В статье представлен упражнения, которые направлены на развитие мелкой моторики у детей с ТМНР.
Ключевые слова: дети с ТМНР, развитие мелкой моторики, пальчиковые игры и упражнения.
В психическом развитии детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) важная роль принадлежит изобразительной деятельности, как первому продуктивному виду деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности возможно корректирование недостатков познавательной деятельности ребёнка, расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающего мира, освоение способов деятельности, коррекцию различных анализаторов. Изобразительная деятельность важна как для овладения умением рисовать, так и для развития общих способностей, которые будут необходимы для других видов деятельности.
У детей с ТМНР проявляются грубое недоразвитее мелкой моторики рук, недостаточная координированность и целенаправленность движений. Из наблюдений Г. И. Жаренкова видно, что детей испытывают большие трудности при удержании шаблона в процессе работы, наблюдается его соскальзывание. Линейка также меняет свое исходное положение, часто не проходит через намеченные точки, вместо намеченной линии получается «ступенчатая». Не происходит точное совпадение следа и сгиба бумаги с линиями разметки карандашом. Многие дети неверно держат карандаш, сильно нажимают им на бумагу, в результате бумага разрывается. Или же наоборот дети слишком слабо нажимают карандашом на бумагу и не оставляют след.
Большие трудности обнаруживаются у детей с ТМНР при работе с ножницами. Они не знают и не придерживаются основных правил этой работы, наблюдается неправильная хватка ножниц, не умеют правильно резать бумагу по намеченным линиям разметки, часто минуют ее, закрывают лезвие ножниц в процессе резания, не соблюдая правила безопасности работы.
Недостаточность ручных умений и навыков у детей проявляются в работе с красками и кисточкой. Дети не могут контролировать количество краски, набираемой на кисточку, используют слишком много воды из-за чего бумага размокает и рвется. В результате дети не получают качественно выполненную работу, испытывают неудовлетворенность результатом своего труда. У детей пропадает желание заниматься изобразительной деятельностью. В связи с этим необходимо проводить коррекционно-развивающую работу по развитие мелкой моторики рук.
В педагогике хорошо известно и широко применяется такое эффективное средство для развития мелкой моторики, как пальцевые игры и упражнения.
Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.
Массаж рук «Улитка»
Домик едет по тропинке — объезжает все травинки.
(Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу)
То улитка ползёт, домик на себе везёт.
(«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу)
Вот подул ветерок, закачался листок. (Поколачивание кулачками)
И опять по травинке
(Поглаживание руки ладонью)
Медленно ползёт улитка.
(При повторении делается массаж другой руки)
Массаж пальцев рук «Блины»
Ой, лады! Ой, лады!
Мы блинов напекли.
Первый дадим зайке, зайке-попрыгайке,
А второй — лисичке, рыженькой сестричке,
Третий дадим мишке, бурому братишке,
Блин четвёртый котику, котику с усами,
Пятый блин поджарим и съедим мы сами.
(Хлопают то одна рука сверху, то другая.
Поочерёдно массируют пальцы,
начиная с большого)
Массаж подушечек пальцев «Зверята»
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегимотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)
(Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки — смена рук.)
Упражнения с карандашами.
«Утюжок». Дети катают карандаш по столу ладошками.
« Добываем огонь ». Дети катают карандаш между ладошками.
« Горка ». Скатывание карандаша с тыльной поверхности руки.
« Вертолет ». Крутим карандаш пальцами в воздухе.
« Подъемный кран ». Дети поднимают карандаш меняя пары пальцев (без большого).
« Качалочка ». Необходимо зажать карандаш между большим и указательным пальцами и качать из стороны в сторону.
Упражнения с природным материалом
«Покрути шишку»
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2–3 минуты.
« Покатай шишку»
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1–3 минуты.
« Грецкий орех»
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
«Пересыпь орешки»
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1–2 минуты.
«Зёрнышки»
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
« Рисование на крупе».
Насыпьте на поднос крупу. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по крупе. Начать можно с простых фигур — линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание. Затем ребенок выполняет задание самостоятельно.
« Баночки с крупами»
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
Упражнения с предметами.
« Волшебная шкатулка»
Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.
«Бусы»
Нанизывание бусин на шнурок.
Шнуровка
Основой для шнуровки могут быть картонные шаблоны, вырезанные в форме одежды, обуви, животных и др. в шаблоне необходимо пробить отверстия. Для игры можно использовать шнурок или атласную ленту. Дети должны продевать шнурок в отверстия.
Расстегивание и застегивание различных замков (молний, липучек, кнопок и т. д.)
Игры с прищепками.
«Солнышко»
Шаблон солнца или вырезанный круг желтого цвета, прищепки большие — желтые, маленькие — красные.
Ход игры: в начале игры загадать загадку:
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …(солнце)
После того как дети догадаются, что это солнце, необходимо прикрепить к солнышку прищепки по величине, цвету, сопровождая действия заучиванием стихотворения:
Солнышко утром рано встаёт,
Лучики тянет — тепло нам дает.
«Цветок»
Шаблоны цветов, прищепки основных цветов.
ХОД ИГРЫ : Детям предлагается прикрепить недостающие части в рисунке прищепками, сопровождая действия заучиванием небольших стихотворений:
Во дворе растут цветы,
Небывалой красоты,
Желтый, красный, голубой
Выбирай себе любой!
Дети выбирают прищепки нужного цвета и прикрепляют к шаблону.
«Ёжик»
Шаблон ежика, прищепки.
Ход игры:Даём ребенку вырезанную из картона заготовку ёжика, на которой нарисованы глаза, нос, уши, но без иголок. Загадываем загадку:
Вместо шубки лишь иголки,
Не страшны ему и волки,
Колкий шар не видно ножек,
Звать его, конечно… (ёжик)
Отгадав загадку, дети с удовольствием прикрепляют прищепки по периметру ежика.
Занятия для развития активности мелких мышц имеют огромное значение в общем развитии ребенка. Их роль в формировании основных навыков, которые ребенок приобретает за короткий срок, очень велика. Играя с пальчиками, ребенок учится запоминать последовательность движений и положение рук. Если занятия проводятся в сопровождении ритмичных стихотворений, у него развивается память. Если слова сопровождаются ритмичным движением, то текст запоминается гораздо быстрее. Развивая гибкость и силу пальчиков в упражнениях, ребенок готовит руки к письму. Благодаря подражательным способностям, ребенок становится более внимательным.
Литература:
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В.Секачев, 2002–112с., илл.
- Мачихина В. Ф. Организационно — педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. — 1992. — № 4 — С.19
- Чернова, Е. И., Тимофеева Е. Ю. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ. Упражнения на развитие мелкой моторики. — Санкт-Петербург: КОРОНА-Век, 2007.