Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (46) ноябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 1095 раз

Библиографическое описание:

Бакулина Ю. Б. Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 395-396. — URL https://moluch.ru/archive/46/5549/ (дата обращения: 22.08.2018).

Музыка стоит на втором месте после молчания,

когда речь идёт о невыразимом.

Ф. Ницше


В статье рассматривается такое понятие, как музыкотерапия, цель которого состоит в оказании благотворного влияния на душевное и физическое состояние ребёнка (ученика, школьника).

Мы анализируем специфику использования приёмов музыкотерапии на уроках русского языка и литературы (подбор музыкальной шкатулки к урокам, создание собственного произведения, например, сочинения после прослушивания музыки и.т.д.). В связи с этим разграничивается музыкотерапия перцептивная (направленная только на восприятие музыки) и интегративная (продуктивная, основанная на создании своего произведения после восприятия музыки).

Использование элементов музыкотерапии способствует повышению творческого потенциала ученика, раскрытию его духовных и физических сил, формированию его как личности не просто воспринимающей, но и творящей.

Ключевые слова: музыкотерапия интегративная и перцептивная, релаксация, музыкальная шкатулка к уроку, литературно-музыкальные гостиные, уроки-концерты.


Целью предлагаемого вашему вниманию доклада является обоснование необходимости, актуальности использования на уроках русского языка и литературы новых форм обучения, направленных на развитие и формирование универсальных учебных действий (личностных, общепредметных, регулятивных, коммуникативных, логических). Такой новой формой может стать нетрадиционный (интегрированный) урок (русский язык, литература, искусство, музыка).

О лечебно-профилактических и выразительных возможностях музыки заговорили в двадцатом веке, когда появилась отдельная дисциплина – музыкотерапия. Современные исследования доказали, что музыка благотворно влияет на интеллект, разум, духовную сферу и физическое состояние человека. Ещё Аристотель отмечал, что «музыка снимает тяжёлые психические переживания посредством катарсиса» [1, с. 101]. Пифагор признавал способность музыки вдохнуть гармонию в человека, изменить его внутренний мир. Педагог Я.А. Коменский ввёл музыку в число обязательных дисциплин школьной программы. Венгерский исследователь З. Кодай отмечал: «Без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент» [3, с. 23]. Интерпретируя подобные данные, Э.В. Вебер написал книгу «Музыка делает школу». Мы ни в коей мере не призываем к доминированию музыки над другими предметами школьной программы, речь идёт о системе использования благоприятного воздействия на духовное и физическое состояние школьника музыки, о внедрении элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс с целью формирования и развития УУД, о специальном подборе музыкальных произведений (классической музыки,например).

Музыка «улучшает память, интеллект, повышает чувствительность слуховых и зрительных анализаторов, умственную работоспособность» [6, с. 1], является средством пропедевтики, лечения и реабилитации соматических и психических заболеваний детей, помогает снять стресс (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова, В.М. Бехтерев, И.М. Догель).

Использование выразительных возможностей музыки благоприятно сказывается на духовном и физическом состоянии младших школьников, у которых «преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности» [7, с. 1] (Екатеринбургская школа искусств № 4, сайт). Просушивая музыкальные произведения, школьники не только причащаются к миру духовности, но и развивают свой творческий потенциал (умение видеть мир в образах, эмпатию, рефлексию). Таким образом, музыкотерапия может быть средством формирования личностных и творческих УУД: «Ощущая себя сотворцами автоа, ученики погружаются в мир ярких образов и глубоких переживаний» [2, с. 46]. Необходимо, однако, методически грамотно, с учётом различного влияния разных типов музыки, возрастных особенностей школьников, при помощи квалифицированных специалистов организовать работу по использованию музыкотерапии на уроках русского языка и литературы.

В парадигме развития современной педагогики можно выделить несколько векторов систематического применения музыкотерапии на уроках дисциплин филологического цикла (филология – часть культурологии, подобно музыке и искусству в целом):

  1. интеграция русского языка, литературы и музыки через применение нетрадиционных форм уроков: уроков-студий, уроков-концертов;

  2. внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе (литературные гостиные, литературные салоны, литературно-музыкальные вечера);

  3. элементы музыкотерапии на уроках русского языка и литературы (релаксация, музыкальная шкатулка к уроку).

Цель проведения интегрированных уроков – способствовать формированию целостного восприятия мира учащимися, развитию их творческих, логических, коммуникативных и личностных УУД.

Чаще всего я провожу интегрированные уроки в форме уроков-концертов, уроков-студий, уроков-путешествий. Так, один из уроков русского языка в десятом классе назывался «ПУТЕШЕСТВУЕМ!» и был посвящён лексике иноязычного происхождения. В течение сорока минут на машине времени ученики и ведщие, переодетые в национальные костюмы стран, из языка которых нашим языком заимствовались лексические единицы, успели «посетить» Великобританию, Бразилию, Францию, Японию и познакомиться не только с их языком, но и с их музыкой, культурой (на уроках звучали национальные ритмы народов мира – танго, джаз). Музыкальное оформление урока позволило внедрить в него элементы как рецептивной музыкотерапии, когда учащиеся только воспринимают то или иное музыкальное произведение, так и интегративной (продуктивной), когда ученикам предлагается на базе прослушанной музыки создать своё собственное произведение (например, хокку на мотивы японской музыки).

Внеклассные мероприятия по предметам филологического цикла представляют собой литературно-музыкальные гостиные, вечера, салоны («Вечер бардовской песни», «Вечер русского романса»). Одно из наиболее значимых мероприятий, проведённых мной, было приурочено ко дню Восьмое марта и представляло собой городской конкурс литературно-музыкальных композиций, когда перед участниками встала необходимость выразительно прочесть посвящённое женщине стихотворение, сопроводив это чтение музыкальным аккомпанементом. Это мероприятие активно способствовало работе над развитием творческих и коммуникативных УУД.

Один из самых популярных методов музыкотерапии – релаксация, способствующая снятию стресса и выступающая мощнейшим средством здоровьесбережения. Помимо рецептивной музыкотерапии (прослушивания музыкальных произведений), можно использовать интегративную (создание учениками собственных произведений после прослушивания музыки). Так, при изучении темы: «Фонетика. Звуки речи» учитель должен продемонстрировать ученикам выразительные возможности звуков речи, их способность передать всю гамму звуков окружающего мира. Включив диск с записью шума дождя, листьев, лесных колокольчиков, морского прибоя, можно попросить их устно или письменно нарисовать представившуюся им картину с использованием наиболее подходящих звуков речи, способных передать услышанные школьниками звуки мира. Другой способ музыкотерапии – создание своей музыкальной шкатулки к предложенному литературному произведению или языковому материалу (это способствует формированию коммуникативных УУД). Мои учащиеся однажды подготавливали музыкально-лингвистическую шкатулку «Вальс частей речи», когда каждый ученик представлял вниманию аудитории внешний вид, внутренний мир, облик той или иной части речи, музыкальное сопровождение для неё.

Педагог К. Самбурская говорила: «…Только гармония и богатство звуковой ауры способны сделать человека и мир – совершенней» [5, с. 54], эти слова как нельзя лучше подходят ко всему сказанному нами выше: на наших уроках учащиеся должны не только почувствовать себя активными, творчески мыслящими людьми, но и проникнуть в мир знаний и творчества. А если форма, в которой будут представлены знания, наполнится красками, значит, у наших воспитанников возникнет желание познавать и творчески подходить к решению филологических задач, создавать новый, прекрасный мир вокруг себя – и внутри себя.


Литература:

  1. Аристотель. Избранное. – М.: Просвещение, 1998.

  2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.: Росток, 1985.

  3. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия // Музыкальная академия. – 1993. – № 1. – С. 10 – 14.

  4. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Альфа, 2002.

  5. Самбурская К. Об активности использования музыкальных произведений при обучении детей чтению, письму и математике. – М.: Кластер, 2009.

  6. www. smolgip. ru.

  7. www. ekat.dshi. ru.

  8. www. shool. 5. tomsk. ru.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, музыкальная шкатулка, урок, музыка, внутренний мир, собственное произведение, филологический цикл, школьная программа, выразительная возможность музыки, восприятие музыки.


Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Главное в творчестве Г. В. Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал, комплексное аудиовизуальное пособие, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов, великая музыка.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер произведения, ранний возраст, музыкальная деятельность, жизненный опыт, дошкольное детство, взрослый человек.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цикл «Три детские пьесы» получил популярность в классах баяна в детских музыкальных школах (школах искусств). Учеников увлекает образность пьес, а решение технических задач продвигает учеников к элементам языка современной музыки.

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Многолетние наблюдения в ходе педагогического эксперимента с подростками, осваивают музыку по программам, основанных на принципе...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей

Музыка, которую мы видим.- М., 1990. Фомичев Ю.К. Технические средства обучения в учебном процессе детских музыкальных школ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творчество Г. В. Свиридова на уроках музыки (к 100-летнему...)

Главное в творчестве Г. В. Свиридова — это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Г. В. Свиридов вернул камерно-вокальной лирике ее крепкие преемственные связи с русской классической музыкой.

Концептуальные аспекты содержания музыкального образования...

В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.

Активизация познавательной деятельности с помощью...

Чайковский, слушание музыки, музыка, музыкальная литература, музыкальный материал, комплексное аудиовизуальное пособие, теоретический цикл, урок слушания музыки, цикл фильмов, великая музыка.

Основы развития музыкального восприятия детей старшего...

музыкальное произведение, музыкальное восприятие, ребенок, музыкальный образ, музыка, слушание музыки, музыкальная деятельность, музыкальная культура, музыкальная выразительность...

Развитие музыкальности у дошкольников посредством...

восприятие музыки, музыкальное восприятие, ребенок, музыка, характер произведения, ранний возраст, музыкальная деятельность, жизненный опыт, дошкольное детство, взрослый человек.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

Цикл «Три детские пьесы» получил популярность в классах баяна в детских музыкальных школах (школах искусств). Учеников увлекает образность пьес, а решение технических задач продвигает учеников к элементам языка современной музыки.

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора...

Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки.

Многолетние наблюдения в ходе педагогического эксперимента с подростками, осваивают музыку по программам, основанных на принципе...

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

изобразительное искусство, музыкальное произведение, цвет, цветомузыкальное восприятие, урок музыки, ребенок, форма работы, музыка, цветной слух, учащийся.

Методика применения фильмов о композиторах на уроках...

неправильное определение дидактической роли и места аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных возможностей

Музыка, которую мы видим.- М., 1990. Фомичев Ю.К. Технические средства обучения в учебном процессе детских музыкальных школ.

Задать вопрос