Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дилова, Н. Г. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества / Н. Г. Дилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5605/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе совместной деятельности учителя и учащихся.

Ключевые слова: педагогическое сотрудничество, учебно-познавательная деятельность, комплексный подход к педагогическому сотрудничеству, дидактические ситуации, содержание обучения, навыки совместной деятельности, общение, диагностика уровня развития.


Учитель занимает особое место в организации учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве. Поэтому в школьных педагогических коллективах необходимо осуществлять научно обоснованную систематическую деятельность по подготовке каждого учителя к внедрению педагогике сотрудничества в учебно-познавательный процесс.

Учебный процесс на основе педагогического сотрудничества и управление им требуют от субъектов данного процесса создания следующих условий:

  • проектирование учебно-познавательного процесса и его организация;

  • обеспечение реального педагогического взаимодействия учителя и ученика;

  • управление учебно-познавательным процессом и осуществление контроля;

  • комплексный подход к педагогическому сотрудничеству.

При организации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия прежде всего следует обратить внимание на использование передовых педагогических технологий:

  1. Учителей, применяющих в своей деятельности неактивные репродуктивные методы, ориентировать на педагогику сотрудничества на основе установления дружеских отношений с учащимися.

  2. Поставить перед учителями применяющими в основном традиционные методы обучения, цель: достижение творческих контактов с учителями-новаторами, свободно мыслящими и овладевшими современными технологиями на основе педагогического взаимодействия с учащимися в познавательном процессе.

Специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе сотрудничества состоит в том, что педагогическое взаимодействие осуществляется между учителем и группами учащихся. При этом важно обеспечить успешное решение задач, стоящих как перед учителем, так и группой учащихся.

Общие задачи решаются в следующей последовательности:

  1. Координация учебной деятельности групп учащихся на основе педагогического взаимодействия.

  2. Изучение и диагностика учителем способностей, в ходе педагогического сотрудничества.

  3. Анализ и совершенствование деятельности учителей, направленное на организацию учебного процесса в рамках педагогики сотрудничества.

Для реализации названного процесса учитель должен подготовить учащихся к решению учебных задач путем педагогического взаимодействия. С этой целью учащихся следует объединять в группы с учетом примерно равного или близкого уровня знаний, учебных умений и навыков.

Для учителей, предпочитающих применять репродуктивные методы (о них говорилось выше), в первую очередь необходимо создать условия для расширения объема их деятельности за счет сотрудничества с учащимися. В результате использования возможности каждого учителя в направлении педагогического сотрудничества его профессиональная деятельность становится интегрированная и систематизированной, в педагогической арсенале выявляются разные грани, параметры и формы взаимодействия. Установление педагогического сотрудничества между учителем и учащимся требует постановки конкретных целей для субъектов образовательного процесса (обучаемых и обучающих). Перед учителем поставлены следующие задачи:

  1. Формирование определенных учебных целей, основанных на педагогическом взаимодействии, при этом должны быть учтены интересы учащихся и их возможности вступать в сотрудничество; направленность на приобретение знаний в процессе совместной деятельности, организация личностно-ориентированного учебно-познавательного процесса с опорой на национальные и личностные ценности учащихся.

  2. Внедрение в содержание учебного процесса гуманистических понятий, моделирование развития учащихся и ученика как составной части содержания образования, определение технологии получения знаний в процессе педагогического сотрудничества.

  3. Расширение творческих возможностей учителя, исходя из требований современного учебного процесса, основанного на педагогическом взаимодействии; использование проблемного метода, уроков коллективного творчества, проектирования, игр и занятий с взаимном общением и другими педагогическими ситуациями.

Задачи учителей-новаторов по организации учебно-познавательного процесса с направленностью на взаимосотрудничество, состоят в следующем:

  1. Устранение препятствий, мешающих общению и взаимодействию между учителем и учеником, формирование у учащихся навыков взаимопонимания друг-друга и всех участников образовательного процесса, воспитание учеников в духе равенства.

  2. Самостоятельное введение в содержание обучения дополнительных компонентов со стороны учителя и учеников в процессе их взаимодействия; совместное осмысление введенных в содержание компонентов учителем и учащимися.

  3. Постепенное усложнение творческих заданий и упражнений выполняемых учащимися, с опорой на диагностику уровня их развития; формирование у учащихся навыков креативности, самостоятельности, стремления к сотрудничеству, дружбе, развитие учебных и творческих способностей.

В процессе совместной деятельности с учащимися учителя начальных классов должны решать ряд задач. В их числе:

  1. Проводить педагогический анализ всех этапов сотрудничества с обучаемыми и результатов учебно-познавательного процесса, четко определять цель, содержание и педагогические средства, обеспечивать их эффективность.

  2. Научно и дидактический обосновывать новые учебные элементы, вводимые в содержание, методику и технологии обучения.

  3. Опираясь на полученные результаты, планировать свою педагогическую деятельность на перспективу, обеспечивая динамику её совершенствования и развития.

Если учитель в своем сознании настроена введение изменений и новшеств в свою деятельность, то такое стремление обязательно проявится в руководстве учебно-познавательном процессом, построенном на педагогическом взаимодействии с учащимися и найдет отражении в следующих преобразованиях:

  • усвоение учителем критериев организации и управления учебно-воспитательным процессом на основе педагогического сотрудничества;

  • применение модели педагогического взаимодействия в учебно-познавательном процессе, обеспечивающей профессионально-личностное развитие учителя;

  • знание и использование методов диагностирования уровня развития учащихся в учебно-познавательном процессе, основанным на взаимосотрудничества учителя и учащихся;

  • овладение умениями и навыками проектирования учебно-познавательного процесса на основе педагогики сотрудничества.

Учебно-познавательная ситуация, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, по своему характеру является постоянно развивающимся процессом, в котором оптимально проявляются воля, стремления, сознательность, активность как учителя, так и учащихся.

Некоторые наблюдения показывают, что привычные учебные ситуации, приемы, методы со временем значительно осложняются, и поэтому и учителя и учащихся должны быть психологически готовы к педагогическому сотрудничеству.

В этих целях необходимо выполнить следующие условия:

  1. Совершенствовать и внедрять формы и методы педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

  2. Развивать профессионально-педагогический уровень подготовки и культуру общения учителя.

  3. Осуществлять творческий подход к учебно-познавательному процессу, основанному на педагогическом сотрудничестве, используя для этой цели соответствующие дидактические ситуации.

  4. Стимулировать эффективную деятельность учителя по организации и реализации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия с учащимися.

  5. Формировать у учителя культуру управления учебно-познавательным процессом, основанном на педагогическом сотрудничестве.

  6. Обеспечивать возможность развития у учащихся навыков совместной деятельности в решении проблем, возникающих в учебно-познавательных ситуациях.

Чтобы реализовать обозначенные выше направления с введением новых видов педагогической деятельности, учителя должны быть готовы к организации учебно-познавательного процесса на основе сотрудничества с учащимися. Такая подготовка предусматривает решение ряда педагогических и дидактических задач:

  • обогащения содержания обучения, создание обстановки дружеских и доверительных отношений между учителем и учащимися и учащихся между собой;

  • создание условий для достижения результатов в совместной учебно-познавательной деятельности, оказание взаимопомощи и поддержки в усвоении учебных материалов, всемерное поощрение и стимулирование атмосферы взаимодействия и сотрудничества;

  • развитие интересов, стремления к поиску у учащихся на основе диалога в учебно-познавательном процессе;

  • использование личного опыта учащихся в ходе изучения программного материала и освоения знаний.

Важное значение для достижения педагогических и дидактических целей учебно-познавательного процесса основанного на педагогическом сотрудничестве, имеет создание на уроках соответствующих ситуаций для коммуникативной деятельности, подбор учебных заданий и упражнений.

Наряду с изучением дидактических особенности и принципов организации процесса обучения на основе педагогического сотрудничества, учителю следует определить методику совместной учебной деятельности, формировать у учащихся навыки работы в группе, коллективе в обстановке дружеских взаимоотношений, развивать интеллектуальный потенциал учащихся.

Роль и значение учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве, состоит в том, что данный подход гарантирует непрерывное творческое развитие учащихся, формирование у них гуманных отношений и демократических принципов, что, в свою очередь, повышает эффективность образовательного процесса.


Литература:

  1. Адизов Б.Р. Бошланғич таълимни ижодий ташкил этишнинг назарий асослари: пед.фан.док.дисс... – Т.: 2003. – 320 б.

  2. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. … докт.пед.наук / - М.: 200. – 52 с.

  3. Жуманиёзова М. Муаммоли таълим жараёнида ўқувчига қўйиладиган талаблар // Узлуксиз таълим ж. – Т.: 2005. № 4. – 40 б.

  4. Ибрагимов Р. Бошланғич синф ўқувчилари билиш фаолиятини шакллантиришнинг дидактик асослари: пед.фан.док.дисс.автореф. – Т.: 2005. – 44 б.

  5. Назарова Х.П. Бошланғич синф ўқувчиларининг коммуникатив саводхонлигини таъминлашнинг дидактик асослари: пед.фан.ном.дисс. – Т.: УзПФИТИ, 1999. – 245 б.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-познавательный процесс, педагогическое сотрудничество, педагогическое взаимодействие, учитель, учащийся, совместная деятельность, образовательный процесс, учебный процесс, комплексный подход, педагогическая деятельность.


Ключевые слова

педагогическое сотрудничество, учебно-познавательная деятельность, комплексный подход к педагогическому сотрудничеству, дидактические ситуации, содержание обучения, навыки совместной деятельности, общение, диагностика уровня развития., диагностика уровня развития

Похожие статьи

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

...образовательный процесс, профессиональное образование, профессиональное обучение, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, будущий педагог, иностранный язык, коллективное взаимодействие, педагогический вуз...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения. Автор: Сидорович Валерий Брониславович. Рубрика: Педагогика.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Одна из основных целей педагогики — это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития.

Похожие статьи

Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе

образовательная функция, познавательная деятельность, обучение, развивающая функция, процесс обучения, учебный процесс, педагогический процесс, вид обучения, метод обучения, знание.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

учебная деятельность, стиль общения, учебная деятельность учащихся, учащийся, стиль, педагогическая деятельность, отношение, педагогическое общение, педагогическое общение учителя, личность педагога.

Подготовка будущего учителя к взаимодействию...

Программа учебного предмета «Практикум «Психолого-педагогические основы взаимодействия в образовательном процессе» устанавливает минимальные требования к трудовым действиям...

Перспективы использования технологии сотрудничества...

...образовательный процесс, профессиональное образование, профессиональное обучение, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность, будущий педагог, иностранный язык, коллективное взаимодействие, педагогический вуз...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов...

Педагогическое сотрудничество преподавателей и курсантов в образовательном процессе военно-учебного заведения. Автор: Сидорович Валерий Брониславович. Рубрика: Педагогика.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Применение технологии сотрудничества в процессе подготовки...

образовательный процесс, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, будущий педагог, профессиональная подготовка будущих учителей, будущий учитель, личностный аспект, педагогический вуз...

Условия успешного взаимодействия педагогических работников...

Одна из основных целей педагогики — это формирование всесторонне развитой личности в процессе педагогического взаимодействия, которое возможно только при условии, что взрослый человек является наставником.

Технология коллективного взаимодействия как способ развития...

КСО — это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми — диалогических пар.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей, имеющих комплексные нарушения развития.

Задать вопрос