов.— Изд. 3-е. —Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 379, [2] с.
  5. Баранов, А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитавный подход): Автореф, дис.... докт. филол. наук. — М., 1990.-48 с
  6. Владимир Михайлович Бехтерев Внушение и его роль в общественной жизни. — 1е изд. — Москва: 1925. — 203 с.
  7. Шерковин, Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю. А. Шерковин. — Москва: Мысль, 1973. — 213 с
  8. Ивлев, Ю.В. (1988). Логические аспекты аргументации в гуманитарных науках // Курс лекций по логике. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. М.
  9. Л. А. Котельникова, Г. И. Рузавин Теория и практика аргументации. — 1е изд. — Москва: 2015. — 437 с.
  10. Общая теория высказывания Ш. Балли // Ozlib.com URL: https://ozlib.com/1034406/literatura/obschaya_teoriya_vyskazyvaniya_balli (дата обращения: 4.03.2023).
  11. Панфилов В.3. Категория модальности и ее роль в конструировании структуры предложения и суждения / В. З. Панфилов. — М., 1977. — С. 40–41.
  12. Алсынбаева Р. Г. Логическая и лингвистическая сущность категории модальности / Р. Г. Алсынбаева // Вестник Башкирского университета. — 2013. — Т. 18, № 1. — С. 181–184.
  13. Гусев В. Ю. ипология специализированных глагольных форм императива: дис. канд филол наук: 10.02.20. — Москва, 2005. — 296 с.
  14. К. С. Неустроев Способы выражения побуждения и воздействия: на материале современного английского языка: дис. канд филол наук: 10.02.20. — Москва, 2008. — 185 с.
  15. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика. Синонимические средства языка. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
речевое воздействие
тактика
стратегия
модальность
аргументация
иерархия
Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 675-678):
Часть 9 (стр. 611-687)
Расположение в файле:
стр. 611стр. 675-678стр. 687

Молодой учёный