Формирование эстетических взглядов, мироощущения начинающих исполнителей посредством музыки Сергея Рахманинова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 14.04.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Редько, А. М. Формирование эстетических взглядов, мироощущения начинающих исполнителей посредством музыки Сергея Рахманинова / А. М. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 392-399. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101475/ (дата обращения: 19.10.2024).



Цель исследования ― раскрыть исполнительский талант А. Ключко (фортепиано), Д. Юровского (дирижирование), К. Нестеренко (сопрано), И. Бессонова (фортепиано).

Методы исследования: соединение музыкального и методологического подходов.

Результаты исследования: выявлены подходы исполнителей к переосмыслению шедевров классической музыки. Это можно рассматривать как шаги пианистов и вокалистки к трактовкам произведений в контексте музыкальных чувств и переживаний в процессе исполнительской работы над художественными образами.

Научная новизна: в статье рассматривается формирование эстетических взглядов, мироощущений исполнителей, начинающих путь на музыкальный олимп.

Практическое применение: материалы могут быть полезны начинающим исполнителям в работе над музыкальными произведениями.

The purpose of the study: to disclose talent of A. Klyuchko (piano), D. Yurovsky (conductor), K. Nesterenko (soprano), I. Bessonov (piano).

Research methods: combining musical, methodological approaches.

The results of the study: approaches of performers to reconsideration of masterpieces of classical music are revealed. It can be considered as steps to treatments in the context of musical feelings and experiences from the pianist and the vocalist in the course of performing work on artistic images.

Scientific novelty: the article examines the formation of aesthetic views, attitudes, beginning the path to the Musical Olympus of performers.

Practical application: materials are useful to the musicians showing interest from admirers.

«Музыка должна идти от сердца к сердцу», — любил повторять Сергей Рахманинов.

2023 год в России объявлен годом Рахманинова, ставшим символом русской музыки во всем мире. Пермская краевая филармония присоединилась к общему празднованию и посвятила композитору 87-й сезон. В концертных программах и фестивалях этого сезона представлены все грани его творчества — симфонические и камерные, инструментальные и вокальные произведения, сочинения для хора. Зрителей ждут встречи с выдающимися исполнителями современности, солистами и коллективами филармонии.

Концерты приезжих музыкантов в рамках филармонических концертов, которые состоялись в весенние дни, включали инструментальные, симфонические, вокальные, фортепианные вечера и были объединены вечной музыкой Сергея Васильевича Рахманинова, чье 150-летие со дня рождения отмечает в этом году весь музыкальный мир. Сложился фестиваль рахманиновской музыки.

Рахманинов дорог миллионам людей как гениальный композитор, непревзойденный пианист, блистательный дирижер и удивительный человек, подающий пример мужества, скромности и доброты. Спустя 80 лет после ухода композитора из жизни его наследие продолжает питать и обогащать всех, кто любит классическую музыку. С нами навсегда останутся записи Рахманинова-пианиста, признанного эталоном исполнительского искусства, его уникальные дирижерские интерпретации, но главное ― с нами его партитуры, которые заново оживают в руках музыкантов разных поколений и открываются с новых сторон. При жизни С. В. Рахманинов не был признан мировым музыкальным сообществом, его музыка встречала холодный прием. Сегодня он стал одним из самым любимых и высоко ценимых композиторов. Люди разных стран и континентов ощущают музыку Рахманинова как предельно близкую и дорогую их сердцам, но только нам, жителям России, выпала честь называть Рахманинова своим соотечественником.

Фортепианные концерты Рахманинова — это важнейшая страница не только его творчества, но и блистательная глава всей мировой музыкальной культуры. В жанре фортепианного концерта соединились композиторское и исполнительское дарования композитора. Его инструментальный концерт № 1 фа-диез минор стал большой удачей. Отмеченный ярким мелодизмом и искренней, взволнованной лирикой, концерт для фортепиано с оркестром полон юношеской свежести и непосредственности. В этом концерте нет соревнования между оркестром и солистом, ведущая роль в нем отдана фортепиано. В Перми солирующую партию исполнил молодой пианист А. Ключко. Это один из самых многообещающих музыкантов своего поколения, «пианист, в чьей исполнительской манере гармонично сбалансированы разум и чувство — интеллектуальный подход к интерпретации музыки и яркая эмоциональность» (рис. 1).

За роялем А. Ключко

Рис. 1. За роялем А. Ключко

Интерпретаций этого инструментального концерта автору статьи пришлось слушать много. Исполнители по-разному трактуют знаменитое произведение, особенно насыщенную кульминацию в первой части. И никто не смог приблизится к эталонному исполнению. В исполнении А. Ключко чувствовалось, что было мало репетиций, сыграли свою роль и новый зал, новая акустика, рояль (к нему нужно привыкнуть), время было ограничено. Кульминация в исполнении пианиста прозвучало скромно. Не были раскрыты возможности рояля, который мог заполнить своим звучанием весь зрительный зал, сделать кульминацию по-рахманиновски ― вначале роялем, а затем подхватить оркестром.

Говоря о дирижерской работе, отметим, что все части концерта прозвучали хорошо, но не по-светлановски. Великого дирижера Е. Ф. Светланова публика обожала, билеты на его концерты достать было невозможно. Его знаменитые оркестровые кульминации и светлановские снятия поражали слушателей.

Третья симфония ля минор — произведение удивительной силы и глубины, одна из вершин творчества Рахманинова, один из его итогов. Величайший симфонист считал это произведение, созданное в поздние годы, одним из лучших в своем творчестве. Покинув Родину, многое пережив, он оставался глубоко русским художником. Третья симфония стала его самой «выразительной русской» симфонией, он постарался вложить в нее все: и прошлое, и настоящее, и будущее. Английский писатель Д. Пристли смог ощутить в этой «самой яркой и самой чистой музыке» нестерпимые страдания: «Явственно и зримо предстают в ней оглушительная боль и глухое отчаяние человека, сознающего, что ему никогда уже не вернуться домой» (рис. 2).

Симфоническое прочтение рахманиновской музыки

Рис. 2. Симфоническое прочтение рахманиновской музыки

Поговорим о мастерстве вокалиста. В конце 2016 года К. Нестеренко стала победительницей Международного телевизионного конкурса «Большая опера» на канале «Культура». Молодая певица покорила жюри и зрителей артистизмом, искренностью и красотой своего голоса, подобного «переливам соловьиных трелей». «Чудесная девочка! Это чистейший родничок, который будет звучать еще много-много лет!» — прокомментировала итоги конкурса народная артистка России Х. Герзмава, ― молодая, талантливая, красивая, слушать и смотреть на нее — сплошное удовольствие». Сразу после триумфа К. Нестеренко приезжает в Пермь, где поет арии с оркестром В. Спивакова. Тогда эта была скромная девушка, о которой только что узнала телевизионная аудитория. Рейтинг телепроекта был высоким, артистку полюбили, ее узнавали, ее тепло встретили пермские меломаны. Прошли годы. Девушка превратилась в женщину. Мастерство ее развивается. Доказательством стал ее сольный концерт. Вокальный голос окреп, осел, появились обертоны, нижние звуки. Чувствуется, что она занимается, у нее оперная практика в театре. Колоратурное сопрано превратилось в сопрано устойчивое. Автор статьи следил за становлением будущей звезды вокального искусства (рис. 3).

Художественное прочтение произведения через вокал. К. Нестеренко

Рис. 3. Художественное прочтение произведения через вокал. К. Нестеренко

И вот новая встреча через определенный период времени. Над сценой надпись: «Музыка здесь!». Художественные образы дополняют два концертных платья (рис. 4).

Философское прочтение романсового репертуара. К. Нестеренко

Рис. 4. Философское прочтение романсового репертуара. К. Нестеренко

В концертную программу[1] вошли романсы С. Рахманинова — подлинные шедевры, абсолютная гармония музыки и слова. Прозвучали такие из них, как «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. Пушкина с мелодией, напоминающей меланхолический восточный напев; светлые, полные радостных чувств романсы «Маргаритки» на слова И. Северянина, «Сирень» на слова Е. Бекетовой, «Здесь хорошо» на слова Г. Галиной, «Весенние воды» на слова Ф. Тютчева; изящный, пасторально окрашенный романс «Покинем, милая» на слова А. Голенищева-Кутузова; лирико-философский «Они отвечали» на слова В. Гюго в переводе Л. Мея; драматический, глубокого психологического содержания «Ночью в саду у меня» на слова А. Исаакяна в переводе А. Блока; романс в стилистике русских песен-страданий «Полюбила я на печаль свою». В исполнении этих сочинений вокальная и фортепианная партии важны в одинаковой степени. Мелодический голос фортепиано переплетался с вокальной линией, образуя выразительный диалог (рис. 5).

Сольное прочтение романсов пианистом А. Анасенко

Рис. 5. Сольное прочтение романсов пианистом А. Анасенко

«Музыка Рахманинова сегодня, пожалуй, один из главных утешителей. Ее проникновенное звучание несет тепло, смягчает сердца, врачует души. Сейчас это важно, быть может, как никогда», — говорит пианист Иван Бессонов. Пианисты обожают Рахманинова. Величайший композитор и исполнитель подарил им 90 сочинений, составляющих одну из основ фортепианного концертного репертуара. «Если вы не знаете, кто такой Сергей Рахманинов для российских пианистов, то знайте — это бог. И все пианисты ― грешники, потому что сотворили себе кумира», — утверждает Е. Мечетина (рис. 6).

Рахманиновские чувства и переживания. И. Бессонов

Рис. 6. Рахманиновские чувства и переживания. И. Бессонов

К числу самых известных фортепианных сочинений относятся прелюдии С. Рахманинова, они входят в золотой фонд мировой музыки. Композитор очень любил этот жанр и часто обращался к нему. В исполнении И. Бессонова[2] прозвучали прелюдии, соч. 23. Этот цикл из 10 прелюдий создан в 1903 году и посвящен А. Зилоти. В каждой из них музыкальный образ предстает в динамичном развитии; драматичные минорные прелюдии чередуются со светлыми мажорными, но эта контрастность постепенно сглаживается. Прелюдии при всех различиях настроений воплощают мощную энергию композитора, находящегося в расцвете жизненных и творческих сил (рис. 7)!

Скрябин и Прокофьев в исполнении И. Бессонова. Буря эмоций и переживаний

Рис. 7. Скрябин и Прокофьев в исполнении И. Бессонова. Буря эмоций и переживаний

Фортепианная программа из произведений С. В. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, которую И. Бессонов представил пермской публике, является частью программы к XVII Международному конкурсу имени П. И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 19.06.2023‒ 01.07.2023). Очевидно, что музыкант к нему усиленно готовится ― на концерте он показал себя в хорошей форме. Кроме того, сложнейшая по исполнительству программа отвечает требованиям дипломной экзаменационной программы в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в которой Иван проходит обучение.

В конце марта завершился I Международный юношеский конкурс пианистов имени С. В. Рахманинова (Нижний Новгород, 21.03.2023‒26.03.2023)[3]. Гран-при «За выдающееся исполнение» от фортепианной компании Yangze River и первую, денежную, премию завоевал пермяк Л. Бакиров. Своим исполнительским искусством он продолжает покорять музыкальный олимп (рис. 8).

Лев Бакиров (Пермь ― Москва)

Рис. 8. Лев Бакиров (Пермь ― Москва)

В I туре были исполнены следующие произведения:

— Р. Шуман ― Ф. Лист. «Посвящение» ля-бемоль мажор S. 566;

— Ф. Шопен. Скерцо № 3 для фортепиано, до-диез минор, соч. 39;

— П. И. Чайковский ― С. В. Рахманинов. «Колыбельная», соч. 16;

— С. В. Рахманинов. Прелюдия ля минор, cоч. 32 № 8;

— С. В. Рахманинов. Прелюдия ре мажор, соч. 23 № 4;

— С. С. Прокофьев. Соната для фортепиано № 2 ре минор, соч. 14, I часть.

В финале Лев уверенно сыграл первую часть концерта для фортепиано с оркестром Р. Шумана, не потерявшись и не утонув в звучании профессионального оркестра.

Литература:

  1. ГАСОР имени Е. Ф. Светланова. Дирижер Д. Юровский, солист А. Ключко, фортепиано. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/gasorimeniefsvetlanovadirizherdjurovskijsolistakljuchkofortepiano.html (дата обращения: 19.04.2023).
  2. «Романсов музыка светла...» К. Нестеренко, сопрано и А. Анасенко, фортепиано. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/romansyrahmaninovakamernyjorkestrAntonio-orchestraikjeshbasoprano.html (дата обращения: 19.04.2023).
  3. Иван Бессонов, фортепиано (Москва). Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/ivanbessonovfortepianomoskva23.html (дата обращения: 19.04.2023).
  4. К 150-летию Рахманинова. 16 октября 2022 — 9 июня 2023. Сайт Пермской краевой филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://filarmonia.online/afisha/proekty/k150-letijurahmaninova.html (дата обращения: 19.04.2023).
  5. Рахманинов. 150 лет со дня рождения. Валерий Гергиев, РНМСО, Иван Бессонов. Сайт Московской филармонии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://meloman.ru/concert/kzch-2023–04–01–1/ (дата обращения: 19.04.2023).
  6. Международный конкурс имени С. В. Рахманинова. Сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rachmaninoff-youth.com// (дата обращения: 19.04.2023).

[1]С концертной программой «Романсов музыка светла...» выступила солистка театра «Новая опера» К. Нестеренко (Москва), обладательница одного из самых легких и подвижных женских голосов.

[2] С сольным концертом выступил пианист И. Бессонов (Москва) ― победитель Первого международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова (2022). Молодой виртуоз показал высочайший уровень мастерства, победив на конкурсе исполнителей классической музыки «Евровидение» в 2018 г. Д. Мацуев тогда провидчески отметил: «Победа Ивана подтверждает, что наша фортепианная школа находится на высоком уровне, и в ближайшее время он может вырасти в большого музыканта».

[3]Всего было подано 120 заявок из 8 стран мира, но приглашены были только 15 юных музыкантов.

Основные термины (генерируются автоматически): музыка, Пермь, Чайковский, исполнительское искусство, концерт, минор, Москва, оркестр, пианист, прелюдия, произведение, фортепиано, часть концерта.


Похожие статьи

Языковые особенности дискурса политического движения «Пяти звезд» (на примере выступления Б. Грилло)

В статье рассматриваются основные языковые средства, использующиеся в дискурсе политического движения «Пяти звезд» (Movimento 5 Stelle) в Италии, исследуются характерные признаки. Автор приходит к выводу, что для политического дискурса этого движения...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия

Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

(ОТОЗВАНА) Хоровое музицирование в дополнительном образовании взрослых

Статья рассматривает наиболее существенные факторы организации хорового творческого музицирования взрослых в системе дополнительного образования. Особое внимание уделено опытным изысканиям автора в качестве хормейстера самодеятельного еврейского наци...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей»

В статье кратко раскрыто понятие «Восприятие музыки». Обозначены трудности в реализации задач этого раздела в музыкальном воспитании дошкольников. Представлен метод проектирования, как эффективный метод развития музыкального восприятия, позволяющий с...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Похожие статьи

Языковые особенности дискурса политического движения «Пяти звезд» (на примере выступления Б. Грилло)

В статье рассматриваются основные языковые средства, использующиеся в дискурсе политического движения «Пяти звезд» (Movimento 5 Stelle) в Италии, исследуются характерные признаки. Автор приходит к выводу, что для политического дискурса этого движения...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия

Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...

Использование «Словаря характеристики литературного героя» на уроках чтения в начальной школе

В данной статье представлен опыт работы с авторским учебно-методическим пособием «Моя шкатулка: справочник» Бершанской О. Н., Дегтеревой Г. Д. В данной работе представлены приемы работы со «Словарем характеристики литературного героя», способствующие...

(ОТОЗВАНА) Хоровое музицирование в дополнительном образовании взрослых

Статья рассматривает наиболее существенные факторы организации хорового творческого музицирования взрослых в системе дополнительного образования. Особое внимание уделено опытным изысканиям автора в качестве хормейстера самодеятельного еврейского наци...

Авторская песня как инновационная деятельность современного педагога-музыканта

Статья знакомит читателей с современной тенденцией развития музыкальной индустрии и предлагает образцы современного патриотического вокального творчества, на основе авторской песни, в рамках инновационной музыкально-педагогической деятельности. Данн...

Погребальные обычаи народов мира

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа традиций своего народа и других народов. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить погребальные традиции народов мира и получить определенное представление об их рит...

Проблемы анализа художественного произведения в программах академических лицеев

В настоящей статье на конкретном примере рассматривается место учебных программ в литературном образовании. Анализируя действующую программу по литературе для академических лицеев Республики Узбекистан, автор раскрывает основные требования к составле...

Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей»

В статье кратко раскрыто понятие «Восприятие музыки». Обозначены трудности в реализации задач этого раздела в музыкальном воспитании дошкольников. Представлен метод проектирования, как эффективный метод развития музыкального восприятия, позволяющий с...

Самостоятельная работа студентов по созданию собственных образовательных продуктов как средство компетентной профессиональной деятельности будущего учителя в условиях продуктивного обучения

В статье рассмотрены история, предпосылки (международные, отечественные), способствующие возникновению и развитию феномена «продуктивное обучение». Представлены сущностные характеристики и особенности исследуемого понятия. Раскрыты содержательные асп...

Задать вопрос