Эстетическое воспитание ребенка начинается с первых дней жизни, с первых поступков, слов. Окружающая среда оставляет в духовном мире человека отпечаток на всю последующую жизнь.
Овладев элементарными действиями, ребенок пытается взять красивую игрушку, прислушивается, когда слышит красивое пение. Чуть повзрослев, он начинает рассматривать рисунки в книге, затем пытается сам воспроизвести картинку на бумаге при помощи карандаша, вложив в работу красоту в его собственном понимании.
Старший дошкольник более детально подходит к выбору прекрасного. У него формируются личные взгляды, опирающиеся на индивидуальные способности. Ребенок старшего дошкольного возраста создает новое, чтобы удивить окружающих, восхитить, обрадовать их умением видеть окружающий его мир.
Пространственная, предметная среда детского сада объединяет в одно целое духовный мир и «мир вещей». Объединение двух понятий предметно-пространственная среда и культурно-социальная среда позволяет сделать вывод, что данная общая среда, соединяет в себе символы, знаки, образы, явления, предметы, в которых отражаются опыт и цивилизация, умения, навыки и знания, накопленные человеком.
Предметно-пространственная среда выражает отношение личности к трудовому процессу, творчеству, окружающему миру, так как все перечисленное заключается именно в предметном мире. Базируясь на основных идеях, можно выдвинуть главные аспекты создания предметно-пространственной среды в условиях преемственности процесса образования.
В среде также отражаются итоги создания культурного мира, в том числе культура своего этноса, смешение культур разных регионов, истории других и своего народа, настоящего культурного этапа и планов на будущее. Развития в образовании не происходит, если оно автономное и тусклое.
Организация воспитательной и образовательной среды должна стимулировать процесс познания и постоянно преодолевать шаблоны и стандартные стереотипы, которые встречаются повсеместно в современной системе обучения детей. Обустройство среды должно побуждать творчество личности. Сам педагог должен уметь рационально управлять данной средой. Для организации повышения качества предметно-пространственной среды образовательного учреждения специалисты должны систематически проявлять творческую активность.
Наука педагогика изучает предметно-пространственный мир с точки зрения его многообразия предметов. Принято считать, что чем ярче, богаче предметная среда, окружающая ребенка, тем лучше он будет развиваться. Но на наш взгляд важна не предметно-пространственная среда, а прежде всего, здесь играет роль, как ее ребенку открывают и как он эту среду воспринимает.
Предметное разнообразие не во всех случаях содействует полноценному развитию психики дошкольника. Предметно-пространственная среда должна выступать для детей пусковым устройством для их творческой активности и развития воображения.
Вопрос организации предметно-пространственной среды в условиях дошкольного образовательного учреждения остро стоит на сегодняшний день.
Во многом это связано с тем, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования именно предметно-пространственная среда является главным критерием оценки деятельности детского сада. Специалисты разных областей знаний в качестве предмета своего исследования не раз выбирали проблему развития предметно-пространственной среды в условиях детского сада.
Многие педагоги и психологи сравняли предметно-пространственную среду с воспитанием в ней, тем самым присваивая ей центральный статус. Еще известный и прославленный в отечественной педагогике А. С. Макаренко говорил о том, что воспитывает не педагог, а среда. Мир детства, выраженный в предметах — это не только среда для осуществления игровой деятельности, но и среда для становления всех индивидуальных способностей и видов деятельности ребенка.
Ни один ребенок не может развиваться вне предметно-пространственной среды только на вербальном уровне. Дошкольник может осуществлять работу или иную деятельность только при наличии средств и объектов действий.
Также для этого у него должны быть сформированы определенные способы деятельности. Нельзя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения допустить упущения в деятельности ребенка из-за отсутствия соответствующих условий организации предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда детского сада должна отвечать принципам научной емкости (насыщенности), включать в свое содержание социальные, культурные и природные средства для разносторонней деятельности дошкольника. Именно предметно-пространственная среда создает ребенку условия для его духовного и творческого развития, предоставляя возможность добывать из нее материал, необходимый для определения и решения проблем той или иной деятельности.
Из сказанного выше предметно-пространственную среду можно определить, как комплекс условий, определяющих полноценное развитие деятельности дошкольника и его личности в целом.
При грамотной организации предметно-пространственная среда дает широкие возможности для обогащения сознания ребенка, обеспечивая одновременно положительные условия для развития его творческих способностей, что в итоге формирует эмоциональное благополучие и всестороннее психическое развитие ребенка. Согласно идеям В. И. Андронова, предметно-пространственная среда в детском саду выступает в роли главного критерия качества оказания образовательных услуг.
При соблюдении условий грамотной организации предметно-пространственной среды можно достичь на практике обогащения не только эстетических умений, навыков и знаний детей, но и выработать основы для разносторонних видов деятельности детей в общем пространстве культуры.
Рассмотренный материал позволяет нам сделать вывод о том, что правильно организованная предметно-пространственная среда в группе воздействует на развитие творческих способностей дошкольника.
Предметно-пространственная среда выступает в качестве фактора развития творческих возможностей дошкольника как субъекта внутри личностных и межличностных отношений, а также отношений с окружающей действительностью. С. С. Прохоров отмечает, что предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения выступает одновременно не только условием творческого развития личности ребенка, но и демонстрирует профессионализм педагога.
Грамотная и правильно организованная предметно-пространственная среда в группе детского сада требует от воспитателя фантазии и разнообразия способов ее реализации. О роли воспитателя в организации в организации предметно-пространственной среды говорит В. В. Рудаков.
Он подчеркивает, что педагог выступает автором и одновременно компонентом предметно-пространственной среды, потому что он осознает свою роль в данной среде для каждого воспитанника. Автором предметно-пространственной среды педагог выступает в связи с пониманием индивидуальности развития каждого из детей группы, воспитатель проектирует предметно-пространственную среду, создает, формирует ее.
Таким образом, педагог детского сада должен быть готов к разностороннему использованию предметно-пространственной среды группы. Выступая ее компонентом, воспитатель в данном случае ориентирует дошкольников на успешную деятельность, мотивирует их к работе, дает уверенность в собственных возможностях.
Содействуя повторному возвращению к достигнутому результату, он учит детей работать над собой. Все это в комплексе является одним из главных факторов развития личности ребенка дошкольного возраста. Благодаря грамотной организации предметно-пространственной среды ребенок имеет возможность жить полноценным образом здесь и сейчас.
Литература:
- Иванова, А. А. Построение предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ДОО / А. А. Иванова. — М.: Изд-во Лирика, 2019. — 258 с.
- Кротов, М. А. Психологическая характеристика старшего дошкольника / М. А. Кротов. — М.: Изд-во Вера, 2021. — 187 с.
- Логова, А. Ю. Первостепенность художественно-эстетического и творческого развития / А. Ю. Логова. — СПб.: Изд-во Сфера, 2019. — 259 с.
- Мазанов, И. С. Предметно-пространственная среда детского сада / И. С. Мазанов. — Рига: Изд-во Академия, 2018. — 233 с.