В статье рассказывается об историях и духовных смыслах мира и доверия, которые являются прекрасными характеристиками туркменского народа и мира, и их роль в современном туркменском обществе. В сознание туркмен представлены свидетельства из исторических сведений о формирование таких качеств как доверие, понимание, и благородное добрососедства.
Ключевые слова : миролюбивый, мир и доверие, благородное добрососедства, понимание, нейтралитет.
Миролюбивый — этот персонаж занимает вечное место в сердцах и умах туркмен. Если посмотреть на мирное урегулирование нескольких конфликтов в истории на основе каких-то легенд, то можно понять, как этот замечательный персонаж укоренился в сознании туркмен. Шукур Багши, который выбирает свое оружие вместо войны и решает большую проблему мирным путем с помощью своего оружия, доказывает нации, что концепция мира может быть решена с помощью искусства [1,2].
Страна Маргуш вписана в славную историю туркменского народа. По предположениям мировых ученых, здесь зародилась религия зороастризм. В «Авесте», священной книге этой религии, можно найти такие предложения: «Договор между отцом и сыном имеет силу ста договоров. Слово между двумя странами стоит тысячи слов! В главе «Описание отправки Огузами своих сыновей в Румский велаят и их положение», написанной Саларом Харидари, сыном Салар-баба Гюльалы, туркменского ученого XVI века и хранящейся в Ашхабаде, Огуз-хан с радостью совершенство и счастье в его сыновьях. Когда он послал своих шестерых сыновей: трех сыновей к Перену и трех сыновей к Руму, Огуз был доволен ими, потому что они не грабили людей на своих местах, были справедливы и мудро обдумывали каждое свое действие. Содержание труда ценно тем, что показывает, что сыновья Огуз-хана, вождя страны, следовали всем мудрым, добрым словам и примерным поступкам своих отцов, духовным нравам, литературе и устоям туркменского народа. Достигла уровня, став образцом для народов мира. Через экономические, политические и культурные отношения между соседями творения людей передаются друг другу, что ведет к расширению духовных ресурсов друг друга. Одним из наиболее распространенных у народов произведений такого рода является эпос «Гёроглы». Есть большой смысл в совете Жыгалыбека Ровше: «Будь счастлив, когда люди увидят тебя, верь на слово и давай советы» [4].
Наши предки, огузы, парфяне и сельджуки, поддерживали дружеские дипломатические отношения с несколькими стран мира. Например, Парфянское государство, возникшее более двух тысяч лет назад, поддерживало дружественные дипломатические отношения с Китаем, Римом и другими странами. Послы из этих стран приезжали регулярно. Парфяне с большим уважением относились к договорам и соглашениям, заключенным для поддержания мирных отношений.
Характер мира определяется историческим уровнем развития общества. В раннем средневековье возросла роль дипломатии в мирных и гармоничных отношениях. В связи с этим в качестве основных принципов международных отношений выдвигаются такие понятия, как равенство наций и уважение их суверенитета. Таким образом, мир характеризуется как важная сфера, определяющая характер политико-дипломатических отношений и содержание международных документов. Например, Кеймир Кор (сердар), который был вождем своего народа в трудный период исторической жизни, сказал: «Зачем точить меч, если можно решить его словами?». Во всех проявлениях богатого культурного наследия туркменского народа главное место всегда занимают миролюбивые тона. Великий туркменский полководец Байрам-хан Туркмен говорит: «Жить в согласии и единстве с кем-то — более сильное искусство, чем кого-то победить». Можно также привести слова Мубарека Шаха (советника Шамсуддина Илтутмуша, туркменского правителя Делийского султаната): «Не стремись к войне, даже если число людей в твоей армии больше, чем количество людей в неприятельской армии... Надлежащий мир лучше неуместной войны. Потому что никогда не знаешь, чем закончится война. Такой мир лучше победы [4].
Следует отметить, что для национального самосознания нашего народа характерны широта взглядов, миролюбие, добрососедство, уважение к религии, языку и культуре других народов, в результате чего укореняется принцип нейтралитета из сознания и глубокой истории нашего народа. Нейтралитет — плод чистой души, человечности и чистой совести нашего народа. Миролюбие, примирение, добрососедство — особые ценности, присущие туркменам. Такие качества, как терпеливость, дружба, добрососедство, верность, издревле свойственные туркменскому народу, -сегодня дают свои неповторимые плоды. Чтобы нация жила благополучно в мирной жизни, обязательно нужно единство. Последовательность — это принцип, который связывает воедино идеи человечества, соответствующие законам человечества. Туркменский народ постоянно заботится о том, чтобы каждое молодое поколение росло халяльной личностью, чтобы здоровое поколение занимало свое место в здоровом обществе. Конечно, самым важным фактором для этого является мир на земле [1,2].
Великое парфянское государство вошло в историю как первое государство, имевшее тесные политические и дипломатические отношения с Китаем на Востоке и Римом на Западе. Согласно точным историческим данным, договор о нейтралитете был заключен между Парфией и Римом в I веке до н. э. Даже в те времена понятие нейтралитета для наших предков было не только словесным, но и определялось через договоры. Миролюбие, возможная война, примирение с противоположным, терпимость, добрососедство, осуждение стороны — вот ценности, свойственные туркмену, его разуму и крови, мудрости и душе.
Как известно, у туркменского народа существовали уникальные гуманистические правила, обычаи и традиции под названием «товеллачылик», и эта замечательная традиция продолжается и сегодня. Если есть спор, он собирается тусоваться со старейшинами. Даже сегодня мы являемся свидетелями плохого поведения тех, кто не получает их молитв. Представления нашего народа о мире укоренились во всех аспектах национальных принципов. Они уделяли этому большое внимание, думая, что главным решением непонимания и конфликта между двумя людьми является примирение. Эта замечательная традиция оттачивалась веками и прочно вошла в духовное сознание нашего народа. Примирение означает прийти к соглашению, основанному на словах и мудрости. Чтобы создать гармонию, единство и мирную жизнь, наш народ прежде всего основывается на принципах мира. В результате укоренения в духовном сознании нашего народа молитва стала главным орудием сохранения мира и мирной жизни.
Поощрение предотвращает многие большие ошибки, и люди направляются в правильном направлении [4].
«Где мир, там нет войны» — эта мысль есть результат конкретного жизненного опыта, это общеизвестный принцип. Оригинальные, этические принципы принесли честь и славу нашему народу. Эти принципы стоят на первом месте в вопросах уважения к родителям, стране и межгосударственным отношениям. Однако туркменские воины умело владели оружием верхом на лошадях и в случае необходимости показывали отличный пример отваги и равнодушия. Но, как показывает история, туркмены никогда не берутся за оружие первыми, всегда оставляют место для консультаций и договоренностей. Существует также традиция сбора общины и консультаций. В это время обсуждается тавелла, определяются старейшины, которые будут участвовать в тавелле, место назначения и время. Следует отметить, что на протяжении всей истории доска использовалась для множества других целей. Но предварительный совет — это уже начало достижения консенсуса. Следует отметить, что советы и ларьки были зачатками превентивной дипломатии сначала между двумя людьми, а затем и между отдельными родами, деревнями и даже государствами [4].
Если обратиться к легендам «Горкут ата» и «Гёроглы», занимающим важное место в духовности туркмен, то на многих примерах можно обнаружить, что добрососедство пытается предотвратить возможную войну, примирить войну, решить проблема мирным путем. Если вы внимательно посмотрите на героев книги «Гёроглы» и «Горкут ата», вы никогда не увидите мест, где они касаются друг друга и оскорбляются [4]. Даже против наступившего на него врага он говорит прежде всего добрыми словами, а в конце действует только для того, чтобы победить врага и не столкнуться с врагом: Это видно из строк, «Не гонись за временем», «У меня есть шанс — я не сдамся», «Чит — это тоже оружие» [3].
Литература:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Музыка мира, музыка дружбы и братства. — A.: ТГИС, 2016.
2. Гурбангулы Бердымухамедов. Нейтральный Туркменистан. — A.: ТГИС, 2015.
3. Paýhas çeşmesi. A.:TDNG, 2016.
4. S.Süleýmanow. Bagtyýarlyk waspnamasy. — A.: Ylym, 2013.