Разработка web-приложения для дистанционного обучения в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №11 (458) март 2023 г.

Дата публикации: 18.03.2023

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Кравченко, З. М. Разработка web-приложения для дистанционного обучения в вузе / З. М. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 11 (458). — С. 16-26. — URL: https://moluch.ru/archive/458/100830/ (дата обращения: 24.04.2024).



Согласно закону об образовании РК № 137 от 20.03.15 с изменениями от 06.10.2022 года, в нашей стране существуют правила организации дистанционного обучения на разных этапах обучения [1]. И соответственно, для осуществления онлайн-обучения ВУЗам необходима система управления обучением, где может быть предоставлен доступ к личной учетной записи, видна успеваемость, электронное расписание учебных занятий и материалы курсов. Исходя из требований для дистанционного обучения, разработано приложение, использующее следующие программные средства: Open Server Panel, CMS WordPress. Помимо программных средств используются следующие языки программирования: PHP, Java Script, HTML, CSS.

Описание процесса разработки

Запустив локальный сервер Open Server Panel, мы можем получить доступ к сайту и после установки WordPress на экране появится панель администратора или консоль.

https://lh4.googleusercontent.com/clvzqJ2AhHLg4THnJzXW8cE3_uP0khIUJAtpEx836qcsQNb3Kmowxw1Z_UiDDpdz3vQYaWzaHn3tMfuwYIBNv1ZNQIdUcQj7a-8eYFkTDtu4GQPyAM5XUzSFCrI6XHmnwLYXafDYfzng2PIv6nI0mDU

Через эту консоль будут установлены плагины, настроится тема сайта, и прочие настройки.

Главная страница сайта выглядит следующим образом [12]:

https://lh6.googleusercontent.com/xFVk_EjQrCRCQyHhv4EQMQcgbCnuTeCbl1AtC-URfDWCXH9bqeW4Cr7hb6fMQan05z9u6Dz88jBR5z2RAsBor6aCQNV6sjI_-AEBgRGxpiEUIpT_I9AvMHXLj71YJz4xKx6qbNweh65ZUHcEAOC9fE0

В консоли, в подпункте Страницы, мы можем обозревать список всех имеющихся страниц на сайте и добавлять новые.

https://lh3.googleusercontent.com/j4SwZDLCtqLA9dG9iO4VNyO4lIb8E6sGiuvSIQOB3bSE88rJ5k2upuFxd1DJx9u4Ru5n32E0_OnwTF8n-3j93spI-cI_vNzjV1AMWZcmjn0N50T1Vx-yqlcoU_7kbPIMJrmiyg6CRWi87wKvx5sMEAU

Таким образом мы создает все необходимые страницы, с использованием плагина Elementer [5].

На каждой странице автоматически добавляется Header и Footer, в которых есть ссылки на главную страницу и справочная информация. Также через верхний колонтитул происходит авторизация пользователя.

https://lh6.googleusercontent.com/Z-3MncvR_zdOaONoPTB6Okr9IsKrLeU9wHHyeXZrRMe1jaXbCZjHBYkH5U9OcdPQVj9P9czsWAxNCBeBlwdyDuC4MChYStd2SAmQi-npgrUELvsAevsJJoIX3aPEYjgwsM0O6tChMwrwiFYG3IjgjaE

Для запрета доступа к страницам сайта неавторизованным пользователям добавлено дополнительное условие в шаблоне обычной страницы.

Все неавторизованные пользователи будут переадресовываться на главную страницу, а также будет открываться форма авторизации [2].

https://lh6.googleusercontent.com/_R3undls0gDdDCPmFOFOXgH6b2MmufoQNJ61MUGvZ1d3OQFSV2xHb0c6UNyZwTRab_FNR-SfyMWlzNlFpl1dhAWK6w7NXeKOqWggGnPDt1EotZsLQw2SagL53c_BasoLnb0AwIP65E1eoeDPCbfBRkk

На сайте существует возможность входа только зарегистрированных пользователей, которых вносит администратор. Регистрация производится в разделе Пользователи консоли администратора. В этом же разделе можно посмотреть список существующих пользователей.

https://lh3.googleusercontent.com/S0bGUuO3AcUdWZsPFU7Hn3cPbTpezk2iZcYbDUsblrnM6DR1oi1Fh5E8hWzusfA6TuVJOkPLS0KHzRDJvtqEKqqUWaml6GWuODj8ieKjewavFM_L4GyLvOq7gnaNEBMLzJ_6ZTTJlJv1Alksy9CjxI8

Форма добавления нового пользователя

Тут же определяется роль нового пользователя.

Студенты получают роль Подписчик, Преподаватели получают роль Лидер группы, Администратор — Администратор.

Разделы

На главной странице внизу можно увидеть 4 раздела:

https://lh3.googleusercontent.com/nZiGEQCwZh5YFGdQ6eylq2AxfZj3Fo6JNy-q2NyVM3BSY-olXy7oSnGH8q8rF6K4arcZpaaKQFSOUJ4Xp1VDH6uEEVqyThlATHFKA0yfSlhr0eAE0zZqs-YiRZkBP6cudBT79pLs5VD0z1C9y394fGY

В разделе Расписание отображается в виде календаря расписание пользователей.

https://lh6.googleusercontent.com/XOfoMfGnt0OF_z1B0KZDBpc7LlnT7HP0xn2vhx-OrYvhz3QOWo1pUfeOmpBK01lyKyBJsaGNfIdQXmmIaoVpj7d9CvJYxW5BDug-zkqLeejCrbTVXGOn4vL36Zg_sLaAfm9RKBc1bvKtRU1f_-koTi8

Можно выбрать/поменять режим отображения расписания: Месяц/День.

Содержимое расписания выводится на страницу с помощью собственного шорткода [11].

В меню плагина The Events Calendar создаются категории мероприятий под каждую группу учащихся [3]. Это необходимо для разделения и фильтрации контента в календаре, так как по факту календарь един для всех мероприятий. За отображение необходимого содержимого отвечает написанный шорткод.

https://lh3.googleusercontent.com/arzqYF_kFRGUnRphiORlCgk5c1LXFH1FZ4qKeq2x9JR3kME2AhjpWpBEqWcnoo44WP_y6fMHZ6UiyxHMSkfMykgbxILXKBanFvzJQkgg42_QM1QjXLLsfjdgfaRQedmSkfR2y9fcqKthmYMtSblC6YM

Шорткод в WordPress — это конструкция в тексте, которая будет обработана и заменена на указанный код/текст. Обрабатывается шорткод специальной PHP функцией, указанной при регистрации шорткода.

В шорткоде указанном выше формируется второй шорткод в который добавляются названия групп, в которых состоит текущий пользователь, после чего данный сформированный шорткод исполняется на странице и отображает нужное расписание, отобранное по категориям (группам).

Дисциплины

На странице дисциплин используется встроенный шорткод плагина LMS LearnDash. Который отвечает за отображения контента страницы.

Через консоль администратора происходит добавление, редактирование и настройка курсов, занятий, тестов, тем; всего образовательного материала. Сами дисциплины создаются в подпункте Курсы.

https://lh6.googleusercontent.com/eSmFoGRJzPMQWbkq-IDi37FtU2DtFSw7D_D1b6mVt2bPONfdzNwLN08LXa2IAVqXrKvdO3OKiDXqL-ViX3YY1ZqbFWM5Y3FtIFsh7Nt5Az3WvHliu4Ti_kWEzZljmz-S_ZtAGBBTNpfbXvI-PbSotdU

Эта функция доступна администратору, то есть Преподаватель может подготовить необходимый материал, отдать администратору и тот разместит материалы на сайте. Либо можно предоставить эту функцию преподавателю, для самостоятельно наполнения контента своего предмета. Материалы, которые можно добавить: лекционный материал в виде любых текстовых описаний, либо прикрепить файлы (MS Word, PowerPoint, PDF файлы, видеоматериалы и т. д.). Помимо материалов в структуру предмета можно добавить автоматическое тестирование студентов. Которое может быть запланировано по завершению темы, модуля или всего курса.

Урок содержит в себе определенный Модуль предмета, в котором может быть включено несколько тем.

Для добавления нового предмета/дисциплины нужно в консоле выбрать вкладку Курсы, там нажать Add New. Откроется окно редактирования дисциплины.

https://lh3.googleusercontent.com/_0R2-afyGHdKqNrgsGTS4NBhAwup1jalM-_YHcbQ6ZLMIN4MoP_uVGSqeGbKbFUmUqDhuIaN-OH7-FwhdvXWMIok9niCFUTMQ5Z_LHiufk0z_DQhQogLuZua-HX3Q4rQPCPM6zqfloPJu8zB1tmGkDI

В первом разделе добавляем название дисциплины и ее описание.

Во вкладке Конструктор создается структура курса/дисциплины.

Во вкладке Настройки происходит настройка доступа к материалам и метаданным курса, параметров отображения и содержимого и тут же можно привязать отдельных пользователей к курсу.

В последней вкладке Группы мы осуществляем прикрепление определенных групп к дисциплине/курсу.

После окончания настройки курса, для того чтобы он отображался на сайте, нужно нажать кнопку Опубликовать.

Любой существующий курс можно редактировать и обновлять. И с нового учебного года или семестра определить группы, который его изучают, убрав или добавив новые.

Темы модулей/курсов и тестов настраиваются по аналогии с курсами. В разделе Тесты преподаватель в Конструкторе тестов при создании новых вопросов может выбрать тип вопроса (одиночный выбор, множественный выбор, «свободный» выбор, сортировка, «матричная сортировка», заполнение пропусков, оценка, эссе/открытый ответ) и назначить определенное количество баллов за правильный ответ. Преподаватель видит результаты тестирования своих студентов, может просмотреть их ответы. Оценка теста не заносится автоматически в журнал, преподаватель может ее использовать по своему усмотрению.

https://lh3.googleusercontent.com/l8sXxhIrdpCvQm8fU8CoSIrSSOZSnfU_6GgOgYJRsdDef_WMn09tB4klztSZSFSaBVsk4rtSOuqHSl9Ai-vl2pr0rYve8M2bFSwlsoJcr47yAlLrw-CgGAafS6cBEG4L5Gp4ilBLoMCDxQcd7kqZWas

Раздел Журнал содержит таблицу с успеваемостью по дисциплинам. Пользователи с ролью Преподавателя имеют доступ к форме выставления оценок по своим предметам. Студент видит таблицу со всеми своими дисциплинами и оценками по ним.

https://lh5.googleusercontent.com/CLjD_Vk-mLjtHVF5XUhITadL4z_9N-HWVefqP97qZJqsBHKMxlbUp5JJ2gTQwf1lGwV5gVrTlwCGep0zf0dKAKrzRb8AIoxkeDCIHqri5XZOV-WgKmHQgt8B9Hv7Iioi56i2psvnMl6WlV2Vf6E7VQY

Журнал выглядит в формате 15 недельного обучения. После 3 недель обучения считается автоматически рубежный контроль. Всего их 5. После них идет графа с экзаменационной оценкой. Итоговая считается автоматически по формуле: Итог=((р1+...+р5)*0.7)/5 + экз*0.3

Преподаватели на этой же странице видят результаты тестов по своим дисциплинам.

На странице журнала используется написанный составной шорткод [‘journal’]. [10]

https://lh6.googleusercontent.com/BP0V4FbQ2Ige3gKcTmpq0xSRWVVMryDgRdO5TqphzzV67D6VFzJG7HANxvnnVvXCGEpgLd5VloBnZ3ax6-MUOSX24Wj1RT7DNqcQYABr0qj0_Xl0qVaZJww3Q6pJ_04P4D414ISwBspcR77iVgqTjUs

В начале шорткода объявлены три переменные: id текущего пользователя, булевый флаг, отвечающий за разделение логики для преподавателя и пустой массив таблиц.

Далее объявляется переменная, в которую помещается список групп, в которых состоит текущий авторизованный пользователь [6]. После чего циклически для каждой найденной группы выполняется следующий алгоритм — определяется список всех пользователей данной группы и список дисциплин, затем производится проверка на то, является ли текущий пользователь преподавателем (лидером группы), если результат положительный, то для него формируется и выводится форма для вноса оценок в журнал, если же результат отрицательный, то формируется таблица с оценками и помещается в соответствующий массив. После прохождения всего цикла, пользователю выводятся все сформированные таблицы с оценками.

Форма для преподавателя также формируется динамически и выводится в виде HTML разметки.

За получение списка с оценками отвечает отдельный метод. В случае, если ни одной оценки еще не было поставлено, поля будут заполняться нулями.

https://lh6.googleusercontent.com/i9OUeiG4aFxp-uiNa0-7kXMnAecqIf_bhEKoSOQf4dmVckRc0cK7Ni_uVHCUnn8eofz1c67lvwCcR2KoxYKZGXdLMFNy-89cKe9TjrulyLOhto9OnP0hlaTcVMEe179A84Pv8UQSxkY2vNTVlB-zrQM

При заполнении оценочной формы преподавателем происходит обмен данных между web-интерфейсом и сервером посредством асинхронных ajax-запросов. [11] За это отвечает отдельный скрипт на языке JavaScript.

https://lh4.googleusercontent.com/xCTMhvJWTNnUre2KfmByzu4vufrvNzRzGO0tstPFXiU65t7XOdcYqvUkA24i2cX5A_E9ePzPTB4me859K40xiZwlnJE-4tgTO8jV_J6fQKm-powhjImbwwquAQAg3STLkwR9Odyl9DJhbmaj7lxSAWI

Личный кабинет содержит информацию о изучаемых курсах студентом и прогресс изучения.

У преподавателя видны дисциплины, которые он ведет.

Разработка веб-приложения велась с учетом практической направленности работы. Объяснение этапов проектирования данного сайта может помочь читателям в дальнейшей работе и в построении своего варианта сайта или веб-приложения. Дистанционное обучение в данный момент допустимо в сфере образования РК и поэтому необходимы подобные поэтапные разработки.

Литература:

  1. Закон РК «Об утверждении требований к организациям образования по предоставлению дистанционного обучения и правил организации учебного процесса по дистанционному обучению и в форме онлайн-обучения по образовательным программам высшего и (или) послевузовского образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500010768
  2. «PHP» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/PHP
  3. Руководство по PHP. Справочник функций. Функция filectime [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.php.net/manual/ru/function.filectime.php
  4. Руководство по PHP. Справочник функций. Функция Календарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.php.net/manual/ru/book.calendar.php
  5. WordPress — Плагины — Elementor — конструктор сайтов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wordpress.com/ru/plugins/elementor
  6. «PHP 5. Практика создания Web-сайтов» / Кузнецов М., Симдянов И., Голышев С. — БХВ-Петербург — М., 2017. — 960 c.
  7. «MySQL и mSQL: Базы данных для небольших предприятий и Интернета» / Р.Дж. Яргер, Дж. Риз, Т. Кинг. — М.: СПб: Символ-Плюс, 2015. — 560 c.
  8. «Изучаем HTML, XHTML и CSS» / Элизабет Фримен, Эрик Фримен. — М.: Питер, 2016. — 720 c.
  9. «Самоучитель PHP 5/6» / Кузнецов Максим — БХВ-Петербург — М., 2017. — 972 c.
  10. Шорткоды в WordPress. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wp-kama.ru/handbook/codex/shortcodes
  11. Что такое AJAX? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://itchief.ru/javascript/ajax-introduction#what-is
  12. Материалы и изображения официального сайта ЗКАТУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.google.com/search?gs_ssp=eJzj4tFP1zfMSIpPqTRMMzdgtFI1qDAxNDdMSrYwAAqkmpkbGVsZVFgYpxoYGFtappgZmZkYpyV5cV3YfmHXhQ0Xmy42AwBZhhWM&q= %D0 %B7 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %83&oq=prfne&aqs=chrome.1.69i57j46i10i131i175i199i433i512j0i10i512l3j46i10i175i199i512j0i10i512l3.2470j0j7&sourceid=chrome&ie=UTF-8
Основные термины (генерируются автоматически): HTML, PHP, преподаватель, главная страница, дистанционное обучение, дисциплина, пользователь, раздел, текущий пользователь, CMS.


Похожие статьи

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

...образование; и второй - обучение при минимальном контакте с преподавателем, когда

той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.

В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип.

WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса...

Создание открытой сетевой информационной системы...

...курсы преподавания различных дисциплин учебного плана, разрабатываемые преподавателями.

В соответствии с рисунком 1. Рис. 1. Главная страница сервиса iSpring Online.

Шаг 7. Проверяем возможность проверки преподавателем работ учеников. Рисунок 9.

Шаг 4. Регистрация пользователем участия в вебинаре, в соответствии с рисунком 15.

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle

Основные термины (генерируются автоматически): LMS, HTML, дистанционное обучение

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Сетевая система дистанционного обучения «Пегас»

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой учитель и ученик

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям

Основные термины (генерируются автоматически): LMS, HTML, дистанционное обучение

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Автоматизированная информационная система контроля знаний...

Информационная система может быть использована в дистанционной форме обучения.

Пользователь формирует запрос на получение HTML-документа с PHP-кодом (например, запрос на вывод оценок

Далее HTML-документ отправляется через канал связи обратно в браузер пользователя.

После входа появляется главная страница АИСКЗ, (см. рис. 6).

Разработка мультимедийного обучающего курса с возможностью...

Здесь студенты и преподаватели могут создавать темы с вопросами, заметками, а также добавлять сообщения в уже существующие темы. Рисунок 3. Главная страница Интернет версии обучающего курса.

После этого следует увеличить количество разделов вашего курса на единицу.

На главной странице появится новый раздел, который необходимо заполнить.

Обучение с Moodle в высшем образовании | Статья в журнале...

LMS преследует главную цель — централизовать и упростить администрирование и

справа и слева от экрана, пользователь может перемещаться из одного места в другое учителя.

Он состоит из нескольких страниц, каждая страница обычно заканчивается вопросом и

Moodle — свободная система управления обучением. PHP, LMS, дистанционное обучение, система...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие

- блок «Преподаватели» — содержит информацию о преподавателе (его контактные данные

- блок «Календарь» — содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней событиями, на

- блок «Последние действия» содержит новые для пользователя сообщения форумов, список...

Аналитическая платформа Deductor как средство анализа...

Ключевые слова: система дистанционного обучения, Moodle, Deductor.

- для пользователей-педагогов — это информация: о посещениях учебной группой

- для пользователей-разработчиков дистанционных курсов — это информация об элементах

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM...

Похожие статьи

Дистанционные технологии обучения в традиционном...

...образование; и второй - обучение при минимальном контакте с преподавателем, когда

той или иной дисциплины и получения необходимых знаний по выбранному направлению.

В основу программ дистанционного обучения закладывается модульный принцип.

WIX, курс, дистанционный образовательный курс, практический материал, главная страница курса...

Создание открытой сетевой информационной системы...

...курсы преподавания различных дисциплин учебного плана, разрабатываемые преподавателями.

В соответствии с рисунком 1. Рис. 1. Главная страница сервиса iSpring Online.

Шаг 7. Проверяем возможность проверки преподавателем работ учеников. Рисунок 9.

Шаг 4. Регистрация пользователем участия в вебинаре, в соответствии с рисунком 15.

Внедрение LMS Moodle в учебном процессе | Статья в журнале...

Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle

Основные термины (генерируются автоматически): LMS, HTML, дистанционное обучение

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Сетевая система дистанционного обучения «Пегас»

Дистанционным обучением может считаться любая форма обучения, в которой учитель и ученик

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям

Основные термины (генерируются автоматически): LMS, HTML, дистанционное обучение

Основные термины (генерируются автоматически): PHP, LMS, дистанционное обучение...

Автоматизированная информационная система контроля знаний...

Информационная система может быть использована в дистанционной форме обучения.

Пользователь формирует запрос на получение HTML-документа с PHP-кодом (например, запрос на вывод оценок

Далее HTML-документ отправляется через канал связи обратно в браузер пользователя.

После входа появляется главная страница АИСКЗ, (см. рис. 6).

Разработка мультимедийного обучающего курса с возможностью...

Здесь студенты и преподаватели могут создавать темы с вопросами, заметками, а также добавлять сообщения в уже существующие темы. Рисунок 3. Главная страница Интернет версии обучающего курса.

После этого следует увеличить количество разделов вашего курса на единицу.

На главной странице появится новый раздел, который необходимо заполнить.

Обучение с Moodle в высшем образовании | Статья в журнале...

LMS преследует главную цель — централизовать и упростить администрирование и

справа и слева от экрана, пользователь может перемещаться из одного места в другое учителя.

Он состоит из нескольких страниц, каждая страница обычно заканчивается вопросом и

Moodle — свободная система управления обучением. PHP, LMS, дистанционное обучение, система...

Административные, коммуникативные, учебные инструменты...

В статье рассматривается система дистанционного обучения Moodle, представлены общие

- блок «Преподаватели» — содержит информацию о преподавателе (его контактные данные

- блок «Календарь» — содержит сетку текущего месяца с отмеченными на ней событиями, на

- блок «Последние действия» содержит новые для пользователя сообщения форумов, список...

Аналитическая платформа Deductor как средство анализа...

Ключевые слова: система дистанционного обучения, Moodle, Deductor.

- для пользователей-педагогов — это информация: о посещениях учебной группой

- для пользователей-разработчиков дистанционных курсов — это информация об элементах

PHP, LMS, дистанционное обучение, система управления, курс, учебный процесс, HTML, SCORM...

Задать вопрос