Междисциплинарное обучение: художественный и театральный синтез | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г.

Дата публикации: 03.04.2023

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Смагулова, Г. К. Междисциплинарное обучение: художественный и театральный синтез / Г. К. Смагулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13 (460). — С. 174-176. — URL: https://moluch.ru/archive/460/101145/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена проблемам развития функциональной грамотности учащихся через художественный анализ и ролевые игры в контексте программы IB MYP при междисциплинарном обучении. Актуальность данного исследования заключается в том, что связь литературы, театра и изобразительного искусства оказывают позитивное влияние на усвоение учебной программы и верно ориентируют в реальной жизни.

Ключевые слова: междисциплинарное обучение, функциональная грамотность, социальное неравенство, аллюзия, театрализация.

Большинство учащихся сегодня сталкиваются с проблемой чтения: знание, понимание, интерпретация и анализ текста как сплошного, так и несплошного. В современном обществе умение работать с информацией и извлекать значимое для реализации в решении практических задач становится обязательным условием благополучия. Основу функциональной грамотности составляет читательская грамотность. Осознанное чтение создает фундамент не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является залогом успеха в любой предметной области.

Учащиеся воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства как декоративно-прикладное, театр и литература тесно взаимосвязаны. Междисциплинарное обучение — это «работа между двумя или более дисциплинами, которая стирает границы между содержанием предметов, для достижения нового, комплексного понимания». [2, с. 3].

Связь и взаимодополнение искусств способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа, развитию креативных способностей и привитию нравственных ценностей учащимся. Среди учащихся подросткового возраста часто наблюдаются агрессивное поведение и равнодушие к окружающим. Одной из причин подобного поведения является социальное неравенство. Произведение М. Твена «Принц и нищий» ярко раскрывает данную глобальную проблему.

Учитывая возрастные и когнитивные особенности учащихся 9-х классов в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» на основе произведения М. Твена «Принц и нищий» создана аллюзия (современная интерпретация романа) «Богатые и бедные» и афиша к новой постановке.

Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные» Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные»

Рис. 1. Афиша к постановке «Принц и нищий». Афиша к новой постановке «Богатые и бедные»

Уроки литературы основывались на развитии исследовательских навыков (н-р, изучение исторического контекста об эпохе правления короля Англии Генриха VIII и принца Эдуарда VI), навыков анализа текста (хронотопа произведения, композиционных особенностей и построения системы персонажей).

Уроки искусства основывались на развитии исследовательских навыков (изучение культурного контекста эпохи правления короля Генриха VIII) и творческих навыков (н-р, создание эскизов бутафорий интерьера сцен, костюмов, предметов быта, и выполнение предметов декоративно-прикладного искусства).

Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства

Рис. 2. Выполнение учащимися предметов декоративно-прикладного искусства

Уроки драмы основывались на развитии социальных навыков (умение работать в команде и распределять ответственность по ролям), навыков рефлексии (проявлять гибкость в игре на сцене).

Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий» Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий»

Рис. 3. Представление спектакль-аллюзии «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий»

Обучение строилось на дифференцированных подходах как проблемный вызов и креативность для решения глобальной проблемы социального неравенства.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют глубокому пониманию художественного мира текста, прививают интерес к чтению посредством других видов искусства (изобразительное искусство, драма), а главное — развивают эмпатию и воспитывают в учащихся нравственные идеалы.

Итоговыми продуктами в рамках междисциплинарного юнита «Бедность не порок» представлены спектакль-аллюзия «Богатые и бедные» на роман М. Твена «Принц и нищий» и афиша к экзистенциальной драме. В ходе работы в первую очередь учащиеся проводят самоанализ внутреннего мира благодаря изученным литературным персонажам и создают свой собственный внутренний портрет, исследуя вопросы «Кто я? Какова моя роль в этом социуме и жизни? Что я могу сделать для этого мира, чтобы стать гражданином мира?». Также учащиеся меняют отношение к часто проявляемой проблеме как буллинг в подростковом возрасте, воспитав в себе IB профайлы: думающий, рефлексирующий и заботливый.

Профиль учащегося IВ Профиль учащегося IВ

Рис. 4. Профиль учащегося IВ

Важно отметить, что подобная работа формирует у учащихся традиционные семейные ценности, такие как уважение, ответственность, честность, прощение, значимость каждого члена семьи, доброта, взаимовыручка, честь и достоинство.

Данная работа также поможет учащимся подготовиться к предстоящему социальному и персональному проектам в рамках программы Международного бакалавриата.

Изучение романа с разных ракурсов: художественного анализа, инсценирования, создания бутафорий, помогают сгенерировать с новой перспективы спектакль-аллюзию, тем самым примерив на себя разные роли «от богатого до бедного». В результате учащиеся развивают эмпатию к окружающим и понимание важности социального равенства в мире: оценивать людей не по их внешнему виду и социальному статусу, а исключительно по личным качествам и поступкам.

Глобальный гражданин — это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Литература:

  1. MYP: «От принципов к практике», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
  2. Руководство «Междисциплинарное обучение в программе основной школы», сентябрь 2014 год/ январь 2015.
  3. Якиманская И. С. «Разработка технологии личностно-ориентированного обучения».
  4. Марк Твен «Принц и нищий», — Москва, Азбука, 2015.
  5. Вера Полищук «Книга актерского мастерства. Всеволод Мейрхольд», — Москва, АСТ, 2010.
  6. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. «Искусство преподавания: концепции и инновационные методы обучения: Учебной пособие», — Алматы, 2012.
  7. Константин Станиславский «Работа актера над собой», -Москва, АСТ, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): VIII, междисциплинарное обучение, социальное неравенство, учащийся, глобальная проблема, декоративно-прикладное искусство, изобразительное искусство, подростковый возраст, функциональная грамотность, художественный анализ.


Похожие статьи

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Статья посвящена актуальной теме использования метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке. В статье рассматриваются: понятие компетенции и коммуникативной компетенции в частности; сущность метода проект...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Тенденции и роль инфографики в визуальной коммуникации благотворительных организаций

В современном медиасекторе благотворительным организациям приходится конкурировать за внимание аудитории наравне с коммерческими компаниями. Одним из самых доступных и эффективных средств визуальной коммуникации является инфографика. В статье автор ...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Мифодизайн: проблематика и перспективы

В данной работе рассматривается важность мифологических аспектов в дизайне современной культуры, а также исследуются возможности использования мифологических мотивов в современном дизайне. Авторы статьи обращают внимание на то, как мифы и легенды вли...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Похожие статьи

Метод проектов как один из аспектов реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку

Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимос...

Мультисенсорный подход при обучении иностранным языкам в средней школе

В статье рассматривается использование мультисенсорного подхода на уроках иностранного языка в средней школе. В организации учебного материала следует учитывать когнитивные способности обучающихся. При задействовании разных каналов восприятия на урок...

Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования

В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...

Роль метода проектов в формировании иноязычной коммуникативной компетенции

Статья посвящена актуальной теме использования метода проектов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке. В статье рассматриваются: понятие компетенции и коммуникативной компетенции в частности; сущность метода проект...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Тенденции и роль инфографики в визуальной коммуникации благотворительных организаций

В современном медиасекторе благотворительным организациям приходится конкурировать за внимание аудитории наравне с коммерческими компаниями. Одним из самых доступных и эффективных средств визуальной коммуникации является инфографика. В статье автор ...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Мифодизайн: проблематика и перспективы

В данной работе рассматривается важность мифологических аспектов в дизайне современной культуры, а также исследуются возможности использования мифологических мотивов в современном дизайне. Авторы статьи обращают внимание на то, как мифы и легенды вли...

Коммуникативная компетентность студентов на разных курсах обучения в медицинском вузе

В статье представлены результаты эмпирического исследования коммуникативной компетентности студентов лечебного факультета на разных курсах обучения. Исследование показало, что у студентов доминирует ориентация на качественное выполнение профессиональ...

Роль и значение межкультурных коммуникаций и рекуррентности в формировании языковой личности

Формирование «языковой личности» как реализация потенциала образования рассматривается в статье с позиции теорий межкультурных коммуникаций и рекуррентности, что позволяет понять механизм презентации и трансляции культурных и языковых норм и обозначи...

Задать вопрос