Сделки в электронной торговле: гражданско-правовой аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 16.04.2023

Статья просмотрена: 134 раза

Библиографическое описание:

Зоричев, Д. А. Сделки в электронной торговле: гражданско-правовой аспект / Д. А. Зоричев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101640/ (дата обращения: 16.12.2024).



Настоящая статья посвящена гражданско-правовому аспекту сделок в электронной торговле. Их настоящему положению и перспективным направлениям развития, таким как смарт-контракты. Актуальность данной темы обусловлена постоянному эволюционному росту в сфере электронной коммерции и необходимости её проработки с правовой точки зрения.

Ключевые слова: гражданско-правовые отношения, электронная торговля, электронная коммерция, смарт-контракт

This article is devoted to the civil aspect of transactions in electronic commerce. Their current situation and promising areas of development, such as smart contracts. The relevance of this topic is due to the constant evolutionary growth in the field of e-commerce and the need to study it from a legal point of view.

Keywords : civil law relations, e-commerce, e-commerce, smart contract

Современная жизнь человека, так или иначе, неразрывно связанна с ежедневным применением интернет-технологий в быту и работе. Считается абсолютно нормально заказать продукты на дом, канцелярские товары в офис или оплатить билеты на самолет, не выходя из-за компьютерного стола или даже посредством мобильного телефона. Такие возможности современному обществу дает электронная торговля, значительно упрощая повседневную жизнь простого пользователя.

Зачастую обычный пользователь сервисов и площадок электронной-торговли даже не задумывается о том, какие правовые механизмы стоят за привычными действиями, в момент приобретения товара, его доставки и получения покупателем.

Прежде всего, необходимо понимать, что электронная коммерция, по своей сути, является достаточно молодой сферой правоотношений и постоянно претерпевает эволюционные изменения, что требует к ней особого внимания и проработки, как в сфере торговли, маркетинга, финансов и экономики, так и в юридическом плане. В современном российском праве — ситуация кардинально противоположная, электронная коммерция фактически обойдена вниманием законодателя или даже по мнению некоторых юристов — сдерживается отсутствием надлежащей нормативно правовой основы [3].

Такие этапы заключения договора между субъектами электронной торговли, как его возникновение, изменение и прекращение — не регулируются каким-либо специализированным нормативно-правовым актом, созданным с учетом всей специфики такого вида гражданских правоотношений. Вместо этого, применяются нормы присущие дистанционному способу продажи товаров. Само понятие института электронной торговли не имеет легального закрепления. К такому виду правоотношений, на практике применима норма закрепленная в п. 3 ст. 497 ГК РФ [1]. Исходя из нее устанавливается, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара. Таким образом некоторые ученые определяют электронную торговлю, как — вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров посредством информационно-телекоммуникационной сети [4].

Защиту прав потребителя, как и в случае обычных розничных торговых отношений определяет порядок, установленный законодателем в соответствии со ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300–1 «О защите прав потребителей», обязывающий продавца до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора [2].

Немаловажным является тот факт, что потребитель имеет право отказаться в любое время, до момента фактической передачи ему товара, либо в течении семи дней с момента его получения в случае, если порядок отказа и возврата товара надлежащего качества был направлен потребителю в письменном виде. В случае, если данное условие не оговаривалось — в течении трех месяцев с момента передачи товара.

Одним из нововведений в сфере электронной торговли является появление такой разновидности сделок, как смарт-контракт. По мнению А. И. Савельева смарт-контракт определяется как: «умный» договор — договор, существующий в форме программного кода, имплементированного на платформе блокчейн, который обеспечивает автономность и самоисполнимость условий такого договора по наступлении заранее определенных в нем обстоятельств.

В качестве аргумента ученый ссылается на Гражданский Кодекс Российской Федерации, в котором договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей” [5].

Более простым языком, можно описать смарт-контракт как некое программное обеспечение для ЭВМ, которая отслеживает такие важные условия сделки, как сроки исполнения, ответственность за неисполнение, стороны и т. д. При этом подписание идет при помощи инструмента электронной подписи, правовое положение которой регламентируется Федеральным законом «Об электронной подписи» от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Кроме того, смарт-контракт представляет собой договорную конструкцию, заключаемую и существующую исключительно в сети блокчейн, особенностями которой являются: невозможность изменения после попадания в блокчейн, автоматическое исполнение возникающего встречного договорного обязательства без необходимости отдельного волеизъявления сторон договора. Если смарт-контракт не удовлетворяет этим признакам, речь можно вести только об отдельных элементах кода смарт-контракта, который используется в традиционном договоре [6].

Среди ученых юристов все чаще бытует мнение о том, что систему смарт-контрактов стоит признавать как письменную форму договора, представленную в виртуальной среде в виде программного кода. Такая его природа проистекает из условий его заключения, определенности сторон, наступления последствий, сроков исполнения и других важных условий. Е. В. Зайнутдинова считает, что “Признание смарт-контракта в качестве договора позволит признать юридически значимые последствия, происходящие в результате его заключения и исполнения в информационной системе блокчейн с использованием криптографических методов, а именно — переход прав на цифровые финансовые активы” [7].

Электронная торговля — являет собой сферу с высоким потенциалом развития и важности для общества. Она постоянно развивается и дополняется новыми механизмами и системами. Такое положение вызывает правовой вакуум, создавая необходимость создания специализированного нормативно-правового регулирования в виде отдельного федерального закона, для нужд регламентирования гражданско-правовых отношений в рамках электронной торговли. К сожалению, на данный момент, такой закон находится в стадии замороженного законопроекта и вряд ли его доработка и принятие произойдет в ближайшие годы.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022. Ст. 493
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300–1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей». Ст. 26.1.
  3. Андреева Л. В. Элементы цифровых технологий в торговой и закупочной деятельности (правовой аспект) // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2019. № 1. С. 15–21
  4. Руденко Е. Ю., Усенко А. С. Понятие и правовое регулирование электронной торговли // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 111. С. 708–720.
  5. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3. С. 32–60.
  6. Чурилов А. Ю. К проблеме понятия и правовой природы смарт-контракта // Юрист. 2020. № 7. С. 25–30.
  7. Зайнутдинова Е. В. Смарт-контракт: возникновение и развитие в гражданском праве // Предпринимательское право. 2020. № 3. С. 25–32.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная торговля, электронная коммерция, программный код, срок исполнения, электронная подпись.


Похожие статьи

К вопросу о разрешении трансграничных споров в области электронной торговли с участием потребителя

В данной статье рассматриваются проблемные аспекты разрешения трансграничных споров в области электронной торговли.

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Электронная форма сделок, заключаемых в рамках электронной торговли

На сегодняшний день цифровую экономику рассматривают в качестве одного из основных факторов экономического развития государств. При этом немаловажным остается то обстоятельство, что одним из перспективных инструментов, которые могут поспособствовать ...

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых отношений

В статье рассмотрены сущность понятия «интернет-банкинг» и его законодательное регулирование в РФ, рассмотрен ряд исследований, связанных со сферой интернет-банкинга, выделены преимущества и недостатки данного вида финансовых отношений, а также проан...

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок

В данной статье рассмотрены проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок. Проанализированы характерные особенности электронных сделок. Выявлена и обоснована необходимость более детального правового регулирования электронной подписи.

Экономические факторы территориальной дифференциации потребительской интернет-торговли в ЕС-27

В статье рассматривается развитие такого относительно нового явления европейской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются экономические факторы, обуславливающие территориальную неравномерность в развитии данной отр...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Похожие статьи

К вопросу о разрешении трансграничных споров в области электронной торговли с участием потребителя

В данной статье рассматриваются проблемные аспекты разрешения трансграничных споров в области электронной торговли.

Общая характеристика договора дистанционной розничной купли-продажи

В свете развития информационных технологий дистанционная продажа товаров становится все более востребованной. Проблемы правового регулирования возникают при заключении договоров, также остается открытым вопрос идентификации участников сделки. В итоге...

Электронная форма сделок, заключаемых в рамках электронной торговли

На сегодняшний день цифровую экономику рассматривают в качестве одного из основных факторов экономического развития государств. При этом немаловажным остается то обстоятельство, что одним из перспективных инструментов, которые могут поспособствовать ...

Некоторые проблемы защиты прав потребителей в сфере дистанционной торговли

В статье рассматриваются проблемы защиты прав потребителей, участвующих в дистанционной торговле. На основе анализа законодательства как международного, так и российского, судебной практики сделаны выводы теоретического и практического характера, нап...

Проблемы налогообложения электронной коммерции на современном этапе

В статье рассматривается электронная коммерция как направление бизнеса в мире и России, рассказывается про преимущества и перспективы электронной коммерции. Раскрываются проблемные аспекты налогообложения Российской Федерации в области электронной ко...

Интернет-банкинг: современный вид сетевых финансовых отношений

В статье рассмотрены сущность понятия «интернет-банкинг» и его законодательное регулирование в РФ, рассмотрен ряд исследований, связанных со сферой интернет-банкинга, выделены преимущества и недостатки данного вида финансовых отношений, а также проан...

Роль электронной коммерции в международной торговле

В статье рассмотрены виды электронной коммерции. Представлены преимущества и недостатки для различных субъектов экономических отношений. Приведены данные о развитии электронной коммерции в ряде ведущих стран, определены перспективы дальнейшего развит...

Проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок

В данной статье рассмотрены проблемы гражданско-правового регулирования электронных сделок. Проанализированы характерные особенности электронных сделок. Выявлена и обоснована необходимость более детального правового регулирования электронной подписи.

Экономические факторы территориальной дифференциации потребительской интернет-торговли в ЕС-27

В статье рассматривается развитие такого относительно нового явления европейской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются экономические факторы, обуславливающие территориальную неравномерность в развитии данной отр...

Проблемы рынка экспресс-перевозок в России

Статья посвящена важнейшим особенностям российского рынка экспресс-доставки, его специфическим чертам и основным отличиям от международного рынка экспресс-услуг. Также в работе наглядно представлены актуальные проблемы рынка экспресс-перевозок в Росс...

Задать вопрос