В настоящее время в условиях реформирования социально-экономической, политической и культурной жизни страны, демократизации и гуманизации средней и высшей школы, обновленной системы образования становятся актуальными вопросы и проблемы повышения эффективности и качества обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки их к трудовой и общественной деятельности в условиях рыночной экономики [1].
Самые важные ориентиры современной педагогической науки и политики образования, цели образования нашли свое место в новых образовательных стандартах. По существу, их возможно обозначить как формирование базовых компетентностей современного человека:
— информационная (умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
— коммуникативная (умения эффективно сотрудничать с другими людьми);
— самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
— самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) [2].
Развитие школы в современных условиях обновленного содержания образования может проходить с применением инноваций. Сегодня невозможно говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации. Роль учителя заключается не в сообщении более яснее, понятнее, красочнее той информации, которая заключена в учебнике, а в том, чтобы быть организатором познавательной деятельности ученика. Учителю необходимо организовать и управлять учебной деятельностью ученика. Этого можно достигнуть с помощью современных педагогических технологий. Министерством образования Республики Казахстан были проведены мониторинговые исследования. В данном исследовании приняли участия учителя — предметники, которые делились своим опытом применения различных педагогических технологий. Самыми интересными были отмечены: проблемное обучение, модульное обучение, информационно-коммуникативные технологии, личностно — ориентированная технология обучения, технология разноуровневых заданий, кейс-технология, технология проектно-исследовательской деятельности [3].
Рассмотрим те педагогические технологии, которые возможно использовать при проведении уроков по предмету «Геометрия» у учащихся 7 и 8 классов.
Основой технологии проблемного обучения являются теоретические положения философа, психолога и педагога Д. Дьюи. В настоящее время проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предусматривает создание учителем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся для решения этих ситуаций. Таким образом осуществляется творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Целью данной технологии является приобретение ЗУН, самостоятельная деятельность учащихся, формирование познавательных и творческих способностей. В современной теории проблемного обучения существует два вида проблемных ситуаций. Первая — педагогическая, которая формируется с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, которые выделяют новизну, важность, красоту и другие особенные качества объекта познания. Вторая — психологическая, такие легкие познавательные задачи не вызывают особых трудностей у детей. Такая педагогическая технология может быть использована на всех этапах процесса обучения: объяснение, закрепление, контроль [4].
Данную технологию применяет на уроках математики учитель средней школы № 22 города Костаная Станогина Н. В., которая определяет технологию проблемного обучения как педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое, в свою очередь, направленно на решение учебных проблем, приводящее к новым знаниям и практическому опыту. Как результат применения данной технологии Станогина Н. В. приводит различные призовые места на таких олимпиадах и конкурсах как: республиканская Юниорская олимпиада для школьников 7–8 классов, республиканский конкурс «Ак-бота», командная олимпиада «Тенгри» и другие. Педагог отмечает самые эффективные приемы для реализации этой технологии и дает некоторые советы: 1) проблемное начало урока (необходимо задать вопрос, ответ на который дети еще не знают, таким образом можно привлечь внимание детей и сосредоточить их внимание на этой проблеме); 2) проблемное изложение материала (необходимо только задавать направление движения, показать задачу, а затем обсуждать с детьми способы решения задачи и вместе продвигаться к ответу); 3) проблемные задания или задания на развитие функциональной грамотности, полностью решаемые учениками (важно давать детям задачу и предлагать им самим найти пути и способы ее решения; важно не подсказывать, а направлять); 4) проблема, найденная детьми — вершина проблемного обучения; ученики сами сформулируют задачу и сами ее решат (нужно быть рядом, направлять, если необходимо — провоцировать на новые идеи) [1].
Рассмотрим модульно-блочную технологию, которую использует учитель математики Снигур Ю. А., которая определяет, что применение блочно-модульной технологии обучения математике имеет следующие преимущества: большое внимание уделяется основным понятиям предметов; материал выступает не отдельной единицей, а в роли выделенного из большей основной структурной единицы. Данная педагогическая технология обучения математики основывается на создании блоков.
Первый модуль называется модулем практического применения. Здесь проводится связь с другими предметами и примерами из жизни и собственного опыта. Важнейшее место в этом модуле занимает урок, под которым подразумевается восприятие, осмысление и обобщение отдельных фактов. По итогу у учащихся формируются основные понятия, категории и системы, которые ведут к овладению более сложной системы знаний и усвоению основных теорий различных тем.
Второй модуль носит название модуль-консультация. Рекомендуется проводить нестандартные уроки, уроки с применением ИКТ, урок-консультация, урок-соревнование и другие. Главная задача этого модуля — устранение пробелов в знаниях у учащихся.
Третий модуль — модуль предварительного контроля. Необходимо проводить различные самостоятельные, практические работы, текущий контроль, контроль выполнения домашних заданий. Предварительное выявление пробелов в знания у обучающихся с целью предупреждения отставаний и неуспеваемости отдельных учащихся.
Четвертый модуль — модуль контроля. Систематично проводится контроль и анализ знаний и умения учащихся с помощью тестов, тематических контрольных работ и зачетов.
Таким образом, чтобы достичь успеха, важна не только высокое качество работы учителя, но и активность учащихся, их интерес к обучению и желание самостоятельно получать знания. С этой целью важно организовывать урок таким образом, чтобы вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность для усвоения новых знаний и успешному применению их на практике [1].
Следующая педагогическая технология — информационно-коммуникативная. В общепринятом понимании информационно-коммуникационные технологии — это применение компьютерных технологий, телекоммуникационных средств при организации и проведении учебного процесса. Одной из главнейших целей педагогов является развитие личности, которая может адаптироваться к новым условиям современной жизни, а также организация и ведение учебного процесса [4].
Калишева Г. А. отмечает преимущества ИКТ на уроках математики. Учителю, который применяет в своей работе ИКТ с 2010 года удалось индивидуализировать учебный процесс, сформировать условия для развития самостоятельности обучающихся, повысить интерес к предмету, увеличить качество наглядности на уроках, снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования, придать урокам динамизм и выразительность, повысить эффективность обучения [1].
Одним из примеров применения ИКТ на уроках геометрии может служить программа Geogebra. Это такое программное обеспечение по математике для школ, которое объединяет геометрию, алгебру и математический анализ. В разрезе геометрии Geogebra это интерактивная система, в которой возможно сделать конструкции точек, векторов, отрезков, прямых, многоугольников и конических сечений, функций и их динамические изменения [5].
Целью технологии личностно-ориентированного обучения является развитие ученика, формирование условий для его самореализации, определение личные способности и возможности учащихся. Якиманская И. С. в своей работе «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения» определяет, что в данной технологии самым главным является личность ребенка, его опыт, самостоятельность, самобытность [6].
Важнейшим моментом является то, что в данной технологии нет авторитарного стиля преподавания, отношения между учеником и учителем становятся субъект-субъектными. В данной технологии учитель становится партнером, координатором, советчиком для обучающихся. Также, важным аспектом здесь является целеполагание. Необходимо сформировать такую учебную деятельность, чтобы ученик стал субъектом, который заинтересован в обучении и саморазвитии [7].
Технология разноуровневых заданий находит широкое применение у учителей математики. Тканченко Е. Ю. отмечает, что целью данной педагогической технологии является усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития, с учетом особенностей его субъектного опыта. Благодаря этой технологии каждый обучающийся может показать свои знания по геометрии на выбранном уровне сложности. Что в последующем ведет к повышению активности обучающихся, к увеличению работоспособности, мотивации к изучению предмета и улучшению качества знаний. Некоторые рекомендации для применения данной педагогической технологии от учителей:
— критерии для отбора учеников в разные уровни: результаты тестирования знаний базового материала, желание самих обучающихся, рекомендации психолога.
— работа должна быть целенаправленной и систематичной;
— создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития [1].
Еще одной образовательной технологией является «кейс-технология». Это интерактивная технология обучения, целью которой является приобретение учащимися знаний, умений и личностных качеств, посредством анализа и решения настоящих или смоделированных проблемных ситуаций, которые представлены в виде кейса. Суть технологии заключается в том, что ученикам предложена ситуация, которая содержит противоречие или вопрос и может спровоцировать активное обсуждение. Учащимся необходимо проанализировать ситуацию с помощью имеющихся знаний, либо дополнительных материалов, разобраться в ней, представить потенциальные способы решения и выбрать наилучший. Альтернативных решений может быть несколько, а оптимальное решение может быть одно [8].
К целям кейс-технологии относятся:
— отработка умений работы с информацией;
— активизация познавательной деятельности;
— повышение мотивации к учебному процессу;
— умение делать правильный вывод при групповом анализе;
— получение навыка четкого и точного изложения собственной точки зрения;
— приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Кейсы бывают практическими, обучающими и научно-исследовательскими. В практическом кейсе детально отображается настоящая жизненная ситуация. Здесь учебное назначение заключается в тренинге обучающихся, в закреплении знаний, умений и навыков поведения (принятие решений) в определенной ситуации. Такой кейс должен быть наглядным и максимально детальным. Второй кейс — обучающий. Здесь используются типовые ситуации, которые часто встречаются в жизни. Однако сама ситуация, проблема и сюжет не настоящие, а такие, какими они могут быть в жизни, но не отражают жизнь в точности. И третий кейс называется научно-исследовательским, который выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. В данном кейсе обучающая функция заключается в исследовательских процедурах [9].
В кейсе для урока геометрии 7 класса можно увидеть, что используются также информационно-коммуникационная технология, проблемное обучение, работа в группах, исследовательская деятельность. То есть изначально перед учениками ставится проблемный вопрос, на который они должны будут ответить после проведенного исследования и как доказательство предоставить презентацию.
Следующей технологией рассмотрим технологию проектно-исследовательской деятельности. По-другому данную технологию называют методом проектов. Основой этой технологии является развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно приобретать знания и ориентироваться в информационном потоке, формирование критического мышления. Существует множество видов проектов. Наиболее подходящие виды, которые можно осуществить в рамках курса «Геометрия», это исследовательский, прикладной, ознакомительно-ориентировочный [9].
Любая тема из календарно-тематического плана может стать темой исследовательской работы по геометрии. Можно предложить связать тему урока по геометрии с жизнью, таким образом может быть проведена исследовательская работа. Ученикам можно предложить решить нестандартную задачу и это тоже будет исследовательская деятельность. Также ученики сами могут предложить тему, которая их заинтересовала. Работа может быть выполнена как одним учеником, так и группой обучающихся. Также, проектная деятельность может быть организована как на один урок, так и на один учебный год, а может даже и на несколько учебных лет. Это зависит от темы работы и выбранного метода.
В заключении следует отметить, что в настоящее время существует множество различных педагогических технологий, которые могут быть применены на уроках геометрии. Акцент делается на самостоятельную работу обучающихся, на умение работать с огромным потоком информации, на использование информационно-коммуникационных технологий, на применение разноуровневых заданий на уроках геометрии.
Литература:
1 Национальная академия образования им. И.Алтынсарина //Методическое пособие // Педагогические технологии обучения: опыт, инновации, внедрение. — Астана — 2015 год
2 Даутова О. Б., Иваньшина Е. В. Современные педагогические технологии — КАРО — 2013 год
3 Еркина С. Л., Современные образовательные технологии
4 «Современные образовательные технологии как средство реализации ФГОС» — Москва — Издательская группа «Основа»
5 Hohenwarter J., Hohenwarter M. введение в Geogebra — 2012 год
6 Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — Москва: Педагогика — 1996 год
7 Шехонин А. А., Тарлыков В. А., Харитонова О. В., Багаутдинова А. Ш., Джавлах Е. С. Интерактивные технологии в образовательном процессе Университета ИТМО. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Университет ИТМО — 2017 год
8 Матыцина А. Ю., Использование кейс-технологии на уроках математики для развития универсальных учебных действий школьников. Мастер-класс — 2018год
9 Полат Е. С., М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед. вузов и системы повышен. квалифицир. пед. кадров / — М.: Академия, 2000 год