Статья посвящена проблемам развития функциональной грамотности учащихся через художественный анализ и ролевые игры в контексте программы IB MYP при междисциплинарном обучении. Актуальность данного исследования заключается в том, что связь литературы, театра и изобразительного искусства оказывают позитивное влияние на усвоение учебной программы и верно ориентируют в реальной жизни.
Ключевые слова: междисциплинарное обучение, функциональная грамотность, социальное неравенство, аллюзия, театрализация.
Большинство учащихся сегодня сталкиваются с проблемой чтения: знание, понимание, интерпретация и анализ текста как сплошного, так и несплошного. В современном обществе умение работать с информацией и извлекать значимое для реализации в решении практических задач становится обязательным условием благополучия. Основу функциональной грамотности составляет читательская грамотность. Осознанное чтение создает фундамент не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является залогом успеха в любой предметной области.
Учащиеся воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства как декоративно-прикладное, театр и литература тесно взаимосвязаны. Междисциплинарное обучение — это «работа между двумя или более дисциплинами, которая стирает границы между содержанием предметов, для достижения нового, комплексного понимания». [2, с. 3].
Связь и взаимодополнение искусств способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа, развитию креативных способностей и привитию нравственных ценностей учащимся. Среди учащихся подросткового возраста часто наблюдаются агрессивное поведение и равнодушие к окружающим. Одной из причин подобного поведения является социальное неравенство. Произведение М. Твена «Принц и нищий» ярко раскрывает данную глобальную проблему.
Учитывая возрастные и когнитивные особенности учащихся 9-х классов в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» на основе произведения М. Твена «Принц и нищий» создана аллюзия (современная интерпретация романа) «Богатые и бедные» и афиша к новой постановке.
Рис. 1. Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные»
Уроки литературы основывались на развитии исследовательских навыков (н-р, изучение исторического контекста об эпохе правления короля Англии Генриха VIII и принца Эдуарда VI), навыков анализа текста (хронотопа произведения, композиционных особенностей и построения системы персонажей).
Уроки искусства основывались на развитии исследовательских навыков (изучение культурного контекста эпохи правления короля Генриха VIII) и творческих навыков (н-р, создание эскизов бутафорий интерьера сцен, костюмов, предметов быта, и выполнение предметов декоративно-прикладного искусства).
Рис. 2. Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства
Уроки драмы основывались на развитии социальных навыков (умение работать в команде и распределять ответственность по ролям), навыков рефлексии (проявлять гибкость в игре на сцене).
Рис. 3. Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий»
Обучение строилось на дифференцированных подходах как проблемный вызов и креативность для решения глобальной проблемы социального неравенства.
Таким образом, интегрированные уроки способствуют глубокому пониманию художественного мира текста, прививают интерес к чтению посредством других видов искусства (изобразительное искусство, драма), а главное — развивают эмпатию и воспитывают в учащихся нравственные идеалы.
Итоговыми продуктами в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» представлены спектакль-аллюзия «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий» и афиша к экзистенциальной драме. В ходе работы в первую очередь учащиеся проводят самоанализ внутреннего мира благодаря изученным литературным персонажам и создают свой собственный внутренний портрет, исследуя вопросы «Кто я? Какова моя роль в этом социуме и жизни? Что я могу сделать для этого мира, чтобы стать гражданином мира?». Также учащиеся меняют отношение к часто проявляемой проблеме как буллинг в подростковом возрасте, воспитав в себе IB профайлы: думающий, рефлексирующий и заботливый.
Рис. 4. Профиль учащегося IВ
Важно отметить, что подобная работа формирует у учащихся традиционные семейные ценности, такие как уважение, ответственность, честность, прощение, значимость каждого члена семьи, доброта, взаимовыручка, честь и достоинство.
Данная работа также поможет учащимся подготовиться к предстоящему социальному и персональному проектам в рамках программы Международного бакалавриата.
Изучение романа с разных ракурсов: художественного анализа, инсценирования, создания бутафорий, помогают сгенерировать с новой перспективы спектакль-аллюзию, тем самым примерив на себя разные роли «от богатого до бедного». В результате учащиеся развивают эмпатию к окружающим и понимание важности социального равенства в мире: оценивать людей не по их внешнему виду и социальному статусу, а исключительно по личным качествам и поступкам.
Глобальный гражданин — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Литература:
- MYP: «От принципов к практике», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
- Руководство «Междисциплинарное обучение в программе основной школы», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
- Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения».
- Марк Твен «Принц и нищий», — Москва, Азбука, 2015.
- Вера Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейрхольд», — Москва, АСТ, 2010.
- Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: Учебной пособие», — Алматы, 2012.
- Константин Станиславский «Работа актера над собой», -Москва, АСТ, 2017.