Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

О реформе контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения экологической безопасности

Юриспруденция
24.04.2023
65
Поделиться
Библиографическое описание
Ерёмина, Я. Э. О реформе контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения экологической безопасности / Я. Э. Ерёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101892/.


В статье анализируются изменения, связанные с проведением административной реформы контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Ключевые слова: экологический надзор, обязательные требования, административная реформа.

В последние несколько лет проводится административная реформа контрольно-надзорной деятельности, в части обновления обязательных требований именуемая «регуляторной гильотиной», которая прежде всего направлена на снижение административных барьеров и административного давления на предпринимательские круги нашего общества и актуализацию законодательства путём создания упорядоченной системы обязательных требований, предъявляемых в самых разных сферах хозяйственного оборота к её участникам.

Сложным и важным направлением данной реформы является реформирование актов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, так как отсутствие кодификации экологического законодательства породило огромный, и порой устаревший, массив нормативно-правовых актов, диктующих те или иные условия и требования к осуществлению предпринимательской деятельности.

При этом необходимо выделить наличие определенных проблем, вызванных осуществлением механизма «регуляторной гильотины», основными из которых являются: недостаточная проработанность самой концепции, а также то, что заявленные в программе сроки на практике не реализованы своевременно в связи со сложностью и необходимостью детальной проработки норм законодательства за обширный период времени.

Проведенные изменения законодательства безусловно свидетельствуют в большинстве своем об обновлении обязательных требований, которые приближены к современным реалиям и направлены на снижение нагрузки на бизнес-сообщество.

Вместе с тем имеются и случаи так называемого «фиктивного обновления» обязательных требований, которое заключается в утверждении аналогичного акта взамен устаревшего в целях формального исполнения плана по необходимости обновления обязательных требований.

Так, например, было отменено распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» [3], которое было заменено распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» [4], которое практически ничем не отличается от предыдущего и представляет перечень наименований.

В условиях реформирования контрольно-надзорной деятельности такая фикция не обоснована и не целесообразна в связи с отсутствием какого-либо изменения административного давления на подконтрольные субъекты. Отмена «устаревших» нормативно-правовых актов и принятие взамен них «новых» актов, которые по своей сути являются дублированием первых, не приводит, по нашему мнению, к достижению целей реформирования контрольно-надзорной деятельности, даже в случае полной поддержки такого подхода со стороны бизнес-сообщества.

Что же касается, реформирования контрольно-надзорной деятельности, то было принято положение о федеральном экологическом государственном надзоре (контроле) [2], в котором контролирующим органом указана лишь Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), а предмет экологического надзора был значительно сужен и конкретизирован. Кроме того, перечень видов федерального экологического контроля (надзора) был исключен из федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ [1], который включал в себя земельный надзор, лесной надзор и другие.

Назревает логичный вопрос: тогда какими полномочиями по осуществлению проверочной и разрешительной деятельности в какой сфере обладают следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральное агентство лесного хозяйства; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека?

Судя по логике обновленного законодательства, экологический надзор перестал был комплексным, охрана окружающей среды посредством проверок теперь касается исключительно вопросов охраны атмосферного воздуха, водных ресурсов и вопросов касательно различных отходов и других объектов надзора, закрепленных в вышеуказанном Положении, а вопросы земель, лесов, парков, животных, охоты и рыболовства и другие — это уже объекты совсем других, похоже самостоятельных, видов государственной проверочной деятельности. Данное обстоятельство представляется в корне неправильным, так как разъединение и так несистематизированного экологического законодательства приведет лишь к усложнению понимания системы правовых актов в области охраны окружающей среды, а также служит целям прямо противоположным проводимой реформе — создания системы понятных обязательных требований.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ. // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (Дата обращения: 15.04.2023)
  2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)». // [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389259/ (Дата обращения: 15.04.2023)
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». // [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/556185052 (Дата обращения: 15.04.2023)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р «Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». // [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/573317451 (Дата обращения: 15.04.2023)
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экологический надзор
обязательные требования
административная реформа
Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 180-182):
Часть 3 (стр. 147-217)
Расположение в файле:
стр. 147стр. 180-182стр. 217

Молодой учёный