Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (459) март 2023 г.

Дата публикации: 19.03.2023

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Исмагилова, А. Г. Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с природой Республики Татарстан / А. Г. Исмагилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 12 (459). — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/archive/459/100900/ (дата обращения: 25.04.2024).



Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).

Патриотизм — это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще.

Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:

– отношение к природе родного края, родной страны;

– отношение к людям, населяющим республику, страну;

– отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

– отношение к государственному устройству.

– Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.

– В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

– обогащать знания детей о родном крае;

– воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;

– учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

– воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города (села), с республикой (областью), чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села), родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:

– история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;

– история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы — Кузнецкая и т. п.);

– здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много разных по назначению зданий — жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их соз-дания, указать на их отличие от современных зданий;

– люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты);

– места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города (села) — краеведческом, картинной галерее и др.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы. Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы. Задача воспитателей и родителей — подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Литература:

1. Закирова К. В. Хрестоматия для воспитателей дошкольных учреждений: «На поляне детства», Казань, 2011

2. Николаева С. Н. «Юный эколог», Программа экологического воспитания в детском саду, Москва, Мозаика-Синтез, 2010

3. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания// Дошкольное воспитание. — 2003. — № 6. — С.45–49

4. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду», Программа и методические рекомендации, Москва, Мозаика-Синтез, 2009

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Изд-во «Радяньска школа», 1988. — 215 с.

6. Татаринкова Л. Ю. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С.118–121

7. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К. Д. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. — 160 с.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2012. — 56 с.

9. Шаехова Р. К. «Региональная программа дошкольного образования» Төбәкнең мәктәпкәчә бирү программасы Казань, 2002

10. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 6. — С. 28.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, село, ребенок, родной город, город, детский сад, история возникновения города, музей, ознакомление детей, отношение.


Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город»...

Милана: Люблю я город свой, Люблю я край родной, И рада, что живу я тут

Дети: — в город Губкин. Цель: закрепить знания детей о родном городе Шебекино.

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области. Дети: — в город Губкин.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид.

Ознакомление детей с историей родного края средствами...

Наш детский сад является творческой лабораторией по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья и Бичуры. Так же в нашем саду реализуются программы «Бурятский сундучок», «Семейский сундучок» и программа «Казачонок».

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о

‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, город, малая родина, ребенок.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за сою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- познакомить детей с историей и современностью города Волжского; - сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях

- Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

«Азбука» включает в себя архитектурные образы, исторические и природные объекты родного города по буквам алфавита. Осваивая «Азбуку», ребёнок одновременно обучается грамоте и изучает родной город, его историю и культуру.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город?

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое...

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его

‒ Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

Конспект ООД с детьми средней группы «Мой родной город»...

Милана: Люблю я город свой, Люблю я край родной, И рада, что живу я тут

Дети: — в город Губкин. Цель: закрепить знания детей о родном городе Шебекино.

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области. Дети: — в город Губкин.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город, семья, бережное отношение, подготовительная группа, Россия, вид.

Ознакомление детей с историей родного края средствами...

Наш детский сад является творческой лабораторией по приобщению детей к истории и культуре семейских Забайкалья и Бичуры. Так же в нашем саду реализуются программы «Бурятский сундучок», «Семейский сундучок» и программа «Казачонок».

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

2. Дать детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о

‒ Познакомить детей с историческим прошлым и современной жизнью родной деревни.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

Основные термины (генерируются автоматически): родной город, город, малая родина, ребенок.

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за сою Родину, свой город, надо с детства научить его любить те места, где он родился и где живет. Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста...

- познакомить детей с историей и современностью города Волжского; - сформировать у детей представление об истории родного города, его жителях

- Представления об истории родного города, села, края (представления о возникновении города, его

Мини— рассказы детей «За что ялюблю свой город». Вед: Люблю я город свой, люблю я край родной.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

«Азбука» включает в себя архитектурные образы, исторические и природные объекты родного города по буквам алфавита. Осваивая «Азбуку», ребёнок одновременно обучается грамоте и изучает родной город, его историю и культуру.

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое...

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, Сталинградская битва, активное участие.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город...

Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город?

родной город, краеведческий материал, ознакомление дошкольников, окружающий мир, ребенок

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

ребенок, детский сад, родитель, Россия, семья, чувство, родной край, игра, патриотическое...

Задать вопрос