Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (461) апрель 2023 г.

Дата публикации: 09.04.2023

Статья просмотрена: 277 раз

Библиографическое описание:

Роганова, Е. А. Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании / Е. А. Роганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 14 (461). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/461/101399/ (дата обращения: 16.12.2024).



Представлены понятия кадрового резерва и карьерного консультирования сотрудников. Отражены особенности консультирования персонала по вопросам карьеры. Проведено исследование отношения руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формирования кадрового резерва компании в Челябинской области. Предложены рекомендации для развития консультирования по вопросам карьеры.

Ключевые слова: кадровый резерв, карьера, консультирование персонала, карьерное консультирование, персонал.

The concepts of personnel reserve and career counseling of employees are presented. The features of consulting staff on career issues are reflected. A study of the attitude of managers to career counseling of employees for the formation of the company's personnel reserve in the Chelyabinsk region was conducted. Recommendations for the development of career counseling are offered.

Keywords: personnel reserve, career, personnel consulting, career consulting, staff.

В современном мире подготовка и организация кадрового резерва является одним из приоритетных направлений в системе управления персоналом. Для эффективной деятельности компании нужны сотрудники — это ключевая составляющая любой кадровой деятельности. В компаниях остро стоит вопрос нехватки квалифицированных специалистов, спрос на таланты значительно превышает предложение, поэтому важно формирование собственного резерва персонала.

Исследователь П. В. Харитонова раскрывает данное понятие, как количество работников, которые прошли процедуру оценки, подтвердили владение определенными навыками и потенциалом для реализации задач руководства в качестве сотрудника, занимающего новую позицию [9, с. 29]

А. Я. Кибанова считает, что кадровый резерв — это работники организации, обладающие соответствующими знаниями и навыками, способные работать на новом месте и должности. [8, c.1]

Кадровый резерв является традиционным аспектом предприятия. При стандартном подходе формирования резерва сотрудников специалисты учитывают запросы бизнеса, а не потребности самого работника. Таким образом, отобранные таланты могут долго ожидать в резерве. Можно сказать о неэффективности такого подхода, поэтому актуальной становится модель кадрового резерва, которая подразумевает работу с приоритетными группами сотрудников и опирается на принципы карьерного консультирования.

Карьерное консультирование — это процесс сопровождения сотрудников по этапам, с целью формирования карьерного плана и с помощью карьерного консультанта, который обладает опытом и знаниями в управлении персоналом, в психологии и коучинге. [2] Оно заключается в предоставлении информации (консультаций) для поддержки каждого человека, на любом этапе его жизни, в развитии его собственной карьеры посредством принятия решений, связанных с образованием, работой и общественной жизнью.

Карьерное развитие сотрудников является ключевым пунктом системы управления, а целенаправленное продвижение по карьерной лестнице — показатель того, что в организации грамотно выстроена данная система. [7]

Например, в компании «Otto Group Russia» реализовали проект «Диалоги о карьере» [6] для того, чтобы дать людям обширное представление о карьерных возможностях.

В компании Sanofi [3] понимали, что карьерное консультирование необходимо, так как с сотрудниками очень редко обсуждали перспективы, а разговоры о карьере чаще смешивали с оценкой персонала. В итоге в компании работают следующие платформы, призванные внедрить культуру и облегчить проведение карьерных диалогов:

  1. ProPeople: разговоры для руководителей, для повышения уровня осознанности.
  2. Навигация для выстраивания диалога с руководителем : список вопросов и действий для сотрудника.
  3. ProSanofi: карьерные истории в формате сторителлинга.
  4. Тет-а-тет: возможность задать вопросы и пообщаться с любым человеком в компании.
  5. Приложение Imanage синформацией о карьерных диалогах.
  6. Годовые Performance по карьере облегчает внедрение практики карьерных диалогов.

Комплексный подход к развитию карьеры в компании Danone преследовал две цели: дать сотрудникам понимание, как именно строить карьеру в компании и передать ответственность за свою карьеру самим сотрудникам.

В связи с необходимостью удерживать высокопрофессиональных сотрудников в Rusatom Overseas (дивизион Росатома) был разработан масштабный план мероприятий по карьерному консультированию для разных категорий сотрудников:

— Для кандидатов или уже отобранных резервистов;

— Для действующих сотрудников;

— Для новых сотрудников;

— Для студентов.

Консультирование по вопросам карьеры полезно для выбора профессии в долгосрочной перспективе. Согласно зарубежным исследованиям, всего после четырех или пяти карьерных сессий большинство клиентов в течение года достигали своих карьерных целей, а также сообщали о снижении трудностей в принятии карьерных решений. Другие исследования показали, что работа с консультантом по вопросам карьеры связана с повышением удовлетворенности жизнью.

Карьерное консультирование включает в себя четыре взаимосвязанных этапа:

— Повествование: клиент рассказывает о текущей ситуации, описывает тревожные моменты, информирует консультанта о своем прожитом карьерном опыте (точка А);

— Конструирование: консультант и клиент, изучив информацию и сведения о предыдущей работе и опыте моделируют идеальную картину мира (точку Б);

— Абстрагирование: просмотр прошлых жизненных этапов с альтернативных точек зрения, чтобы детально раскрыть потенциал клиента, выявить его истинные желания;

— Построение: клиент фантазирует о перспективах развития, обсуждаются детали, от которых хочется избавиться, и те, которые необходимы в будущем, прописывается детальный план действий и детально формулируются первые шаги для достижения цели.

Для упрощения процессов карьерные консультанты могут использоваться качественные оценки, такие как линия жизни (клиент создает хронологию значимых воспоминаний и событий, когда консультант задает вопросы, чтобы углубить клиента «в идеальную картину его жизни»); виды карточек (они персонализированы, чтобы отражать ценности, интересы, значимые воспоминания клиента. Это может быть полезно для прояснения понимания консультантом клиента); карта целей (исследует ожидаемые проблемы в будущем и ресурсы клиента для решения этих проблем. Это помогает клиентам начать строить карьерный путь).

На динамичном рынке труда, который существует сегодня, у консультантов нет другого выбора, кроме как быть в курсе последних тенденций в разных отраслях. Это помогает предоставлять своим клиентам наиболее подходящие инструменты и ресурсы для работы.

Для того чтобы изучить отношение руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формирования кадрового резерва компании, было проведено исследование в г. Москве на базе отечественных организаций. В качестве респондентов были выбраны 25 руководителей в возрасте от 35 до 45 лет. Результаты исследования представлены следующим образом.

На вопрос о том, понимаете ли вы, что такое карьерное консультирование, было выявлено, что 60 % слышали об этом понятии, но не до конца понимают его суть. В то же время 20 % респондентов не знакомы с карьерным консультированием в целом. В связи с этим возникает необходимость прояснения данного вопроса, потому что руководитель должен четко понимать, является ли карьерное консультирование чем-то новым и как оно будет полезно в профессиональной сфере. На вопрос о том, обладаете ли вы определенной психологической подготовкой, только 30 % руководителей ответили положительно, что показало важность ее доведения до других, так как именно такой подход позволяет достаточно эффективно и корректно осуществлять работы с разнообразными запросами. На вопрос о том, хотели бы вы больше узнать о карьерном консультировании, более 50 % ответили положительно, что говорит о повышенном интересе к данной теме. К сожалению, в отечественных корпорациях практически нет выделенных карьерных консультантов, поэтому большинстве случаев функции карьерного консультанта частично берут на себя представители HR-подразделений [4, с.5].

Таким образом, рассматривая вопрос карьерного консультирования в компании, можно сказать, что многие руководители воздерживаются от рассматриваемого подхода по причине того, что не владеют достаточной информацией и специалистами, позволяющими осуществлять его эффективно. В связи с этим остро стоит вопрос о том, что необходимо создавать профессиональные ассоциации консультантов по карьере, вводить сертификацию, проводить аттестацию сотрудников таких объединений.

Литература:

  1. Браун, Х. Что такое консультирование по вопросам карьеры?. — Режим доступа: https://positivepsychology.com/what-is-career-counseling/
  2. Верна В. В., Иззетдинова А.А «Карьерное консультирование в Российской Федерации: Современные тенденции и перспективы развития» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_43936546_25590646.pdf
  3. Обучение и развитие/ Карьерное консультирование — практика Sanofi, Danone и Ростатом [Электронный ресурс] // Сайт HR-академии/HR-статьи — Режим доступа: https://hr-academy.ru/hrarticle/karernoe-konsultirovanie---praktika-sanofi--danone-i-rostatom.html
  4. Пронина С. Карьерное консультирование в рамках развития талантов в корпорации // Управление персоналом 2019, № 38 (546). — С.4–10.
  5. Родионов, М. Г. Теории профессионального развития и карьеры в современных рыночных условиях // GRIN Verlag. — 2021. — № 1. — С. 62–82
  6. Статья: «Карьерное консультирование внутри компании: в чем польза для бизнеса?» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://hh.ru/article/24658
  7. Тлехурай-Берзегова Л. Т., Бюллер Е. А., Водождокова З. А., Хотова И. Р. «Управление деловой карьерой персонала как ключевое направление кадровой политики организации» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-delovoy-karieroy-personala-kak-klyuchevoe-napravlenie-kadrovoy-politiki-organizatsii
  8. Харитонова, П.В. «О понятии, сущности и целях формирования кадрового резерва в организациях» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-suschnosti-i-tselyah-formirovaniya-kadrovogo-rezerva-v-organizatsiyah
  9. Харитонова, П. В. О понятии, сущности и целях формирования кадрового резерва в организациях // Magyar Tudományos Journal. — 2020. — № 39. — С. 28–32.
Основные термины (генерируются автоматически): карьерное консультирование, кадровый резерв, карьер, карьерное консультирование сотрудников, компания, сотрудник, кадровый резерв компании, карьерный консультант, клиент, отношение руководителей.


Ключевые слова

персонал, карьера, кадровый резерв, карьерное консультирование, консультирование персонала

Похожие статьи

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)

В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...

Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена молодежная политика как фактор мотивации и развития персонала российских железных дорог. Сделан анализ подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации молодежной политики на основе системы показателей.

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Разработка инновационной стратегии в сфере подбора персонала

Рассматриваются способы улучшения поиска и подбора персонала, с целью повышения уровня финансового состояния компании. Отмечается важность внедрения инновационных стратегий. Формулируются основные преимущества и недостатки процесса реализации инновац...

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Похожие статьи

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент реализации кадровой политики

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана необходимость при...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Методика анализа социально-психологического климата в коллективе

Статья раскрывает проблемы кадровой политики организаций. В результате исследования предлагается методика анализа социально-психологического климата в коллективе для управления кадрами. Применение данного метода позволяет определить различные стороны...

Кадровое обеспечение стратегического планирования в условиях изменений (на основе формирования ключевых компетенций XXI века)

В статье раскрывается понятие стратегического планирования. Кадровое обеспечение сферы стратегического планирования будет рассмотрено относительно ключевых компетенций 21 века. Предложены рекомендации по формированию кадрового потенциала в области ст...

Молодёжная политика в системе мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала ОАО «РЖД»

В статье рассмотрена молодежная политика как фактор мотивации и развития персонала российских железных дорог. Сделан анализ подходов к мониторингу и оценке эффективности реализации молодежной политики на основе системы показателей.

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала

В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...

Разработка инновационной стратегии в сфере подбора персонала

Рассматриваются способы улучшения поиска и подбора персонала, с целью повышения уровня финансового состояния компании. Отмечается важность внедрения инновационных стратегий. Формулируются основные преимущества и недостатки процесса реализации инновац...

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Возможности и перcпективы развития консалтинговых услуг в сфере управления персоналом

В статье рассмотрена хронология возникновения консалтинговых услуг в сфере рекрутмента, проанализированы возможности и перспективы развития таких видов консалтинговых услуг как кадровый аудит и диагностика организационной культуры.

Задать вопрос