Применение электронного учебника при обучении физике в военном вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (463) апрель 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Журавлева, Е. В. Применение электронного учебника при обучении физике в военном вузе / Е. В. Журавлева, Н. А. Валуйский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101759/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема повышения качества образования становится актуальнее день ото дня. Использование различных электронных ресурсов позволяет значительно повысить качество обучаемости и обученности курсантов. Применение электронных учебников решает ряд вопросов при подготовке к занятиям и экзаменам.

Ключевые слова: электронный учебник, обучение, физика.

Современные исследования опыта профессиональной подготовки будущих военных специалистов в современных условиях предусматривает поиск путей повышения эффективности качества обучения физике, направленного на формирование целостного профессионального мышления и развития компетенций, дополняющих и углубляющих профилирующую для дисциплины «Физика» общепредметную компетенцию.

Физика, являясь общеобразовательной дисциплиной в военном вузе, изучается курсантами в основном на первом курсе, а непосредственно профессиональные навыки и умения формируются на занятиях по специальным дисциплинам, преподавание которых ведется на старших курсах. Проблема формирования профессиональных компетенций при обучении физике заключается в отсутствии у них мотивации к изучению физики, пассивность и незаинтересованность курсантов в изучаемой дисциплине. Для устранения этой проблемы на занятиях по физике необходимо составлять такие лабораторные и практические работы, в которых, во-первых, курсанты могли бы видеть области применения тех или иных физических законов и явлений в их специальности, во-вторых, использовать современные информационные технологии, одной из которых является использование электронных учебников. Это значительно повышает мотивацию к изучению данной дисциплины.

Целью любого военного образовательного учреждения является обеспечение эффективной подготовки компетентного военного специалиста, способного к самообразованию в условиях информационного образовательного пространства.

Особое место в образовательном процессе занимает использование электронного учебника, который существенно экономит время, необходимое для поиска необходимой информации в классической библиотеке. Особый режим военных вузов не позволяет регулярно и массово посещать городские библиотеки или пользоваться услугами внутренней. Именно поэтому использование электронного учебника должно обеспечить свободный доступ к учебным материалам [1]. Учитывая темпы развития информационных технологий и уровень современного курсанта, хорошо владеющего компьютерными технологиями, но вынужденного изучать физику в военном вузе только в бумажном формате основного «двумерного» учебника, приходим к выводу о том, что электронный учебник является больше необходимостью, чем инновация в военном образовании.

Постоянно ускоряющиеся темпы развития методов и форм образовательного процесса требуют обновления средств обучения, а внедрение информационных технологий позволяет создать обширный справочный и иллюстративный материал (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы), активизируя, таким образом, мыслительную, речевую, физическую и перцептивную виды деятельности человека, что, в свою очередь, ускоряет процесс усвоения материала.

В этом контексте главой военного ведомства генералом армии С. К. Шойгу была поставлена задача завершить формирование единой электронной библиотеки МО РФ к 1 сентября 2016 года. Целью создания данной перспективной модели электронной библиотеки являлась разработка уникального электронного библиотечного комплекса интерактивных электронных учебников, оцифрованных изданий и образовательных материалов учебных заведений МО РФ во всех форматах — с мультимедиа, 3D-форматом, инфографикой, видеокурсами, аудиокнигами и другими форматами подачи учебного материала.

Все учебники, вошедшие в единую электронную библиотеку МО РФ, были оцифрованы по единому для всех вузов стандарту, который представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке, оформлении и практическом использовании данного вида электронного издания в военных образовательных организациях МО РФ.

Содержание текстового электронного издания составляет текстовая информация, в то время как основу изобразительного электронного издания составляют графические образцы объектов, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки [2].

В основу электронного аудиоиздания была положена звуковая информация в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения.

Элементы различной природы основной информации, которые воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки, составляют основу мультимедийного электронного издания [3].

Физика рассматривается как дисциплина, которая в силу своей сложности и фундаментальности, а именно, являясь основой для изучения специальных дисциплин по различным направлениям военного вуза, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных форм представления учебного материала (текст, звук, видео- и графическое изображения, анимацию и тестирующие средства). Тем самым в электронный учебник по данной дисциплине заложен богатый потенциал, представляющий обучающимся принципиально новую «степень свободы», нежели его бумажный аналог. Исследуя особенности использования электронного учебника по физике, можно выделить основные достоинства:

  1. Возможность использования видеоматериала при подготовке к практическим и лабораторным занятиям не индивидуально, а массово, используя технические средства, позволяющие одновременно всей группе рассматривать более сложный материал по различным темам (проектор, интерактивную доску) на самостоятельной подготовке курсантов.
  2. Возможность самопроверки по итогам изучения материала. Так как электронный учебник по физике включает в себя тестирующую оболочку, позволяющую провести входной и выходной контроль знаний по каждой главе учебника.
  3. Универсальность оболочки и простота использования, не требующая специальных навыков пользования электронными учебниками.

Мультимедийность учебника позволяет повысить степень аутентичности изучаемого материала, а также сформировать коммуникативную и культурологическую компетенции с применением новейших образовательных технологий.

Находясь в учебной аудитории или на самоподготовке, курсант сможет без похода в библиотеку, где хранится книжный фонд, получить доступ к любому электронному учебнику по физике, помещённому в открытый доступ. Работа с электронным учебником как средством дистанционного обучения и контроля, соответствующим современным требованиям к преподаванию физики, позволит осуществлять оперативный и объективный контроль обучающихся.

Литература:

  1. Герасименко Т. Л., Ковальчук С. В., Мохова О. Л. Новые информационные технологии и их влияние на совершенствование изучения иностранного языка в высшем учебном заведении// Электронный журнал «Вестник МГОУ» Педагогика. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Sections/View/9?y=2014.
  2. Попова Н. В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «иностранный язык») // http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/515390 /.
  3. Нигей Н. В., Плащевая Е. В. Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 241–244.
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, физик, военный вуз, дисциплина, единая электронная библиотека, МО РФ, образовательный процесс, печатное воспроизведение, учебник, учебный материал.


Похожие статьи

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Применение программного обеспечения при преподавании теоретической механики

Курс теоретической механики является одним из основных профессиональных курсов в программе подготовки специалистов с высшим инженерно-техническим образованием. Начиная с 2021–2022 учебного года, мы обновили некоторые задания самостоятельных работ по ...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности

Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Методика обучения географии

В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Похожие статьи

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

Применение программного обеспечения при преподавании теоретической механики

Курс теоретической механики является одним из основных профессиональных курсов в программе подготовки специалистов с высшим инженерно-техническим образованием. Начиная с 2021–2022 учебного года, мы обновили некоторые задания самостоятельных работ по ...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Применение электронного пособия «Знаки безопасности» для повышения качества обучения в области безопасности жизнедеятельности

Электронное учебно-методическое пособие «Знаки безопасности» способствует повышению качества обучения в области безопасности жизнедеятельности.

Электронный дидактический материал для дистанционного обучения

В статье рассматриваются вопросы создания и использования электронного материала для дистанционного обучения русскому языку студентов национальной аудитории.

Методика обучения географии

В данной статье рассмотрен подход в изучении географии с использованием новой информации из различных источников и грамотное внедрение в учебный процесс. Эта статья будет полезна как в младшей школе, так и в старшей.

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Задать вопрос