Проблема повышения качества образования становится актуальнее день ото дня. Использование различных электронных ресурсов позволяет значительно повысить качество обучаемости и обученности курсантов. Применение электронных учебников решает ряд вопросов при подготовке к занятиям и экзаменам.
Ключевые слова: электронный учебник, обучение, физика.
Современные исследования опыта профессиональной подготовки будущих военных специалистов в современных условиях предусматривает поиск путей повышения эффективности качества обучения физике, направленного на формирование целостного профессионального мышления и развития компетенций, дополняющих и углубляющих профилирующую для дисциплины «Физика» общепредметную компетенцию.
Физика, являясь общеобразовательной дисциплиной в военном вузе, изучается курсантами в основном на первом курсе, а непосредственно профессиональные навыки и умения формируются на занятиях по специальным дисциплинам, преподавание которых ведется на старших курсах. Проблема формирования профессиональных компетенций при обучении физике заключается в отсутствии у них мотивации к изучению физики, пассивность и незаинтересованность курсантов в изучаемой дисциплине. Для устранения этой проблемы на занятиях по физике необходимо составлять такие лабораторные и практические работы, в которых, во-первых, курсанты могли бы видеть области применения тех или иных физических законов и явлений в их специальности, во-вторых, использовать современные информационные технологии, одной из которых является использование электронных учебников. Это значительно повышает мотивацию к изучению данной дисциплины.
Целью любого военного образовательного учреждения является обеспечение эффективной подготовки компетентного военного специалиста, способного к самообразованию в условиях информационного образовательного пространства.
Особое место в образовательном процессе занимает использование электронного учебника, который существенно экономит время, необходимое для поиска необходимой информации в классической библиотеке. Особый режим военных вузов не позволяет регулярно и массово посещать городские библиотеки или пользоваться услугами внутренней. Именно поэтому использование электронного учебника должно обеспечить свободный доступ к учебным материалам [1]. Учитывая темпы развития информационных технологий и уровень современного курсанта, хорошо владеющего компьютерными технологиями, но вынужденного изучать физику в военном вузе только в бумажном формате основного «двумерного» учебника, приходим к выводу о том, что электронный учебник является больше необходимостью, чем инновация в военном образовании.
Постоянно ускоряющиеся темпы развития методов и форм образовательного процесса требуют обновления средств обучения, а внедрение информационных технологий позволяет создать обширный справочный и иллюстративный материал (текст, графика, анимация, звуковые и видеоэлементы), активизируя, таким образом, мыслительную, речевую, физическую и перцептивную виды деятельности человека, что, в свою очередь, ускоряет процесс усвоения материала.
В этом контексте главой военного ведомства генералом армии С. К. Шойгу была поставлена задача завершить формирование единой электронной библиотеки МО РФ к 1 сентября 2016 года. Целью создания данной перспективной модели электронной библиотеки являлась разработка уникального электронного библиотечного комплекса интерактивных электронных учебников, оцифрованных изданий и образовательных материалов учебных заведений МО РФ во всех форматах — с мультимедиа, 3D-форматом, инфографикой, видеокурсами, аудиокнигами и другими форматами подачи учебного материала.
Все учебники, вошедшие в единую электронную библиотеку МО РФ, были оцифрованы по единому для всех вузов стандарту, который представляет собой совокупность требований, обязательных при разработке, оформлении и практическом использовании данного вида электронного издания в военных образовательных организациях МО РФ.
Содержание текстового электронного издания составляет текстовая информация, в то время как основу изобразительного электронного издания составляют графические образцы объектов, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки [2].
В основу электронного аудиоиздания была положена звуковая информация в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения.
Элементы различной природы основной информации, которые воспроизводятся взаимосвязано при помощи соответствующей программной оболочки, составляют основу мультимедийного электронного издания [3].
Физика рассматривается как дисциплина, которая в силу своей сложности и фундаментальности, а именно, являясь основой для изучения специальных дисциплин по различным направлениям военного вуза, предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных форм представления учебного материала (текст, звук, видео- и графическое изображения, анимацию и тестирующие средства). Тем самым в электронный учебник по данной дисциплине заложен богатый потенциал, представляющий обучающимся принципиально новую «степень свободы», нежели его бумажный аналог. Исследуя особенности использования электронного учебника по физике, можно выделить основные достоинства:
- Возможность использования видеоматериала при подготовке к практическим и лабораторным занятиям не индивидуально, а массово, используя технические средства, позволяющие одновременно всей группе рассматривать более сложный материал по различным темам (проектор, интерактивную доску) на самостоятельной подготовке курсантов.
- Возможность самопроверки по итогам изучения материала. Так как электронный учебник по физике включает в себя тестирующую оболочку, позволяющую провести входной и выходной контроль знаний по каждой главе учебника.
- Универсальность оболочки и простота использования, не требующая специальных навыков пользования электронными учебниками.
Мультимедийность учебника позволяет повысить степень аутентичности изучаемого материала, а также сформировать коммуникативную и культурологическую компетенции с применением новейших образовательных технологий.
Находясь в учебной аудитории или на самоподготовке, курсант сможет без похода в библиотеку, где хранится книжный фонд, получить доступ к любому электронному учебнику по физике, помещённому в открытый доступ. Работа с электронным учебником как средством дистанционного обучения и контроля, соответствующим современным требованиям к преподаванию физики, позволит осуществлять оперативный и объективный контроль обучающихся.
Литература:
- Герасименко Т. Л., Ковальчук С. В., Мохова О. Л. Новые информационные технологии и их влияние на совершенствование изучения иностранного языка в высшем учебном заведении// Электронный журнал «Вестник МГОУ» Педагогика. — 2014. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.evestnik-mgou.ru/Sections/View/9?y=2014.
- Попова Н. В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «иностранный язык») // http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/515390 /.
- Нигей Н. В., Плащевая Е. В. Особенности формирования профессиональных компетенций на занятиях по физике в медицинской академии [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 241–244.