Проблемой для любого общества и государства является реальное использование каждым человеком своих прав и свобод, а в случаях возникновения споров, конфликтов, правонарушений — наступление эффективной, надежной их охраны и защиты. «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» — гласит вторая статья Конституции Российской Федерации. Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков которого является выраженное в данной статье провозглашение прав и свобод высшей ценностью человека. Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Ключевые слова: права граждан, права человека, правонарушения, административная ответственность, общественные отношения.
Правонарушения, посягающие на права граждан, — это общественные отношения, которые связаны с реализацией законных прав. Данная категория нарушений рассматривается в статье 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как правило, касается нарушений активных или пассивных избирательных прав, а также организации и проведения выборов/референдумов [2].
Субъектами рассматриваемых нарушений в подавляющем большинстве ситуаций являются должностные лица, государственные служащие и лица, обладающие негосударственными полномочиями, а также частично юридические лица.
Виды административных правонарушений, посягающих на права граждан (в зависимости от объекта):
— нарушение политических прав;
— нарушение прав несовершеннолетних;
— посягательства на свободу или другие социальные права;
— нарушение трудовых прав и охраны труда.
Стоит отметить, что полиция, в соответствии со статьей 23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеет права рассматривать данные правонарушения.
Основным объединяющим критерием рассматриваемых нарушений можно считать субъективную сторону — наличие вины. Последнее предполагает, как правило, прямой умысел. Все виды административных правонарушений, ущемляющих определенные права граждан, влекут за собой ответственность в виде административных взысканий [3, с. 98].
При этом критерии их начисления могут отличаться — как правило, они основаны на сумме, кратной месячной зарплате или незаконному доходу, полученному в результате нарушения определенных прав.
Грамотная квалификация административного правонарушения, связанного с нарушением гражданских прав, является важнейшим этапом на пути к решению проблемы. Рассматриваемая категория нарушений — это сложные и многогранные действия, требующие квалифицированного вмешательства юристов, специализирующихся на административных делах [6, с. 102].
За нарушение избирательного законодательства предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Глава 5 Административного кодекса Российской Федерации предусматривает несколько видов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства [2].
Виновные лица несут ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от субъекта правонарушения (гражданин, должностное лицо, юридическое лицо).
Так, статья 5.10 КоАП РФ предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей [2].
Права и свободы человека и гражданина принадлежат ребенку с рождения и гарантируются государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими законами [4, с. 52].
В целях обеспечения реализации права ребенка на всестороннюю защиту, в том числе со стороны родителей (других законных представителей несовершеннолетних), других граждан, должностных лиц, юридических лиц, законодательством предусмотрено применение мер ответственности к виновным лицам.
Административная ответственность наступает за совершение незаконного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность [5, с. 41].
Должностное лицо подлежит административной ответственности, если оно совершает административное правонарушение в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него была возможность соблюдать правила и подзаконные акты, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но это лицо не приняло всех зависящих от него мер по соблюдайте их [7, с. 74].
Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает виновное физическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение, равно как и привлечение физического лица к административной или уголовной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за данное правонарушение [4, с. 62].
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам защиту достоинства личности (часть 1 статьи 21). Каждый человек имеет право на то, чтобы никто не принижал его достоинства. Часть 1 статьи 22 Конституции устанавливает право человека на свободу и личную неприкосновенность, а статья 23 — право на неприкосновенность частной жизни. То есть конституционные нормы устанавливают два правовых института: неприкосновенность личности и неприкосновенность личной жизни [1].
В целом, общая характеристика правонарушений этой группы может выглядеть следующим образом:
1) посягательства на свободу — незаконные похищения/задержания или помещение на принудительное лечение, за исключением действий, совершенных на законных основаниях, например, самооборона, крайняя необходимость, задержание гражданина, совершившего преступление;
2) посягательство на достоинство — публикация любой, в том числе вымышленной информации, способной порочить честное имя гражданина, преступление считается совершенным, когда хотя бы одно лицо слышит эти данные;
3) посягательство на честь — это оскорбление гражданина, совершенное в присутствии другого лица.
В случае, когда гражданин обращается в государственные органы с сообщением о совершенном или готовящемся, по его мнению, преступлении, но эта информация не подтвердилась в ходе их проверки уполномоченными лицами или органами, это обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к уголовной ответственности [3, с. 45].
Кроме того, административное законодательство предусматривает ответственность за оскорбление, предусмотренное статьей 5.61 КОАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей [2].
Также предусмотрена административная ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или средствах массовой информации, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей [5, с. 13].
Российское законодательство предусматривает четыре вида ответственности работников за нарушение требований трудового законодательства, охраны труда и промышленной безопасности: дисциплинарную; материальную; административную; уголовную.
Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Должностные лица, допустившие нарушения трудового законодательства, норм и правил охраны труда, привлекаются к административной ответственности [3, с. 80].
Установлена административная ответственность для работодателей и должностных лиц организации за нарушения в области трудового законодательства. Одной из основных статей, которые чаще всего влекут за собой такую ответственность, является статья 5.27 КОАП РФ — она предусматривает наказание за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. И поскольку в каждой организации есть определенные нарушения, мы расскажем вам, за какие из них они могут быть привлечены к ответственности и кто, каков размер штрафов и могут ли они быть уменьшены и в какие сроки применение санкций будет законным [4, с. 38].
Данная статья устанавливает несколько специальных и один общий состав правонарушений в сфере трудового законодательства. Специальные из них включают в себя:
— фактический допуск к работе лица, не уполномоченного работодателем (часть 3);
— уклонение от регистрации или ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (часть 4);
— невыплата или неполная выплата заработной платы или других сумм в установленный срок в рамках трудовых отношений (часть 5).
За все остальные нарушения трудового законодательства ответственность привлекается по части 1.
Ответственность для работодателей установлена и другими статьями Административного кодекса Российской Федерации. Например, за нарушения государственных нормативных требований по охране труда работодатели будут привлекаться по статье 5.27.1, за нарушение или неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашениям — по статье 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и забастовкой — по статье 5.34 [2].
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 года (ред. от 01.07.2020) // Российская газета. — 2020. — № 144. — Ст. 8198.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2023.
- Драганчук А. С. Права человека // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. — 2019. — № 3. — С.136.
- Жадан В. Н. О конституционных правах и свободах человека и гражданина в России, их реализации и защите // Юридическая наука. — 2021. — № 4. — С.90.
- Минаев А. В. Административная ответственность как вид юридической ответственности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 1. — С.55.
- Мокрова А. А. Административная ответственность: общая характеристика // E-Scio. — 2020. — № 10. — С.245.
- Степанов Р. А. К вопросу о характере административных правонарушений, посягающих на права граждан // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. — 2023. — № 7. — С.108.