Библиографическое описание:

Исмагилов Р. Р. Государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории Республики Марий Эл // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 129-130.

Вода – важнейшее химическое вещество на Земле. Она представляет собой основу жизни, среду ее возникновения на нашей планете и самый необходимый продукт потребления для человека. Масштабность и разнообразие форм антропогенного воздействия на водные экосистемы требуют совершенствования системы наблюдения за ними, оценки качества воды в водоемах и водотоках и выработки критериев оценки качества воды по видам водопользования и водопотребления [4, c.54].

Согласно последней редакции «Водного кодекса РФ» от 03.06.2006 N 74-ФЗ, государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой часть государственного мониторинга окружающей среды. Его основные цели заключаются в следующем:

  • своевременное определение и прогнозирование процессов загрязнения, ухудшающих качество воды, разработка и реализация мер по предотвращению поступления ЗВ в водоемы;

  • оценка мероприятий по охране водных объектов;

  • разработка и внедрение информационного обеспечения в области использовании и охраны водоемов и водотоков, включая государственный контроль за этими процессами.

ГМВО включает в себя:

  1. Систематические наблюдения за количественными и качественными характеристиками водных объектов и за порядком использования водоохранных зон;

  2. Cбор, обработку и хранение данных, полученных в результате мониторинга;

  3. Пополнение государственного водного реестра сведениями, полученными в ходе наблюдений;

  4. Анализ и прогноз изменений качественных и количественных показателей состояния водных объектов [6, c.94].

Государственный мониторинг водных объектов РФ состоит из следующих частей:

  • мониторинга поверхностных вод суши;

  • мониторинга берегов и дна водоемов и состояния водоохранных зон;

  • мониторинга подземных вод;

  • слежение за водохозяйственными системами (гидротехническими сооружениями) и за объемом вод при водоотведении и водопотреблении.

Цель мониторинга вод суши состоит в получении объективной информации о состоянии водных объектов, направленной на разработку мероприятий по улучшению экологической обстановки. В зависимости от вида водного объекта и характера решаемых задач системы мониторинга строятся по-разному. Однако во всех случаях в эту систему включаются следующие обязательные блоки: мониторинг источников загрязнения, гидрологический мониторинг, гидрохимический мониторинг и гидробиологические наблюдения. Все перечисленные подсистемы мониторинга объединяются в единый информационный комплекс.

В 2011 году государственный мониторинг поверхностных водных объектов на территории республики осуществлялся государственным унитарным предприятием Республики Марий Эл ТЦ «Маргеомониторинг» в 15 пунктах наблюдений, 29 створах. Наблюдения проводились на 11 реках республики (М.Ошла, М.Кокшага, Буй, Немда, Илеть, Сердяжка, Параньгинка, Ноля, Ронга, Печуморка, Килемарка) в створах, расположенных выше и ниже сброса сточных вод с очистных сооружений канализации.

Периодичность проведения наблюдений за поверхностными водами составляла 4 раза в год в основные фазы водного режима, за донными отложениями - 1-2 раза в год после паводка и перед ледоставом. По сравнению с 2010 годом наблюдения не проводились на створах, расположенных в истоках рек, на межсубъектных и устьевых участках рек.

Оценка уровня загрязнения поверхностных вод выполнялась путем сравнения содержания загрязняющих веществ с предельно допустимыми концентрациями (ПДК), установленными для воды водных объектов рыбохозяйственного значения. С целью оценки качества вод использовался индекс загрязненности вод (ИЗВ), который позволяет получить оценку качества воды, основываясь на анализе кратности превышений ПДК ингредиентов, и удельный комбинаторный индекс загрязненности воды (УКИЗВ), оценивающий долю загрязняющего эффекта, обусловленного присутствием контролируемых загрязняющих веществ [3, c.74].

Основными загрязняющими веществами водных объектов республики являются соединения железа, марганца, меди, а также легкоокисляемые органические вещества по БПК5, нитриты, фенолы и нефтепродукты.

Проведение инженерно-геологического обследования левого берега реки М. Кокшаги (11 км) выявило: 3 участка активного проявления эрозионного процесса (боковая эрозия, поверхностный сток) протяженностью от 16 до 60 м, при общей протяженности 97,5 м; один участок с потенциальной эрозионной активностью протяженностью 10 м.

При оценке экосистемы водоохраной зоны вдоль этого же участка береговой линии общей площадью 2,2 км2 установлено, что: общая площадь залуженных участков составляет 0,54 км2; общая площадь участков под древесной и древесно-кустарниковой растительностью - 0,85 км2; общая площадь участков под городской застройкой - 0,8 км2; общая площадь участков низкой поймы, заросшая камышом - 0,008 км2 [5, c.89].

Таким образом, реализация государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, ориентированной на принципы устойчивого развития страны в целом и отдельных ее регионов, требует применения эффективной системы управления процессом принятия решений, в которой следует опираться на достоверную и своевременную информацию о природных средах, источниках антропогенного воздействия на них, существующих и возможных последствиях этих воздействий.

Получение такой информации для принятия решений, как на федеральном, так и территориальных уровнях управления должно обеспечиваться Единой государственной системой экологического мониторинга - мониторинга окружающей природной среды, природных ресурсов и антропогенных источников воздействия на них.


Литература:

  1. Воронцов А. И., Николаевская Н. Г. Вопросы экологии и охраны водной среды. — М.: Инфра-М, 2011. — 98 с.

  2. Данилов-Данильян В. И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 233 с.

  3. Орлов Д.С. Экология и охрана гидросферы при химическом загрязнении: Учеб. пособие / Орлов Д.С, Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. - М.: Высшая школа, 2012. – 167 с.

  4. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана водной среды в России: Учеб. и справ. пособие / В. Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2012. – 289 с.

  5. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 236 с.

  6. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. - М.: ACADEMA, 2012. – 233 с.


Основные термины (генерируются автоматически): водных объектов, водных объектов, мониторинг водных объектов, мониторинг водных объектов, состояния водных объектов, Государственный мониторинг водных, состояния водных объектов, Государственный мониторинг водных, общая площадь участков, охране водных объектов, воды водных объектов, водных объектов республики, характеристиками водных объектов, качества воды, поверхностных водных объектов, общая площадь участков, оценки качества воды, состоянии водных объектов, государственный мониторинг водных, государственный мониторинг водных.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle