Библиографическое описание:

Барабанов Р. Е. Психологический портрет человека времен тоталитаризма // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 349-350.

Каждая новая историческая эпоха характеризуется не только своеобразием общеполитической обстановки, но и тем, что представляет из себя человек – частичка того общества, в котором он растет и развивается. Мы можем перечислить великое множество примеров, исходя из которых, с уверенностью можно идентифицировать характерные черты личности определенной исторической эпохи. Веяния времени и культурно-социальное бремя, несомненно, накладывают свой отпечаток на формирование личностных психологических особенностей человека как объекта культурно-исторического наследия. Социально-политическая, экономическая и просветительская ноша возлагаются на массы людей, оставляя свой отпечаток в их уязвимом и неспособном к противостоянию сознании. Оказываясь наедине с тяготами общеполитического характера, человек не в силах отстоять свой внутренний нейтралитет и в связи с этим его сознание подвергается значительной социально-мировоззренческой трансформации. Четко прослеживаются грубые формы личностного преобразования в сфере общественной коммуникации и отношения к сложившемуся историческому периоду.

В представленной работе мы конкретно обратимся к психологическому портрету человека эпохи тоталитаризма. Тоталитаризм как таковой представляет собой совокупность общеуничижительных мер в процессе построения социально-правового общества на базе силового принуждения. Ярким примером тоталитарного общества можно считать СССР в период правления Иосифа Виссарионовича Сталина. Деморализация и психологическая депревация – именно этими словами мы можем охарактеризовать данное время в отношении человеческого самосознания в период сталинизма. Грубые античеловеческие формы носила модель тогдашнего всевластия и полноправия.

Человек, являясь природной концентрирующей силой, вбирает в себя все то, что преподносит ему время. Созидая в себе весь негатив исторической клоаки, личность человека отражает общую совокупность социально-исторических преобразований в культурно-политическом плане. Особое внимание здесь необходимо уделить формам личностного преобразования на фоне определенной исторической эпохи. На данный момент нет достоверных данных касательно того, имеет ли историко-политический режим прямое влияние на онтогенез психологического состояния человека. Косвенные данные, полученные в результате ряда исследований, безусловно, указывают на неопровержимую связь. В ходе данной работы мы попытаемся представить доказательства того, что с ходом изменения общественного режима, стиля жизни и направления мышления меняется и самобытность человеческой психологии в масштабе целого социума.

Чтобы понять механизм воздействия обще-социальных факторов на психику человека, необходимо обратиться к психофизиологии. Периоду тоталитаризма свойственна стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов и результатов действий на основе определенных представлений (так называемых стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных, общеупотребительных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними, в данном случае – на фоне принуждения, прививания «стадного» чувства в структуре собственной личностной идентификации.

Стереотипное поведение, присущее общей массе людей периода тоталитаризма, возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации о совокупности действий в историко-политической сфере. Чаще всего стереотипы возникают относительно социокультурной и морально-нравственной принадлежности человека, что характерно для режима тоталитаризма.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик тоталитаризма, а также межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и, якобы, новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации в обще-социальной среде;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам под давлением культурного и политического строя.

Во времена тоталитаризма в Советском Союзе стереотипизация в процессе познания людьми друг друга привела к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека; к замене образа человека штампом, например «И.В. Сталин — тиран», «Берия — жестокий убийца». С другой стороны, это привело к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Психика человека эпохи тоталитаризма напоминает расплавленный металл. А матрица-форма, в которую этот металл отливался, откуда бралась она? На самом деле ответ весьма простой. Вся эта каркасная форма бралась из общества, обществом диктовалась, создавалась. Ученые-психологи во многом придерживаются «социологического» взгляда на человеческую психику, считая, что именно бытие, и, прежде всего, бытие социальное, оказывает решающее воздействие на сознание.

В ходе изучения архивных данных, были выявлены следующие диспозиции в общем портрете человека времен тоталитаризма: состояние покоя, нарушенное воздействием радикальных принудительных мер, перетекало в возрастающее эмоциональное возбуждение, появлялось чувство агрессии, склонности к дивиантному поведению, перетекающее при увеличении силы раздражения в пограничное патологическое дивергентное состояние.. Так, например, при силовом воздействии и тотальном контроле возникали пассивные суицидоподобные формы мышления. Все это влияло на формирование культурно-нравственных ценностей и общественно-моральных поведенческих норм. Тоталитарный режим в свою очередь оказывал влияние на стиль и манеру общения, делая её внутренне отчужденной и грубой в скрыто-пассивной форме. Наравне с этим формировалось трепетное отношение к социальным установкам и общественным рамкам.

Нельзя говорить о том, что представители того или иного общественно-политического строя обладают определенным набором эмоционально-волевых качеств, так как в чистом виде не существует людей, которые всецело подвергались бы культурно-историческому влиянию.


Литература:
  1. Михаил Телегин, «О сознании и экологических представлениях современных подростков» - М., 2012;

  2. Батаршев А.В., «Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения» - М., 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): человека эпохи тоталитаризма, человека эпохи тоталитаризма, определенной исторической эпохи, человека времен тоталитаризма, человека времен тоталитаризма, тоталитаризма свойственна стереотипизация, тоталитаризма свойственна стереотипизация, определенной исторической эпохи, важнейших характеристик тоталитаризма, людей периода тоталитаризма, важнейших характеристик тоталитаризма, людей периода тоталитаризма, психологический феномен, режима тоталитаризма, портрету человека эпохи, режима тоталитаризма, портрету человека эпохи, времена тоталитаризма, времена тоталитаризма, Психика человека эпохи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос