Влияние физической активности на интеллектуальную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 742 раза

Библиографическое описание:

Хабибуллин, И. Р. Влияние физической активности на интеллектуальную деятельность / И. Р. Хабибуллин, О. В. Азовцева, В. В. Толчев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/459/101023/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы пытаются определить, как поддержание физической активности влияет на интеллектуальную деятельность и уровень IQ, а также как тренировка сердечно-сосудистой системы связана с когнитивными способностями в молодом возрасте.

Ключевые слова: физическая активность, интеллект, уровень IQ, когнитивные способности .

Исследования современных ученых все чаще показывают четкую связь между хорошей физической подготовкой и лучшими результатами теста IQ. Самые сильные связи определяются между логическим мышлением и вербальным пониманием. Но здесь стоит понимать, что именно физическая подготовка играет роль в результатах теста IQ, а не сила. Быть в форме означает, что у вас наравне с физической формой, хорошая емкость сердца и легких, от чего ваш мозг получает много кислорода. Это может быть одной из причин, почему есть четкая связь с физической подготовкой, но не с мышечной силой.

Связь между физической подготовкой и более высоким IQ объясняют в первую очередь факторами окружающей среды, а не генами. У тех молодых людей, которые улучшают свою физическую форму в возрасте от 15 до 18 лет, повышаются когнитивные способности. В таком случае физкультура — это предмет, который занимает важное место в школах и абсолютно необходим, если мы хотим хорошо успевать по математике и другим теоретическим предметам.

Связь между физической подготовкой и умственной работоспособностью ранее была продемонстрирована в исследованиях, проведенных на животных, детях и людях старшего возраста. Однако исследования, проведенные на молодых людях, до настоящего времени были противоречивыми. Примерно в двадцатилетнем возрасте наш мозг все еще может быстро меняться в результате как когнитивного, так и эмоционального развития.

Регулярная физическая активность влияет на студентов по-разному. Таким образом, студенты первого курса оказывают более сильное влияние на изменения в умственной работоспособности и сенсомоторных навыках по сравнению со студентами второго и третьего курсов. Это связано с тем, что первокурсники больше устают в процессе обучения, адаптируясь к университетскому образованию. Стоит отметить, что физическая культура более эффективно влияет на умственную работоспособность у студентов тех факультетов, где преобладают теоретические знания. В то время как студенты с чередующимися практическими и теоретическими знаниями имеют более низкую эффективность улучшения умственной работоспособности [1, с. 58].

Можно провести параллель между кратковременной памятью человека и оперативной памятью в электронных устройствах. Оба они работают с информацией, фиксируя внимание на том, что в наибольшей степени способствует решению текущих проблем. При этом происходит фильтрация информации, которая в данный момент не требуется. Кратковременная память является основным показателем IQ, коэффициента умственного развития [2, с. 44].

Для функционирования оперативной памяти выделяется ограниченное количество ресурсов мозга. А при стрессе кратковременная память уменьшается в объеме еще больше. Однако научно доказано, что физические упражнения активизируют те области мозга, которые влияют на поддержание оперативной памяти.

Способность мозга адаптироваться к новой ситуации, окружению или последствиям травмы часто называют пластичностью мозга. Физические упражнения, отраженные в показателях сердечно-сосудистой системы, являются фактором, сильно влияющим на пластичность мозга. Добровольный бег значительно восстанавливает пул нервных стволовых клеток, нейрогенез гиппокампа и поведенческие нарушения после клинически значимой умеренной дозы облучения. Эти исследования указывают на важность физических упражнений для когнитивных функций.

Существует положительная связь между сердечно-сосудистой (или «аэробной») подготовкой и когнитивными способностями у пожилых людей. Более высокий уровень тренированности сердечно-сосудистой системы связан с увеличением объема гиппокампа, а также с улучшением функции памяти. Физическая активность в среднем возрасте, по-видимому, защищает от деменции и улучшает когнитивные функции у пожилых людей с нарушениями памяти.

Состояние сердечно-сосудистой системы и когнитивные способности в возрасте 18 лет положительно связаны. Изменение физических достижений в возрасте от 15 до 18 лет предсказывает когнитивные способности в возрасте 18 лет. Более того, состояние сердечно-сосудистой системы в раннем взрослом возрасте предсказывает социально-экономический статус и уровень образования в дальнейшей жизни. Прослеживается четкая положительная связь между состоянием сердечно-сосудистой системы и когнитивными способностями у большой популяции молодых людей. Эти результаты имеют значение для влияния физических упражнений на пластичность и гипотезы о пригодности сердечно-сосудистой системы.

В исследованиях на животных было показано, что ряд механизмов играет определенную роль в улучшении когнитивных способностей и памяти, вызванных физической нагрузкой. Из структурной и функциональной МРТ, а также когнитивных тестов и нейрофизиологии следует, что те же эффекты присутствуют в соответствующих областях мозга у людей, и вполне вероятно, что ответственны за это одни и те же нейробиологические механизмы (1). В частности, повышенная физическая нагрузка, по-видимому, снижает активацию передней поясной извилины, в то время как повышенная активация наблюдается в средней лобной извилине и верхней теменной коре (26).

Гипотеза сердечно-сосудистой пригодности предполагает, что сердечно-сосудистая (т. е. аэробная) пригодность является физиологическим посредником, который объясняет взаимосвязь между физическими упражнениями и улучшением когнитивных функций. В исследованиях вмешательства с интенсивными аэробными упражнениями у детей сообщалось об улучшении когнитивных функций, в отличие от исследований, нацеленных на умеренные уровни физической активности.

Эти результаты подтверждают идею о том, что сердечно-сосудистые упражнения улучшают когнитивные способности за счет увеличения количества циркулирующих факторов, которые положительно влияют на пластичность мозга и когнитивные функции.

Перерыв на физкультуру — это эффективная и доступная форма. Он предназначен для решения проблемы обеспечения активного отдыха студентов и повышения их успеваемости. Многочисленные исследования показывают, что после второй пары академических часов умственная работоспособность студентов начинает снижаться. Исследования показывают, что эффективность воздействия физкультурной паузы проявляется при 10-минутной паузе в повышении работоспособности на 10–12 %, при 5-минутной паузе — на 5–6 %.

Установлено, что память и внимание являются доминирующими когнитивными способности, которые определяют качество усвоения знаний студентами-спортсменами. Это связано с тем, что у студентов, которые активно занимаются спортом, занятия способствуют развитию зрительной памяти. В этом отношении визуально-образные методы обучения более эффективны для студентов спортивных специализаций.

Всестороннее развитие физических способностей учащихся с помощью организованной двигательной активности (физкультуры) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении цели и укрепляет здоровье. Также предусмотрено, что учащиеся, занимающиеся физическим воспитанием, более успешны в обучении и обладают высоким уровнем когнитивных способностей. В результате студенты, принимавшие участие в активных физических упражнениях в университете и после, продолжительностью не менее одного часа, продемонстрировали значительное улучшение концентрации, лучшую успеваемость в классе и большую гибкость при переключении с одной когнитивной задачи на другую, по сравнению со студентами, чья ежедневная физическая активность была незначительной.

Литература:

  1. Мозг и тело: как ощущения влияют на наши чувства и эмоции / Сайен Бейлок; пер. с англ. Светланы Кировой. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 264, [3] с.
  2. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 423–425.
Основные термины (генерируются автоматически): сердечно-сосудистая система, способность, умственная работоспособность, физическая активность, физическая подготовка, оперативная память, пластичность мозга, упражнение, кратковременная память, физическая форма.


Похожие статьи

Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся

В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...

Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов

В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...

Влияние шахмат на мышление и мозг

Данная статья анализирует связь между игрой в шахматы и улучшением умственных способностей и здоровья мозга человека. Исследование показывает, что шахматы обладают значительным позитивным влиянием на интеллект даже при наличии нарушений мозга, вызван...

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

Представленная научная работа посвящена двигательной активности, позволяет понять ее роль в жизни человека.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Ценность двигательной активности в молодом и среднем возрасте

В статье изложены представления о значении двигательной активности в молодом и среднем возрасте, факторах, которые влияют на увеличение активного долголетия.

Физическая культура и ментальное здоровье: как спорт помогает справиться со стрессом и депрессией

В статье автор исследует воздействие физической активности на ментальное здоровье человека. Определяется роль физической культуры и спорта в повышении качества и уровня жизни человека. Рассматривается влияние современных цифровых технологий на оказан...

Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников

В статье рассматривается, как социальная депривация влияет на формирование речи у младших дошкольников.

Похожие статьи

Физическая активность и ее связь с образованием, успеваемостью и социальной адаптацией учащихся

В данной статье автор исследует взаимосвязь физической активности с успеваемостью и социальной адаптацией обучающихся. Эта статья основывается на обзоре существующих научных исследований и эмпирических данных для обоснования данной связи. В результат...

Влияние физической активности и аэробных нагрузок на умственную деятельность студентов

В статье авторы рассматривают значимость регулярной физической активности в жизни студентов и предлагают при помощи физической активности в виде аэробных нагрузок сделать процесс обучения более эффективным, повысить продуктивность мозга и укрепить зд...

Влияние шахмат на мышление и мозг

Данная статья анализирует связь между игрой в шахматы и улучшением умственных способностей и здоровья мозга человека. Исследование показывает, что шахматы обладают значительным позитивным влиянием на интеллект даже при наличии нарушений мозга, вызван...

Влияние регулярных физических упражнений на здоровье школьников

Данная статья представляет анализ влияния регулярных физических упражнений на школьников с акцентом на их и успеваемость в школе.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность

Представленная научная работа посвящена двигательной активности, позволяет понять ее роль в жизни человека.

Нейробиологические корреляты резилентности: понимание механизмов мозга, лежащих в основе адаптивных стратегий совладания

Данная статья исследует нейробиологические основы резилентности — способности индивида справляться с трудностями и стрессом. Обзор литературы охватывает современные исследования, посвященные биологическим механизмам, лежащим в основе резилентности, в...

Ценность двигательной активности в молодом и среднем возрасте

В статье изложены представления о значении двигательной активности в молодом и среднем возрасте, факторах, которые влияют на увеличение активного долголетия.

Физическая культура и ментальное здоровье: как спорт помогает справиться со стрессом и депрессией

В статье автор исследует воздействие физической активности на ментальное здоровье человека. Определяется роль физической культуры и спорта в повышении качества и уровня жизни человека. Рассматривается влияние современных цифровых технологий на оказан...

Влияние социальной депривации на формирование речи у младших дошкольников

В статье рассматривается, как социальная депривация влияет на формирование речи у младших дошкольников.

Задать вопрос