В статье рассказывается о музыкально-этнографических приездах известного фольклориста В.Успенского, проделавшего огромную работу по всемирному распространению туркменской народной музыки, и его нотах о фольклорной народной музыке, собирал во время приездов. Ещё будут представлены напоминание о мастерах-музыкантах, исполняющих музыку. В результате с приходом в наши дни некоторых туркменских музыкальных произведений выясняется научное значение написанной В.Успенским и В.Беляевым книги «Туркменская музыка».
Ключевые слова : дутар и киджак, багши , музыкант, туркменская музыка, музыкально-этнографический.
Песни, выходящие из-под ширванской завесы дутара и киджака, в исполнении туркменских багши, определяющие своим бархатным голосом мир, песни, имя которых стало легендарным, являются ярким выражением славной истории туркменского народа. Уникальный тон туркменской музыки напоминает нам об истории туркменского народа. Эти тона создают в сознании слушателя всевозможные моменты, иногда напряженные, иногда грустные и радостные [1,2].
Большое значение в широком изучении туркменской музыки и ее развитии по сей день имеет и работа зарубежных музыковедов. Виктор Александрович Успенский — один из тех, кто всю свою жизнь посвятил туркменской музыке. Успенский побывал в разных уголках Туркменистана и собрал сведения о прекрасной туркменской музыке. Свою книгу «Туркменская музыка» он написал вместе с Виктором Михайловичем Беляевым, положив их на ноты. В этой книге описываются ноты Успенского, а также некоторые интересные факты из туркменской истории. Конечно, эта книга, которой более века, до сих пор находится в руках наших мастеров-музыкантов. Потому что в книге собраны лучшие воспоминания из жизни мастера. Что касается музыкально-этнографического визита Успенского в Туркменистан, то он начал свой первый визит в 1925 году из Мерва, то есть Марыйской области [3]. У Успенского очень впечатляющие воспоминания об исторических памятниках, людях и культуре людей. В частности, он также рассказывает о большом базаре Мары того времени и оживленной торговле в городе. Он в Мары была в гостях у Мухаммедмырата Непеслиева, жившего в то время в селе Бай оба, известного человека того времени, посвятившего себя музыке, и подружилась с ним. Там с помощью Мухаммедырата Непеслиева Успенский начинает записывать туркменскую музыку в свои тетради. Поскольку сам Мухаммедмырад тоже музицировал и пел, то к нему в дом часто приходили мастера-музыканты [3]. В те дни Успенский вспоминает, что познакомился с 94-летним Шукуром Багши, и что он не мог писать от него музыку, потому что не имел возможности научиться музицировать, но был впечатлен стилями, которые использовал Шукур Багши при воспроизведении музыки. Также там Успенский записал много песен у Бекмырата Халлыева, тогда еще молодого музыканта. Это «Яндым лейли», «Сойли халан», «Хаит йыкан», «Коне Гузер» и ряд других песен. В дополнение к этому он также пишет музыку для духовых инструментов (туйдук и языковой туйдук). В мары Успенский пишет музыкальные произведения для туйдук Аннагулы Сарыева, Язмухаммета Косе, Ходжаназара Бердымаммедова. Среди них есть и воспоминания о мастере Гарлы Иламанове. Успенский высоко оценил творчество Гарлы Иламанова. Успенский, обучающийся туркменской музыке у пользующегося большим авторитетом в стране Гарлы Багши, пишет несколько песен. Следующим местом, где Успенский отправился записывать туркменскую музыку, был Тагтабазар. Успенский высоко ценит здесь туркменское царство. Успенский пробыл здесь около месяца и записал несколько музыкальных произведений Гарлы Солтанова и Нобата Амансахета. Успенский вспоминает, что этим музыкантам было 32 и 25 лет, но оба начали заниматься музыкой в семь лет. Это помогает багши анализировать звуки, исходящие из дутара особым тоном, и стать багши, хорошо известными в течение всего года и преданными музыке. По воспоминаниям Успенского, Гарли Солтанов потерял ноготь на среднем пальце правой руки из-за того, что слишком много музицировал. Здесь он записывает несколько музыкальных произведений и песен для изучающего туркменскую музыку. Среди них могут быть представлены такие музыкальные произведения, как «Айланамен», «Апат», «Кырклар», «Араб Рейхан», «До свидания» и такие песни, как «Атчапар», «Я, Рахим», «Айджемал». Также, по словам Успенского, когда он записывал свои музыкальные произведения в Тагтабазаре, говорилось, что в туркменской музыке нет влияния прошлого народа.
После Тагтабазара местом изучения туркменской музыки Успенского стал Сарахс. Там он впервые знакомится с Мухи Багши и Реджепом Гылычем. Во время беседы с ними Успенский играет на фортепиано музыку, которую он записал в Мары и Тагтабазаре. В результате связь между Успенским и сарацинами укрепилась. Кроме того, Успенский тесно сотрудничает с такими мастерами, как Ораз Салыр, Сапар Гылыч, Анна Багши в Сарахсе. Здесь он участвует в нескольких туркменских свадьбах, музыкальных вечерах, слушает местных туркмен, собирает для своей музыки ряд музыкальных произведений. Среди них могут быть исполнены многие другие музыкальные произведения, такие как «Яр гара гозли», «Салтык», «Гитме балам», «Хаджи голак», «Гел говун яра гидели». Кроме того, в Сарахсе Успенский встречается с местными астрологами, легендами и мечтателями. Их способность вычислять луну, изучать звезды и определять, какой будет погода, впечатляет. Очень интересные воспоминания связаны с музыкально-этнографическим визитом Успенского в Туркменистан. Одним из основных его пунктов является переход из Мары в Лебаб через реку Амударья. Об Амударья Успенский говорит: «Амударья — маленькая и опасная река, готовящая на каждом шагу купающимся всевозможные неожиданные дары. «Из-за сильного течения и слабой почвы его направление меняется почти каждый день». Он даже говорит, что они были раздавлены, когда покинули Амударью, и часами ждали, чтобы выбраться оттуда. Он также упоминает, что Успенский упал в воду и был спасен отважными пловцами в реке Аму, без которых он мог бы погибнуть [3].
Успенский говорит, что его визит в Дашогуз произвел особое впечатление. Здесь он участвует в играх сторожов. Там Успенский записал различные музыкальные произведения с Палван багши, Пирджан Хиджакчи, Маммедана багши. Это «Кырат Гел», «Гара Наргиз», «Бивепа», «Ай биби» и ряд других музыкальных композиций. Успенский посещает еще несколько мест в Дашогузском велаяте. Здесь он знакомится с разными талантливыми музыкантами. Среди них он особенно упоминает Гаммара Багши и Бабаджана Ишана. Некоторые из них делятся интересной информацией о туркменской музыке. Отметим некоторые песни Успенского, написанные этими поэтами: «Минаджат», «Лейли», «Алма гелин», «Акнури» и ряд других музыкальных произведений. Во время своего визита в Дашогуз Успенский также посетил памятник госпожи Торебег, памятник Шейха Кебира и другие памятники и досконально изучил эти места. Он фотографирует памятники и используемые на них узоры. Свои фотографии он помещает в книгу «Туркменская музыка», написанную вместе с Беляевым [3].
Таким образом, самые лучшие воспоминания своей жизни Виктор Александрович Успенский связывает с Туркменистаном. Он глубоко изучает прошлое туркменского народа и его музыкальное творчество. Он публикует несколько книг и научных статей. Это также свидетельствует о любви Успенского к туркменской музыке.
Литература:
1. Гурбангулы Бердымухамедов. Музыка мира, музыка дружбы и братства. — A.: ТГИС, 2016.
2. Gurbanguly Berdimuhamedow. Ile döwlet geler bolsa. — A.: TDNG, 2015.
3. W.Uspenskiý, W.Belýaýew. Türkmen sazy. I tom. — A.: TDNG, 2016.