В статье авторы изучили психическую, моральную и нравственную психологическую нагрузку медицинских работников при работе с пациентами с онкологическими заболеваниями.
Ключевые слова: психологическая нагрузка, эмпатия, структура качеств, эмоциональное выгорание.
Социально-экономическое благополучие общества, качество жизни населения во многом зависит от состояния здоровья граждан, их трудовой активности и возможности создания стабильной финансово-экономической базы государства. Поэтому сохранение и укрепление здоровья населения является одним из главных приоритетов государственной политики. В современных условиях здоровье общества во многом определяется деятельностью учреждений здравоохранения.
Работа медицинских работников, полная психических, моральных и нравственных стрессов, является одним из наиболее сложных и ответственных видов человеческой деятельности; медицинские работники являются одной из социальных групп населения, которые не только страдают от всех реальных проблем современной социальной жизни, но и сталкиваются с широким кругом проблем своих пациентов и родственников, что в конечном итоге приводит к значительной социально-психологической нагрузке.
В последние годы особое внимание уделяется совершенствованию медицинского сопровождения населения в новых социально-экономических условиях. С особой остротой обсуждается проблема как качества предоставляемых населению медицинских услуг, так и личностных особенностей медицинского персонала при оказании профессиональных услуг.
Исследователи давно пришли к выводу, что невозможно повысить качество медицинских услуг без изучения специфики работы, психологических особенностей субъекта труда. Однако следует отметить, что подробные профессиограммы отдельных направлений медицинской работы разработаны недостаточно. В то же время можно зафиксировать тенденцию нормативных профессиограмм превосходящих эмпирических и экспертных. Имеющиеся модели, зачастую, не подчиняются системному принципу, отражают либо специфические для врача аспекты познавательных процессов, либо некоторые личностные характеристики.
Психологический анализ деятельности врача, проведенный В. П. Андроновым, А. С. Поповым, А. А. Чазовой, Б. А. Ясько, Б. Д. Карвасарским и др., позволяют найти некоторые данные об особенностях профессиональной подготовки врачей различных специальностей, об основных видах медицинской деятельности, о значимости когнитивных и мотивационных компонентов, характера и темперамента в структуре психологических детерминант. Так, например, Б. А. Ясько выделила и подробно описала основные направления деятельности врача по специальности «Лечебное дело»: профилактическое, диагностическое, терапевтическое, образовательное, организационное, административное, научно-исследовательское и описала основные мероприятия, проводимые в этих областях.
Исследователи утверждают, что не только напряженная и нестабильная социально-экономическая и экологическая ситуация, существующая в настоящее время в нашем обществе, но и профессиональная деятельность медицинского работника вызывает рост различных отклонений в развитии личности. Профессионально важные качества медицинских работников являются необходимым условием для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в сфере работы с людьми, имеющими онкологические заболевания. Отсюда актуальность данного исследования и его несомненная практическая значимость. В ходе исследования мы проанализировали теоретические подходы к исследуемой проблеме, изучили и выявили профессионально важные качества медицинских работников, определили взаимосвязь между личностными характеристиками и синдромом эмоционального выгорания, а также провели качественный и количественный анализ полученных данных.
В нашем исследовании приняли участие 100 медицинских работников в возрасте от 23 до 65 лет, из которых, 50 — врачи и медицинские сестра НКО «Дагестанского центра грудной хирургии» г. Махачкала и 50 — врачи и медицинские сестра «Республиканского онкологического диспансера» г. Махачкала.
Для изучения психологической структуры профессионально важных качеств медицинских работников онкологических центров нами были изучены личностные особенности и эмпатические способности с помощью опросника Р. Б. Кеттелла и В. В. Бойко.
В ходе диагностики профессионально важных качеств мы получили данные, которые подверглись качественной и количественной обработке данных. Результаты в процентном соотношении, математическая обработка показателей с помощью T-критерия Стьюдента и корреляционного анализа, а также сравнительный анализ между группами врачей и медсестер будут описаны ниже.
Исследование эмпатии
Эмпатия нами была рассмотрена как одна из основополагающих характеристик в структуре профессионально важных качеств медицинских работников сырые баллы по всем изучаемым параметрам эмпатии даны в приложении ).
Методика изучения уровня эмпатических способностей В. Бойко позволяют диагностировать общий уровень эмпатии, а также каналов эмпатии. Но, необходимо отметить, что как в группе врачей, так и в группе медсестер, общий уровень суммарных показателей по всем шкалам эмпатии не показали высокий уровень развития (рис. 1., рис. 2), что не говорит о явной выраженности эмпатии, проявления особой чувствительности, связанный, возможно, присутствием некоторого «барьера» в отношениях с пациентами.
Таблица 1
Статистические характеристики различий шкал эмпатии в группе врачей и медсестер
Шкалы методики эмпатии |
средн. значение (врачи) |
средн. значение (медсестра) |
t-значение |
станд. откл-е (врачи) |
станд. откл-е (медсестра) |
Уровень значимости (p) |
Кол-во (N) |
Рациональный канал |
4,14 |
1,86 |
7,114 |
1,772 |
1,428 |
0,000 |
50 |
Эмоциональный |
3,12 |
2,58 |
2,078 |
1,334 |
1,235 |
0,040 |
50 |
Интуитивный |
2,30 |
2,29 |
0,021 |
1,488 |
1,204 |
0,982 |
50 |
Установки |
2,26 |
2,31 |
0,236 |
1,191 |
1,086 |
0,813 |
50 |
Проникающая способность |
2,30 |
3,13 |
-3,243 |
1,164 |
1,414 |
0,001 |
50 |
Идентификация |
2,50 |
2,23 |
1,171 |
1,265 |
0,991 |
0,244 |
50 |
Общий уровень |
16,50 |
14,41 |
3,566 |
3,290 |
2,554 |
0,000 |
50 |
Как показывают нам данные таблицы 1, математические расчеты по статистическому T-критерию Стьюдента, показали статистически достоверные различия, на высоком уровне значимости (p<=0,01) по следующим каналам структуры эмпатии: рациональный канал, проникающая способность и общий уровень эмпатии, а на уровне статистической значимости (p<=0,05) показал достоверные различия по еще одному каналу эмпатии, как эмоциональный канал. Показатели рационального и эмоционального канала статистически достоверно выше у врачей, чем у медсестер, тогда как проникающая способность выше у медсестер по сравнению с врачами.
На основании проведенного нами эмпирического исследования структуры профессионально важных качеств, можно сформулировать следующие выводы:
У исследованных медицинских работников основными составляющими структуры профессионально важных качеств являются такие личностные факторы как, общительность, интеллектуальность, самодисциплина, доминантность, эмоциональная устойчивость. Данные факторы личности, на наш взгляд, являются необходимыми для успешной работы с онкологическими больными пациентами.
Специфичными для деятельности врача являются такие профессионально важные качества как эмпатия, рациональность, ответственность, смелость, конформность, в то время как специфичными для деятельности медсестры являются следующие профессионально важные качества: чувствительность, моральная нормативность, проникающая способность, самостоятельность.
Структура эмпатических способностей, состоящая из каналов эмпатии отличается своей последовательностью у медицинских работников. У врачей она выглядит следующим образом: 1) рациональный канал; 2) эмоциональный; 3) интуитивный; 4) установки; 5) проникающая способность; 6) идентификация. Соответственно, у медсестер: 1) проникающая способность; 2) интуитивный; 3) установки; 4) идентификация; 5) эмоциональный; 6) рациональный канал.
Способность к проявлению эмпатии в большей степени присуща врачам, их показатели смещены в область средних показателей (60 %), тогда как у медсестер в область низких показателей (52 %). По нашему мнению, данный факт является вполне оправданным, поскольку врачи в отличие от медсестер более чувственны к проблемам и нуждам пациента, способны устанавливать доверительные отношения, хоть и не могут проявлять эмпатию в полной мере, из-за присутствия некоторого «барьера» в отношениях с пациентами, связанный со сложностями принятия такого серьезного диагноза пациента, как онкология.
Поскольку представлялось интересным для нашего исследования мы проверили существующие связи между структурой профессионально важных качеств и синдромом эмоционального выгорания медицинских работников.
Синдром эмоционального выгорания исследован с помощью методики К. Маслача и С. Джексона, который показал высокую подверженность врачей к эмоциональному выгоранию, что негативно впоследствии может отразиться на их профессиональной деятельности.
Проведенный корреляционный анализ связей между профессионально важными качествами и синдромом эмоционального выгорания позволяет сформулировать следующие выводы:
С возрастанием способности к рациональной, эмоциональной и проникающей эмпатии у медицинских работников увеличивается подверженность к эмоциональному выгоранию на всех его фазах (эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений).
Высокая выраженность таких личностных качеств как смелость, эмоциональная чувствительность, беспечность, экстраверсия-интроверсия, конформность и моральная нормативность приводят к синдрому эмоционального выгорания на всех фазах.
Проведенное нами эмпирическое исследование позволило подтвердить общую и частные гипотезы. Действительно, существует специфическая структура профессионально важных качеств медицинских работников, имеющая различие у врача и медсестры онкологических центров, обусловленная их профессиональной деятельности. Эмпатические способности в структуре профессионально важных качеств у врачей развиты в большей степени. Имеется связь между профессионально важными качествами медицинских работников и синдромом эмоционального выгорания.
Литература:
- Бакирова З. А. Компетентностный подход к формированию профессионально важных качеств врача-онколога / З. А. Бакирова, Т. В. Ахметова // Креативная хирургия и онкология. — 2011. — No1. — С. 100–103.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — С Пб., 2005.
- Вилюкас В. К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
- Григорьева М. В. //Психология труда. М.: Высш. обр., 2006. 192 с.
- Деркач, А.А., В. Г. Зазыкин. /Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности кадров госслужбы / — М.:РАГС, 2004. — 342 с.
- Ефремов Е. Г., Новиков Ю. Т. Психология труда. М.: Эксмо, 2008. 128 с.
- Иванова Е. М. И. Психологическая системная профессиография. — М.: Пер. Сэ, 2003. — 208 с.
- Ясько Б. А. Психология личности и труда врача. — Ростов-н/Д., 2005.