Статья посвящена проблеме применения процессного подхода в целях совершенствования и оптимизации государственных услуг при их переводе в электронную форму. Государственная услуга рассматривается как бизнес-процесс, аналогичный существующим в коммерческих организациях, т. е. как совокупность взаимосвязанных административных процессов, в ходе которой происходит преобразование входов в выходы, представляющие ценность для граждан и организаций. Подобная точка зрения позволяет выделить и описать основные процессы оказания услуги в виде моделей «как есть» и «как должно быть». В целях моделирования процессов предоставления государственной услуги по выдаче лицензии на приобретение оружия использовался метод IDEF0.
Ключевые слова : электронное правительство, цифровое правительство, цифровая трансформация государственных услуг, государственные услуги, перевод государственных услуг в электронный вид, административные процедуры.
Основным вектором совершенствования и преобразования деятельности органов государственной власти и государственного управления в целом становится внедрение и активное распространение проектов цифрового правительства, одной из ключевых целей которых является повышение качества государственных услуг, их перевод в электронный вид и обеспечение режима непрерывного предоставления услуг по принципу 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Их достижение обуславливает в свою очередь необходимость поиска инструментов, методов и подходов, позволяющих органам власти с минимальными издержками достичь желаемого результата в области цифровой трансформации государственных услуг.
Идеи, связанные с реорганизацией внутренних и внешних процессов, достижением нового качества взаимодействия государственных и негосударственных субъектов (G2C, G2B, G2G) и использованием информационных технологий в целях повышения качества, доступности и оперативности государственных услуг, были объединены в рамках концепции «электронного правительства». Электронное правительство представляет собой не просто оказание государственных услуг с помощью Интернета и других технологий, оно охватывает широкий набор преобразований, нацеленных на переосмысление государственного управления.
В условиях всеохватывающих процессов цифровизации большее распространение получил термин «цифровое правительство». Под цифровым правительством понимается «правительство, создаваемое и действующее так, чтобы использовать преимущества цифровых данных при оптимизации, трансформации и создании государственных услуг» [9, с. 7]. Данные становятся основой для проектирования цифровых государственных услуг и реорганизации внешних и внутренних процессов, их автоматизации и цифровизации. Например, открытые данные могут использоваться в целях создания городских сервисов [11, p. 43], а данные из государственных реестров — в целях снижения издержек граждан и организаций и отказа от ручного заполнения электронных форм, что в свою очередь качественным образом изменяет деятельность органов власти.
Особенностями перехода к цифровому правительству как новой стадии электронного правительства являются следующие:
1) переориентирование правительств в сторону удовлетворения ожиданий нового «цифрового поколения»;
2) расширение сферы применения инновационных социальных технологий;
3) внедрение новых цифровых технологий, поиск направлений их применения [4, c. 22] и т. д.
В последние годы после принятия федерального проекта «Цифровое государственное управление» в РФ предпринимаются активные усилия в области оптимизации государственных услуг и перехода к новым принципам их оказания (цифровые административные регламенты, проактивность, реестровая модель и т. д.). Так 10 октября 2020 года состоялось совещание Президента и Правительства РФ, в ходе которого были обозначены следующие задачи: 1) актуализация законодательства в области внедрения новых принципов оказания государственных и муниципальных услуг (проактивность, реестровая модель) в срок до 1 июля 2021 года; 2) осуществление перевода массовых социально значимых услуг в электронный вид в срок до 1 января 2023 года [1].
В целях облегчения процесса перевода государственных услуг в электронный вид может применяться процессный подход. Под бизнес-процессом понимается «устойчивая совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя» [8, с. 36]. Если рассматривать органы власти с процессной точки зрения, то оказание государственной услуги представляет собой один из существующих бизнес-процессов организации. В таком случае по аналогии с бизнес-процессом в коммерческой организации государственная услуга является устойчивой совокупностью взаимосвязанных административных процедур, которая преобразует входы (документы и заявления) в выходы (результаты оказания услуги), представляющие ценность для граждан и организаций.
Важным этапом перехода к процессной модели управления является описание и анализ бизнес-процессов. Процесс оптимизации бизнес-процессов представляется собой уже давно отработанную технологию, которая включает в себя два ключевых этапа: 1) описание бизнес-процессов (построение модели «как есть»); 2) моделирование бизнес-процессов (построение модели «как должно быть») [6, с. 34].
Для описания бизнес-процессов и построения моделей могут применяться разнообразные методы, которые в течение долгого времени активно применяются в коммерческом секторе. В качестве наиболее известных можно обозначить следующие: BPMN 2.0, IDEF0 и IDEF3, UML, ARIS и т. д. Возможности применения этих методов были продемонстрированы в работах отечественных исследователей. Так, например, А. В. Данилин предлагает использовать UML для описания процессов предоставления услуги по смене места жительства [5, с. 76]. Д. В. Кознов, А. В. Самочадин, А. А. Азарсков, Ю. О. Чернова показывают возможности использования BPMN 2.0 на примере услуги по получению загранпаспорта гражданина РФ [10]. Г. Г. Куликов, Р. К. Габбасов, Н. Д. Навалихина, А. А. Тымченко отмечают потенциал BPMN 2.0 с точки зрения описания межведомственного взаимодействия, поскольку он обладает функционалом, позволяющий отразить разных исполнителей процесса в виде пулов и дорожек [7, с. 17].
В нашем исследовании мы решили использовать метод IDEF0, чтобы продемонстрировать возможности его применения в целях перевода государственных услуг в электронный вид и проверки возможности внедрения новых принципов их оказания. В качестве основных преимуществ использования данного метода можно обозначить следующие:
1) полнота описания процесса (возможность отразить управленческие, информационные и материальные потоки, а также обратные связи);
2) комплексность при декомпозиции;
3) возможность агрегирования потоков данных и информации;
4) наличие жестких требований методологии, обеспечивающих получение моделей процессов стандартного вида;
5) простота документирования процессов [8, с. 98].
Для демонстрации возможностей IDEF0 была выбрана услуга «Выдача гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему» из Перечня массовых социальных услуг [2]. Для решения задачи выделения процессов и сроков их исполнения был использован административный регламент предоставления услуги [3]. В результате была построена модель оказания услуги «как есть», включающая в себя 4 основных процесса:
1) прием и регистрация заявления;
2) анализ соответствия требованиям достоверности и полноты;
3) формирование и направление межведомственного запроса;
4) выдача лицензии.
В качестве основных проблем при оказании услуги были выделены следующие. Во-первых, проведение очной проверки условий хранения осуществляется параллельно с отправкой межведомственного запроса, что в случае несоответствие требования (например, наличия судимости, вскрывшейся в ходе межведомственного запроса) ведет к неэффективному распределению ресурсов (сотрудников) на проведение очного осмотра условий для хранения оружия. Во-вторых, услуга не реализуется по принципу «электронный вход-электронный выход», а также требует посещения ведомства для получения результатов оказания услуги. Это проблема может быть решаема за счет внедрения реестровой модели предоставления услуги путем внесения записи в реестр о выдаче гражданину лицензии на оружие. Исходя из этого, была построена модель «как должно быть» (рис. 1).
Рис. 1. Модель оказания государственной услуги «как должно быть»
Таким образом, метод IDEF0 может использоваться в целях перевода государственной услуги в электронный вид и ее оптимизации за счет пересмотра и улучшения административных процессов. Он позволяет отразить потоки ресурсов, проследить их, оценить возможности внедрения новых принципов предоставления государственных услуг, таких как проактивность и реестровая модель оказания услуг. Однако имеет определенные ограничения, связанные с тем, что IDEF0 прежде всего используется для описания бизнес-процессов организации на верхнем, но не детальном уровне. Кроме того, IDEF0 не позволяет отразить специфику межведомственного взаимодействия и требует определенной подготовки у владельцев бизнес-процессов (должностных лиц), что затрудняет его использование в целях перевода композитных государственных услуг.
Литература:
- Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства от 10 октября 2020 года. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64198/print.
- Приказ Минцифры России от 14 января 2021 № 9 «О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 № 600 «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_383213/6a6cf4a04746677a62f559fa8428d2148a743b35/.
- Акаткин Ю. М. Цифровая трансформация государственного управления: Датацентричность и семантическая интероперабельность / Ю. М. Акаткин, Е. Д. Ясиновская / под ред. В. А. Конявского. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 724 с.
- Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». — М.: ИНФРА-М, 2004. — 336 с.
- Ильин В. В. Реинжиниринг бизнес-процессов с использованием ARIS. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008. — 256 с.
- Куликов Г. Г. Применение принципов системной инженерии и BPMN к процессу переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид с организацией межведомственного электронного взаимодействия // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета / Г. Г. Куликов, Р. К. Габбасов, Н. Д. Навалихина, А. А. Тымченко. — 2013. — № 5. — С. 12–19.
- Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. — М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2013. — 544 с.
- Цифровое правительство 2020: Перспективы для России. — 2016. — 80 с.
- Koznov D. Towards E-Government Services in Russia. — 2011. — Режим доступа: https://www.math.spbu.ru/user/dkoznov/papers/KoznovKMIS2011.pdf.
- Olesk M. Challenges of Collaborative Digital Government: e-Participation, Open Government Data and Cross-Broder Interoperability. — Tallinn, 2020. — 229 p.