Сила простоты: особенности набросочного стиля в книжной иллюстрации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Ониськов, Г. В. Сила простоты: особенности набросочного стиля в книжной иллюстрации / Г. В. Ониськов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102339/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья исследует актуальность и значимость набросочного стиля в современных книжных иллюстрациях. Набросочный стиль рисунка придает иллюстрациям уникальность, живость и эмоциональность. В статье рассматриваются основные аспекты этого стиля, включая его экспрессивность, авторскую индивидуальность и связь с художественными традициями. Также обсуждаются различные техники и способы, используемые художниками для создания набросочного стиля. Цель статьи — показать, как простота может быть сильным и выразительным средством в иллюстрациях, и почему набросочный стиль продолжает оставаться актуальным и востребованным в мире книжной иллюстрации.

Ключевые слова: набросочный стиль, книжные иллюстрации, простота, выразительность, уникальность, авторская индивидуальность, спонтанность, динамичность, художественные традиции, техники, материалы, современная литература.

The article explores the relevance and significance of the sketching style in contemporary book illustrations. The sketching style imparts uniqueness, liveliness, and emotional depth to the illustrations. The article examines the key aspects of this style, including its expressiveness, artistic individuality, and connection to artistic traditions. Various techniques and materials employed by artists to create the sketching style are also discussed. The aim of the article is to demonstrate how simplicity can be a powerful and expressive tool in illustrations and why the sketching style continues to be relevant and in demand in the world of book illustration.

Keywords: sketching style, book illustrations, simplicity, expressiveness, uniqueness, artistic individuality, spontaneity, dynamism, artistic traditions, techniques, materials, contemporary literature.

Книжные иллюстрации играют важную роль в нашем восприятии и взаимодействии с литературой. Они придают тексту жизнь и позволяют нам окунуться в мир, созданный автором. Среди разнообразия стилей и техник иллюстрации один стиль выделяется своей особой привлекательностью и выразительностью — набросочный стиль. Набросочный стиль рисунка обладает уникальной спонтанностью и эмоциональностью, которые делают иллюстрации особенно живыми и привлекательными для читателя. Он захватывает мгновение, улавливает движение и передает ее через грубые штрихи и незавершенные линии. Именно в этой простоте и недописанности заключается его сила.

Набросочный стиль освобождает иллюстрации от излишней детализации, позволяя зрителю самостоятельно восполнить пробелы своим воображением.

«Быстрый» стиль рисунка в книжной графике, имел свое происхождение к концу 20-х годов. Ю. Я. Герчук (1926–2014) в своей книге «Советская книжная графика» (1986) Описывал процесс возникновения данного стиля в контексте социальных и политических изменений того времени. [1]

Появление «быстрого» стиля рисунка можно связать с необходимостью создания иллюстраций, соответствующих быстрому темпу жизни и требованиям массовой культуры. В условиях индустриализации и распространения печатного слова книги становились все доступнее и популярнее. Набросочный стиль позволял художникам создавать быстрые, но выразительные иллюстрации, которые легко воспринимались и восхищали читателей.

На смену схематичности поверхностей пришла живая линия свободного наброска пером или кистью. Такой живостью и воздушностью своих иллюстраций в 1922 году отметился выдающийся художник-иллюстратор В. В. Лебедев (1891–1967) к книге Р. Киплинга «Слоненку». В. В. Лебедев изобразил зверей произведения на чистом белом фоне. На странице книге Африканские животные приобретали черты игрушек, можно было проследить их движение, пластику и характер. Его рисунки обобщены, имеют упрощенный характер, но при этом персонажи имеют шероховатую почти осязаемую фактуру. [1]

В период 1920–1930-е годы В. В. Лебедев основывает Ленинградскую школу книжной графики. Школа Лебедева в последствии сформировала своеобразный стиль, основанный на принципах упрощенного, быстрого рисунка. Она отличалась от традиционных подходов к книжной иллюстрации, ставя акцент на экспрессивности и авторской выразительности. Среди его учеников были такие талантливые художники как: Е. И. Чарушин (1901–1965), В. И. Курдов (1905–1989), Ю. А. Васнецов (1900–1973), А. Ф. Пахомов (1900–1973), Т. В. Шишмарёва (1905–1994). [1]

Школа Лебедева оказала значительное влияние на развитие книжной иллюстрации не только в России, но и за ее пределами. Ее подход к использованию быстрого рисунка стал одним из направлений в иллюстрационном искусстве и вдохновил многих художников.

Стоит отметить, что набросочный стиль имеет свои корни в искусстве рисования и академической традиции. Многие известные художники использовали наброски и эскизы в своей работе, чтобы зафиксировать первоначальные идеи и запечатлеть эмоциональное состояние момента. В контексте истории иллюстрированной литературы, одним из выдающихся художников, которые применяли набросочный стиль, был Д. И. Митрохин (1883–1973). Его рисунок прозрачен, не навязчив и легок. С помощью небольших, но точных штрихов художник-иллюстратор создавал едва уловимые образы. Ю. Я. Герчук выделил, что художник зачастую обращался к читателю, которому достаточно было намека, чтобы поймать настроение и оставить наедине с книгой. Д. И. Митрохин был также скрупулёзен в создании общего настроения всего дизайна книги, так, например, он разрабатывал облик книги как целостный художественный ансамбль. Как и его иллюстрации, обложка была создана в том же стиле и настроение. [1]

В начале 30-х годов художник В. Конашевич, сохраняя успехи в детской иллюстрации, также активно работал над иллюстрациями для взрослых книг. Его подвижный и острый стиль нашел резонанс с тем временем и новыми задачами в книжной иллюстрации. Конашевич внимательно реагировал на каждый текст, искал уникальный стиль, соответствующий характеру литературы. Его иллюстрационные циклы, созданные в это время, имели разнообразный облик. Конашевич был мастером графического искусства и изящным каллиграфом.

1930-е годы запомнились и художниками-карикатуристами, работавшие в сатирических и детских журналах, переключились на «легкий» и непринужденный стиль рисунка, создавая более подвижные иллюстрации для книг. Они внесли свежий взгляд в иллюстрацию, применяя броские пером рисунки, смелые преувеличения и сатирические детали, придумываемые на ходу. Один из таких художников, Моисей Каневский, обладал особым даром комического повествования, расширяя границы предложенного текста и развивая забавные аспекты любой ситуации до невероятных, но тем самым еще более смешных пределов. Каневский иллюстрировал веселые книжки для детей, а также работы М. Салтыкова-Щедрина, такие как «Помпадуры и помпадурши» (1935) и «За рубежом» (1936). [2]

Не стоит забывать такого художника как Н. В. Кузьмина (1890–1987). Он иллюстрировал юбилейное издание «Евгения Онегина» в 1934 году. Н. В. Кузьмин в своих иллюстрациях смело нарушал установленные традиции, захватывая дух и иронию самого А. С. Пушкина. Кузьмин не просто передавал сюжет, а визуализировал дух произведения, легкость речи великого поэта, ее ироничность и подвижность. Он подчеркнул автобиографические и лирические аспекты романа, иногда в ущерб сюжетному чтению. Его быстрые прозрачные наброски пером размещены на широких полях, встречаются между строфами или на отдельных страницах словно подражают стилю рисунка А. С. Пушкина. [1]

В современных книжных иллюстрациях набросочный стиль сохраняет свою актуальность. Он позволяет художникам создавать оригинальные и запоминающиеся иллюстрации, которые воплощают атмосферу произведения и углубляют взаимодействие читателя с текстом. [3]

Набросочный стиль в современной книжной иллюстрации сохраняет свою актуальность по нескольким причинам.

Во-первых, быстрый рисунок обладает спонтанностью и свежестью, которые могут привлечь внимание современных читателей. В мире, насыщенном цифровыми технологиями и искусственной графикой, наброски могут создать ощущение аутентичности и ручной работы, что придает книжной иллюстрации особую привлекательность.

Во-вторых, набросочный стиль позволяет художнику передать эмоциональную глубину и мгновенность момента. Он может быть особенно эффективным в иллюстрации сцен с действиями и переживаниями героев, помогая читателям лучше вжиться в сюжет и почувствовать его интенсивность. [3]

Можно сказать, что автор, используя динамичное воплощение идеи рисунка в иллюстрациях, снисходит со своего профессионального уровня и говорит с детьми на их языке. Но данная легкость и упрощенность предоставляет возможность более прямого и непосредственного общения с детьми, их восприятия и предпочтений. [3]

Используя грубые штрихи, незавершенные линии и простые формы, автор открывает двери для детского воображения и творчества. Он создает иллюстрации, которые легко читать и интерпретировать, а также оставляет пространство для детей, чтобы сами заполнили пробелы своими мыслями и идеями. Такой подход позволяет детям чувствовать себя активными участниками в процессе чтения, вовлекая их в создание собственных историй и сюжетов. [4]

Живая легкость в иллюстрации учитывает особенности детского восприятия и позволяет автору передать эмоции и настроение истории более простыми и доступными способами. Грубые штрихи и выразительные детали могут легче доходить до детской эмоциональной сферы, вызывая сопереживание и эмоциональную реакцию.

Современная книжная иллюстрация сталкивается с вызовами, связанными с постоянно развивающимися технологиями и изменяющимися предпочтениями читателей. Однако, набросочный стиль сохраняет свою актуальность и значимость в современных книгах. Он способен привлечь внимание и удержать интерес современных детей. Более того, такой стиль может адаптироваться к новым форматам и технологиям, воплощаясь в интерактивных электронных книгах и виртуальной реальности, чтобы продолжать радовать и вдохновлять новые поколения читателей. [3]

Таким образом, эмоциональный и живой рисунок в книжной иллюстрации не только сохраняет свое значение, но и продолжает эволюционировать, адаптируясь к изменяющейся книжной среде и потребностям современных читателей. Его простота, спонтанность и выразительность остаются важными качествами, которые помогают сделать книги более доступными, привлекательными и значимыми для всех, кто ищет в них вдохновение, эмоциональное вовлечение и удовлетворение интеллектуальной любознательности.

Литература:

  1. Герчук Ю. Я. Советская книжная графика / Ю.Я Герчук. — Москва.: Знание, 1986. — 124с:
  2. Ганкина Э. З. Русские художники детской книги / Э.З Ганкина. — Москва.: [Сов. художник], 1963. — 278 с;
  3. Кудрявцева Л. С. Художники детской книги: пособие / Л.С Кудрявцева. — Москва.: изд. Центр «академия», 1998. — 208 с;
  4. Артемова Т. Н. Иллюстрация в библиотечной работе с читателями младшего возраста: Лекция / Т. Н. Артемова — Москва.: гос. ин-т культуры. — Москва: МГИК, 1989. — 32 с;
Основные термины (генерируются автоматически): иллюстрация, книжная иллюстрация, стиль, художник, быстрый рисунок, книга, стиль рисунка, авторская индивидуальность, книжная графика, особая привлекательность.


Ключевые слова

уникальность, материалы, спонтанность, техники, современная литература, выразительность, динамичность, набросочный стиль, книжные иллюстрации, простота, авторская индивидуальность, художественные традиции

Похожие статьи

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Сходство и различие русских и английских фразеологизмов

Данная статья предлагает полноценное сравнение и анализ русских и английских фразеологизмов. В статье вы сможете ознакомиться с историей появления фразеологизмов в двух языках, с их дальнейшим развитием, с её актуальностью на сегодняшний день и приме...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Кризис творческого метода режиссера Уэса Андерсона

Основное внимание в статье уделяется анализу творческого метода американского режиссера Уэса Андерсона. В статье исследуются характерные методы создания кинематографической вселенной режиссера на примерах построения цвета и звука, симметричной композ...

Похожие статьи

Методика преподавания живописи в образовательной организации высшего образования: от академизма к инновациям

В статье рассматривается современное художественное образование, через призму истории становления, воспитания и культурного просвещения. Обозначены основные традиционные и современные методы академической живописи. Представлены изменения в методике п...

Дизайн-код малых городов России: концепция, методы, цели

В статье поднимается вопрос о реализации дизайн-кода в разных городах России. Автор выявляет актуальность внедрения данного документа на сегодняшний день, дает определение дизайн-кода и обозначает основные задачи, решаемые дизайн-кодом. В статье пров...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Развитие фонетических навыков у младших школьников: ключевые этапы и подходы

Фонетические навыки играют важную роль в языковом развитии младших школьников, формируя основы правильного произношения и грамотного чтения. Этот процесс требует внимательного педагогического подхода, интегрирующего игровые методики, музыкальные элем...

Наставничество как образовательный тренд современности

Статья рассматривает актуальную проблему развития дошкольного образования в России и высвечивает значимость качества работы педагогических работников в данной сфере. Один из способов решения этой проблемы — использование наставнической деятельности, ...

Преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота при ведении исполнительной документации

Данная статья рассматривает преимущества и недостатки внедрения цифрового документооборота, а также порядок и методы внедрения электронной исполнительной документации в организации. Цифровой документооборот становится все более важным элементом совре...

Цифровая скульптура: возможности привлечения учащихся к трехмерному моделированию

Статья посвящена изучению возможностей и преимуществ цифровой скульптуры для привлечения учащихся к трехмерному моделированию. Цифровая скульптура часто ассоциируется с индустрией развлечений, так как в последние годы активно используется в кинематог...

Сходство и различие русских и английских фразеологизмов

Данная статья предлагает полноценное сравнение и анализ русских и английских фразеологизмов. В статье вы сможете ознакомиться с историей появления фразеологизмов в двух языках, с их дальнейшим развитием, с её актуальностью на сегодняшний день и приме...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Кризис творческого метода режиссера Уэса Андерсона

Основное внимание в статье уделяется анализу творческого метода американского режиссера Уэса Андерсона. В статье исследуются характерные методы создания кинематографической вселенной режиссера на примерах построения цвета и звука, симметричной композ...

Задать вопрос