Библиографическое описание:

Бурыкина В. Г. Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 399-401.

Радикальные перемены в жизни современного российского общества, степень его развития, процессы глобализации и интеграции, постоянное расширение сфер международного, межнационального общения со всей очевидностью показывают, что дальнейшее развитие общества возможно только в условиях диалога представителей разных национально-культурных и религиозных сообществ, способных понять и принять другую культуру в качестве равноценной своей родной культуре. Экспорт образовательных услуг в таких условиях является приоритетным направлением развития высшего профессионального образования в России. Создание благоприятных условий для ускорения интернационализации образования, увеличения контингента иностранных студентов становится важным показателем успешности международной деятельности отечественных вузов.

Настоящее время – время нередких этнических конфликтов и проявления ксенофобии в России и за ее пределами. Нетерпимость к инаковости, оскорбление национальных чувств, ущемление национального достоинства личности, непонимание проблем людей, принадлежащих другим конфессиям, незнание культуры других народов и неумение подобрать адекватную и корректную форму поведения и общения по отношению к ее представителям – все это время от времени имеет место в современном обществе в целом и в студенческой среде в частности. В связи с этим, содержание высшего профессионального образова­ния должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами, вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принад­лежности.

Вопрос нравственного воспитания студенческой молодежи особенно актуален в поликультурном образовательном пространстве вуза, характерной особенностью которого является совместное обучение российских и иностранных студентов.

Для определения педагогических условий нравственного воспитания российских и иностранных студентов целесообразно обратиться к определению понятий «условие» и «педагогическое условие».

Философская категория «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, в которой они возникают, существуют и развиваются [5].

Соответствуя современному состоянию педагогического процесса и развиваясь в зависимости от стоящих перед вузом целей и задач, педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования, моделирования и применения элементов содержания, методов, приемов и организационных форм обучения для достижения тех или иных психолого-педагогических целей [1].

Теоретический анализ монографических и диссертационных исследований (Л.Ф.Гайсина, Г.В.Захарова, М.С.Сафина, Л.Р.Слобожанкина, Е.В.Тройникова, Т.Н.Язвинская) а также непосредственная педагогическая деятельность позволили выделить и обосновать педагогические условия нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно, а именно:

  1. формирование ценностного отношения студентов к иной культуре на основе этнической толерантности;

  2. усвоение студентами элементов русской культуры с опорой на особенности национальных культур студентов-иностранцев;

  3. развитие эмпатии и рефлексии студентов в процессе их межкультурного взаимодействия и сотрудничества;

  4. формирование благоприятного психологического климата в группах смешанного национального состава.

Целью данной статьи является более подробное рассмотрение первого из педагогических условий, указанных выше.

Совместное обучение российских и иностранных студентов предполагает непосредственный межкультурный диалог, обостряет вопросы сохранения национальной самобытности народов. В связи с этим перед системой высшего профессионального образования встает проблема превращения культурного многообразия в средство поиска ценностно-смысловых ориентиров, которые синтезируют обогащающий потенциал разных культур, способствуя укоренению молодежи в родной культуре и приобщению к мировой культуре. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к иной культуре как источнику развития мышления, ценностных ориентаций, моделей поведения и форм деятельности, обеспечивающих свободу культурного самоопределения и успешность самореализации.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценностей. Философские аспекты проблемы формирования ценностных отношений раскрываются в трудах В.А.Василенко, М.С.Кагана, Ф.Ницше, В.П.Тугаринова, 3.Фрейда и др. В философии понятие «ценность» трактуется как «духовное формообразование, которое существует через моральные и эстетичные категории теоретической системы, общественные идеалы и выступает критерием оценки действительности человеком и источником смыслообразующей основы человеческого действия» [4, с. 615-616]. В основе ценностного отношения человека к миру лежит значимость. Степень ценности предмета зависит не от того, как он способен удовлетворять материальные потребности людей, а насколько отвечает мере значимости его в обществе. Ценность является утверждением всеобщего в мире единичного бытия, обязательным условием существованием человечества. В таком качестве ценность определяется как абсолют человеческого бытия, которое не отрицает их исторической модифицированности [4].

В целом ряде научных психологических исследований раскрывается роль ценностей в развитии личности человека, их связь с процессами смыслообразования; представлены механизмы формирования ценностных отношений (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы (М.С. Каган). Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом.

В педагогике ценность определяется как представление о том, что свято для человека, класса, группы, общества в целом [6]. Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. Это обусловлено тем, что в качестве высших ценностей теоретиками и практиками выдвигаются разные категории. Я.А. Коменский определял ценность как любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества. В.А. Сухомлинский ценностью считал патриотизм, любовь к родителям, к матери. А.С. Макаренко трактовал понятие «ценность» как «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью» [3, с. 241]. К.Д. Ушинский считал, что истинная ценность – это Родина и родной язык. Очевидно, что ценности мобильны, изменчивы, обусловлены непрерывными социально-культурными процессами, происходящими как в обществе, так и в жизнедеятельности каждого отдельного человека.

В педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта. Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин).

Процесс формирования у личности ценностного отношения к объектам, явлениям действительности, по нашему мнению, не может носить абстрактный характер, так как нельзя сформировать ценностное отношение как отвлеченную категорию. Определяя ценностное отношение к иной культуре как педагогическое условие формирования готовности к межкультурному сотрудничеству, мы опираемся на положение З.Н. Курлянд о том, что сформировавшись в определенном виде деятельности, ценностное отношение служит условием воспроизводства ценностного характера этого вида деятельности [2, с. 86-97]. Иными словами, мы полагаем, что формирование ценностного отношения к иной культуре и ее представителям возможно только в процессе совместной деятельности российских и иностранных студентов на основе этнической толерантности.

Формирование ценностного отношения к иной культуре предполагает решение следующих педагогических задач:

  1. Воспитание положительного эмоционального отклика по отношению к особенностям поведения, традициям, обычаям иностранных студентов, выражающегося в чувстве этнической толерантности, уважения, способности адекватно воспринимать эти особенности.

  2. Формирование практических умений совместной деятельности в условиях диалога культур, подразумевающее взаимопознание российских и иностранных студентов, их взаимное изменение и приобретение опыта положительного эмоционального восприятия партнера по межкультурному сотрудничеству.

  3. Воспитание ценностного отношения к представителю иной культуры как к равноправному участнику процесса межкультурного взаимодействия и сотрудничества.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что ценностное отношение к иной культуре позволяет более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма в процессе нравственного воспитания российских и иностранных студентов, а также находить эффективные пути межкультурного взаимодействия представителей различных народов, совместно обучающихся в едином образовательном пространстве российского вуза.

Таким образом, формирование ценностного отношения к представителям иной культуры, являясь педагогическим условием нравственного воспитания российских и иностранных студентов, выступает не только в качестве диалога культур, налаживания связей между сообществами людей, но и в качестве взаимодействия, умения адекватно реагировать на проявления другой культуры, развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир. При этом этническая толерантность, ценностное отношение к иной культуре, принятие особенностей поведения и общения представителей других национальностей является именно той основой, без которой невозможно бесконфликтное взаимодействие российских и иностранных студентов, и, тем более, их межкультурное сотрудничество в образовательном пространстве вуза.


Литература:

  1. Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В.И.Андреев. – М.: Высшая школа, 1981. – 240 с.

  2. Курлянд, З.Н. Личностно-ориентированное педагогическое образование как фактор формирования ценностных ориентаций будущих учителей / З.Н.Курлянд // Народное образование. – 2004. – № 4. – С.86-97.

  3. Макаренко, А.С. О воспитании / А.С.Макаренко. – М.: Издательство политической литературы, 1990. – 416 с.

  4. Новейший философский словарь / В.А.Кондрашов, Д.А.Чекалов, В.Н.Копорулина; под общ. ред. А.П.Ярещенко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 672 с.

  5. Философский энциклопедический словарь / ред. кол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

  6. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М.Хоруженко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 640 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранных студентов, ценностного отношения, нравственного воспитания российских, формирование ценностного отношения, Формирование ценностного отношения, ценностного отношения студентов, студентов мотивационно-ценностного отношения, ценностное отношение, иностранных студентов российских, студентов ценностного отношения, контингента иностранных студентов, иностранных студентов целесообразно, образовательном пространстве вуза, этнической толерантности, родной культуре, формирования ценностных отношений, основе этнической толерантности, обычаям иностранных студентов, высшего профессионального, физической культуре.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос