В статье рассмотрены главные аспекты правового регулирования резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в РК и в РФ.
Ключевые слова: земельный участок, резервирование земель, муниципальная собственность, РФ.
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой перераспределение земельных ресурсов и ограничение пользования земельным участком в связи с тем, что земельный участок будет использоваться для государственных и муниципальных нужд [1]. Посредством резервирования государство осуществляет свои властные полномочия в сфере земельных отношений, поэтому развитие правового регулирования резервирования земель фиксируется на сочетании публичных и частных интересов в сфере землепользования. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является актуальной проблемой, так как современное законодательство Российской Федерации предусматривает возможность реализации процедуры в случаях:
- Резервированию подлежат земли всех форм собственности, в том числе находящихся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения.
- Резервированию подлежат земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и не предоставленные гражданам и юридическим лицам.
Институт резервирования земель для государственных и муниципальных нужд является актуальным и существует во многих странах. Например, в статье 49–2 Кодекса Республики Казахстан от 20.06.2003 N 442-II ЗРК «Земельный кодекс Республики Казахстан» закреплена информация о резервировании земель для развития населенных пунктов, размещения планируемых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, стратегических объектов, объектов обороны и безопасности, космической деятельности, создания особо охраняемых природных территорий, в том числе защитных лесонасаждений, для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и огородничества, а также для целей недропользования и создания специальных экономических зон или индустриальных зон республиканского или регионального значения. С помощью института резервирования земель право не отграничивает интересы общества с интересами отдельных собственников. В статье 35 Конституции Российской Федерации говорится о существовании частной собственности и допустимости резервирования земель для публичных нужд. Обращаясь к Земельному Кодексу РФ, стоит выделить статью 70.1 Земельного Кодекса, которая полностью посвящена резервированию земель для государственных или муниципальных нужд. Статья 56.1 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Резервирование предусматривает изъятие земель. К примеру, публичный собственник имеет право зарезервировать земельный участок, который находится в его собственности и не предоставлен ни гражданам, ни юридическим лицам. В данной ситуации решение о резервировании ограничивает принятие решений о распоряжении и управлении земельным участком для дальнейшего его использования. Правовое значение подобного ограничения создает основу планирования использования земельных ресурсов.
Резервирование земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является зеленым светом для заинтересованных лиц. Данный вывод подтверждается статьей 70.1 ЗК РФ, которая гласит, что резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, связано с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
Также резервирование земельных ресурсов осуществляется согласно пункту 7 статье 90 ЗК РФ, а именно в целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта. Порядок резервирования земель для указанных целей устанавливается федеральными законами. Проведение процедуры резервирования земель предполагает по собой наличие ограничений прав на землю и ее оборотоспособности. Земельные участки, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, на правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, наряду с принятием решения о резервировании могут быть ограничены права, которые предусмотренные подпунктом 2 и 3 статьи 40 ЗК РФ, а именно подлежит ограничению право возведения зданий, строений, сооружений; также право проведения оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, строительства прудов и иных водных объектов.
Велика вероятность, что собственники земельного участка, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельного участка понесут затраты и убытки, связанные со строительством на зарезервированном земельном участке. Это значит, после принятия решения о резервировании, произведенные улучшения земельного участка, не подлежат компенсации при дальнейшем изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принятие решения о резервировании земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, ограничивает земельные участки в обороте.
Литература:
- Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. — Текст: электронный // ВладейЛегко: [сайт]. — URL: https://vladeilegko.ru/matherial/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/ (дата обращения: 20.04.23).
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147
- Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II.